ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 
ВВЕДЕНИЕ. 2020 год – это 75-летний юбилей Великой Победы союзных государств – Советского Союза, Великобритании и США – над нацисткой Германией. Важнейшим юридическим результатом Победы стал Устав Организации Объединенных Наций (ООН) – универсальный международный договор, инициаторами которого выступили СССР, Великобритания и США (позднее также Китайская Народная Республика и Франция), нацеленный на избавление грядущих поколений от бедствий новой мировой войны путем создания механизмов ООН по поддержанию международного мира и всеобщей безопасности. С тех пор Устав ООН стал фундаментом современного международного права, соблюдаемого государствами на разных континентах и при жизни разных поколений. Появились, однако, признаки изменений этого положения после распада Организации Варшавского договора, когда его бывшие члены – европейские социалистические государства (в т.ч. Болгария и Польша) вошли в западный военный блок – Организацию Североатлантического договора (НАТО). Похоже, что НАТО демонстрирует сейчас новое отношение к фундаментальным принципам Устава ООН, прежде всего, не соблюдая принцип использования вооруженной силы только согласно Уставу ООН. Государствачлены НАТО осуществили воздушные атаки против Сербии в 1999 году, без согласия на то Совета Безопасности. Затем западная коалиция ad hoc, возглавляемая США, использовали в 2003 году вооруженную силу против Ирака и организовали на его оккупированной территории исполнение смертного приговора президенту Ирака С. Хусейну. Даже государства «старой Европы», прежде всего Германия и Франция, не согласились с такой военной акцией США, игнорирующей Устав ООН. Недавняя эскалация противостояния США с Ираном (после убийства американцами руководителей военной миссии Ирана на территории Ирака) является еще одним подтверждением использования вооруженной силы в нарушение Устава ООН. Соучастие США в неконституционном отстранении от власти Президента Украины Януковича в Киеве 1914 года и последующая «местная война» между теми, кто признал этот государственный переворот легитимным, и теми, кто не признал – эти факты свидетельствуют об особой остроте проблемы сохранения международного мира. В такой политической обстановке риск третьей мировой войны выглядит возрастающим. Эти вызовы международному праву рассматриваются в настоящей статье.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование основано на доктринах наиболее известных ученых и иных специалистов в области международного права, а также международных материалов, включая документы международных организаций, относящиеся к теме. Некоторые из таких материалов носят алармистский характер, отмечая опасность коллапса международной правовой системы и сомнения в том, что международный правопорядок вообще можно будет восстановить в ближайшие десятилетия.
Другие – не столь пессимистичны. Аналитическая составляющая статьи охватывает также предложенные толкования Устава ООН и иных международных договоров, регулирующих межгосударственные отношения в сфере глобальной безопасности. В исследовании вовлечены разные методы, в т.ч. сравнительно-правовой, историко-правовой, метод формальной логики, включая синтез относящихся к делу фактов, а также метод аналогии в праве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что наличествует потребность в более целостном, связанном воедино международном правопорядке, в котором его ядро составляет система международного права. В контексте применимых принципов и норм международного права в настоящей статье предложены в конкретном плане результаты исследования следующих вопросов: 1) центробежные толкования международного права, отраженные в его источниках; 2) необходимость в росте роли Устава ООН в глобальной правовой системе; 3) ценность Устава ООН как документа, предупреждающего путаницу в правоприменении; 4) современное значение принципов международного права, отраженных в Уставе ООН; 5) сопоставление основных принципов международного права и общих принципов права; 6) нормы jus cogens и Устав ООН.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. По итогам рассмотрения обозначенных выше вопросов, в работе обоснован вывод о том, что в интересах сообщества государств в целом уточнять нормативную структуру современного международного права и базовую иерархию его принципов. Требуется проявлять большую скрупулезность при толковании и применении принципов международного права и общих принципов права (как они обозначены в ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Вероятнее всего, содержание норм jus cogens будет постепенно уточняться, после трудных дискуссий в международном сообществе, как на международном уровне, так и в академической среде. В фокусе таких обсуждений мог бы быть вывод, предложенный в данной статье, относительно когентности принципов, предусмотренных в Уставе ООН, в его статьях 1 и 2. Такой подход, как представляется, мог бы способствовать дальнейшему развитию международного права, более качественному регулированию современных международных отношений; это способствовало бы складыванию международной обстановки, которая в большей мере зиждется на верховенстве международного права.ВВЕДЕНИЕ. Тема имплементации международно-правовых норм обширная и многогранная, неисчерпаемая, вечно актуальная. Несмотря на многолетнюю разработку вопросов действия международного права в национальных правопорядках, тема по-прежнему остается в центре внимания исследователей. Российская международно-правовая доктрина достаточно богата опубликованными трудами по этой теме, а практика российских судов – примерами использования и применения международного права. Их представление на международном уровне может существенно обогатить базу для аналитических сравнений с практикой других стран и дальнейших исследований в этой области. Учитывая, что работы российских исследователей мало представлены в международном правовом дискурсе, монографические исследования наших соотечественников, опубликованные в крупных зарубежных издательствах, сами по себе вызывают интерес как у российских, так и у зарубежных читателей. И вместе с тем, такие публикации подспудно ставят высокую планку ожиданий от их содержания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящей статье представлено критическое осмысление того изложения международно-правовых вопросов, которое представлено в монографии профессора, доктора юридических наук С.Ю. Марочкина. Эта книга издана в 2019 г. одним из старейших издательств мира BrillNijhoff (г. Лейден, Нидерланды) – «Действие международного права в российской правовой системе. Меняющийся подход» (в оригинале: «The Operation of International Law in the Russian Legal System. A Changing Approach»). В настоящей статье, в рамках освещения составляющих книги проф. Марочкина, несомненно, полезных для науки международного права, обозначена и дискуссия с автором книги по ряду вопросов в сопоставлении с иными их трактовками в юридической науке. Особое внимание уделяется научной полемике с автором монографии по вопросам теории международного права. Анализ исследования проведен на основе общенаучных и частнонаучных методов познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изученная монография представляет нашему вниманию видение автором монографии советской и российской международно-правовых доктрин. Работа охватывает значительный период теоретического, нормативного, институционного и практического освоения проблемы имплементации международно-правовых норм государством – более трех десятилетий. Это отвечает заявленной цели исследования – показать меняющийся подход к вопросу в доктрине, судебной практике, нормотворчестве. В монографии системно изложено авторское представление сути национальной имплементации принципов и норм международного права, внутригосударственного правового и институционного механизмов такой имплементации, оценки и обобщения практики российских судов, связанной с обращением к международному праву и применением международно-правовых норм. В то же время монография изначально вызывает некоторые вопросы: 1) об авторском понимании содержания затрагиваемых понятий теории международного права; 2) о способах правообразования в национальной и международной правовой системе; 3) о составляющих элементах международной правовой системы; 4)о значении и природе самоисполнимых международно-правовых норм; 5) о проблеме международной правосубъектности; 6) о представлении автором состояния современной правовой доктрины в России.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Российская юридическая наука, законодательная и правоприменительная практика прошли достаточно солидный путь в освоении и обеспечении конституционного положения о принципах и нормах международного права и международных договорах России как составной части ее правовой системы. Монография проф. Марочкина подчеркивает важность теоретического обоснования и грамотного применения теоретических тезисов о месте и роли норм и источников международного права в пределах национальной юрисдикции, о соотношении юридической силы международных и внутригосударственных норм. Действительно, как правоведам, так и государственным структурам, непосредственно решающим вопросы о действии международно-правовых норм на практике, важно иметь целостное представление о функционировании нормативно-институционного механизма имплементации международно-правовых обязательств России во внутригосударственной сфере. В этом свете разумно придавать особое значение роли судебной власти в толковании и применении норм международного права. В работе последовательно продемонстрировано изменение отечественной практики и подходов к восприятию международного права с течением времени, отмечаются периоды подъемов и спадов в оценке его значимости и роли в правопорядке страны. Хотя исследование полноправно претендует на характеристику фундаментального, автор все же допускает, как представляется, некоторые теоретические «погрешности», осложняющие правильное понимание проведенной аналитической работы и полученных научных результатов. Представляется, что этим автор монографии сам себе бросает вызов. В данной статье в продолжение темы, поднятой автором монографии, высказаны предложения о том, как распутать некоторые узлы обозначенных доктринальных противоречий.
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 
ВВЕДЕНИЕ. В современном мире существенно возросло количество преступлений, совершаемых в киберпространстве. Регулярно появляются новые виды вредоносного программного обеспечения, используемого для достижения незаконных целей. По оценкам экспертов, материальный ущерб мировой экономике от преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, исчисляется триллионами долларов США. Такие масштабы требуют эффективных средств правового регулирования отношений, складывающихся в киберпространстве. Кибербезопасность считается одной из самых актуальных тем современного международного права, крайне важной для обеспечения национальной безопасности государств. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы в целях негативного воздействия на экономические, социальные, культурные и политические отношения, нанести ущерб экономическому, военному, оборонному потенциалу государства и общества. В связи с этим международное сообщество проявляет серьезную заинтересованность в разработке многосторонней правовой основы сотрудничества в области кибербезопасности. Однако единый подход к решению данной задачи на международной арене пока так и не выработан, поскольку сложность правового регулирования киберпространства обусловлена виртуальной характеристикой складывающихся в этой сфере отношений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили труды российских и зарубежных исследователей в области международного права, международно-правовые акты, принятые в рамках ООН и Европейского Союза, проекты конвенций ООН, национальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Китайской Народной Республики и др. государств, а также материалы судебной практики международных судов. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенный анализ показал, что несмотря на применимость принципов и норм современного международного права к информационной сфере, требуется универсализация существующего международно-правового регулирования применительно к киберпространству с учетом его определенной специфики и в целях эффективного правого противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в незаконных целях. Усилия государств по разработке специальных правил поведения в киберпространстве сконцентрированы в настоящее время на узкой сфере вопросов, касающихся прав человека, конфиденциальности данных и др. Далеко не все государства заинтересованы в создании современного и эффективного механизма сотрудничества в киберпространстве, открыто выступая против разработки новых международно-правовых инструментов. По этой причине российская инициатива о необходимости принятия Конвенции ООН «О сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности» не нашла поддержки, что влечет за собою отсутствию полноценной универсальной международно-правовой базы сотрудничества в сфере киберпространства.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. В статье на основании анализа доктрины и практики обосновывается вывод о необходимости создания универсальной международно-правовой базы сотрудничества в сфере киберпространства. В современном международном праве кибербезопасность является одной из самых актуальных проблем, непосредственно связанной с безопасностью государства. Различие подходов государств к проблеме обеспечения кибербезопасности на современном этапе влечет за собою отсутствие эффективной многосторонней правовой основы сотрудничества в данной сфере.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 
ВВЕДЕНИЕ. Настоящее исследование посвящено анализу средств правовой защиты, доступных жертвам, пострадавшим от предпринимательской деятельности транснациональных корпораций. Целью исследования является оценка эффективности доступных средств правовой защиты от неблагоприятного воздействия предпринимательской деятельности транснациональных корпораций на права человека. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть обязательства транснациональных корпораций в современном международном праве, роль государств в защите прав человека от деятельности транснациональных корпораций, изучить содержание права на эффективное средство правовой защиты, а также охарактеризовать существующие средства правовой защиты в современном международном праве.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При написании работы были проанализированы последние теоретические исследования передовых западных ученых, нормативные документы, рекомендации и отчеты договорных органов ООН по правам человека, международные договоры в области прав человека и обширная судебная практика ЕСПЧ. В ходе исследования применялся сравнительно-правовой и формально-логический метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В последние годы значение мягкого права в области международного бизнеса и прав человека все больше усиливается. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека стали основой для проекта юридически обязательного договора, устанавливающего международно-правовую ответственность транснациональных корпораций и других коммерческих предприятий. Нельзя не отметить и последние нововведения в проекте, связанные с введением экологической реабилитации в качестве одной из обязательных форм возмещения ущерба. Действительно, рассматривая массовые нарушения прав человека транснациональными корпорациями, мы часто сталкиваемся с нанесением серьезного ущерба окружающей среде, в результате чего нарушаются именно экологические права человека. Учащающиеся случаи подобных нарушений привели к необходимости совершенствования международных и внутригосударственных средств правовой защиты.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В результате проведенного исследования можно заключить, что средство правовой защиты будет считаться эффективным, если оно является доступным, приемлемым, адекватным и своевременным. Эффективное средство правовой защиты от деятельности ТНК должно обеспечивать адекватное возмещение или нивелирование причиненного ущерба и привлекать ТНК к ответственности за нарушение прав человека с целью обеспечить подобное возмещение. В свою очередь, доступ к средствам правовой защиты складывается из двух взаимосвязанных элементов: наличия механизма рассмотрения жалоб, предоставляющего возмещение ущерба от связанного с предпринимательской деятельностью ущерба и наличия у пострадавших лиц доступа к этому механизму. Доступ к средствам правовой защиты должен предоставляться без дискриминации по какому-либо из запрещенных признаков и учитывать положение уязвимых групп населения. Подход к расчету компенсации или выбору средства правовой защиты должен быть индивидуализированным, учитывающим социальный и правовой статус пострадавшего лица.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО 
ВВЕДЕНИЕ. Поскольку в современном мире существует немало угроз, государства рассматривают суть безопасности в разных ее проявлениях. Стоит отметить расширительное понимание безопасности, т.к. имеется огромное количество направлений нашей жизни, к которым данное понятие применяется. Одним из векторов, направленных на обеспечение безопасности (защиты) жизни и здоровья человека, является так называемые СФС-меры. В научной литературе довольно широко рассматривались СФС-меры, принимаемые государствами, под которыми понимаются обязательные для исполнения санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования и процедуры. Новизна исследования заключается в том, что СФС-меры будут проанализированы с точки зрения их использования как скрытых барьеров в международной торговле, а также насколько часто они используются, когда конкретная санитарная или фитосанитарная мера, введенная государством или сохраняемая в силе одним из членов международной организации, сдерживает или потенциально может сдержать экспорт его товаров.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В международной торговле отдельные вопросы рассматриваемой проблемы регулируются статьей XX ГАТТ, а также специальным Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС-мерам). При этом в статье не затрагиваются меры по соображениям безопасности, отраженные в статье XXI ГАТТ-94.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором сделан вывод о том, что СФС-меры являются скрытыми барьерами в международной торговле. Однако можно установить «правила игры», договориться в заключаемых соглашениях по этой проблеме о правилах применения СФСмер, минимизировав возможность их недобросовестного использования. Что касается права ЕАЭС, то оно влияет на развитие принимаемых международных норм в рассматриваемой сфере.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Насущность рассмотренных в статье вопросов исходит из того, что каждый житель любого государства так или иначе хочет быть уверенным в безопасности того, что он потребляет, и государство или ряд государств в рамках международной организации обязаны это обеспечить. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – не исключение, перед ним также стоят аналогичные задачи. В статье проанализированы результаты деятельности в сфере принятия решений по СФС-мерам в рамках международной организации региональной экономической интеграции – ЕАЭС.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 
ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена проблеме выявления идеолого-правовых основ международного сотрудничества уголовной полиции. Международное право рассматривается в работе как особая идеологическая форма права. Одной из функций этого права является функция организации сотрудничества в противодействии преступности на международном уровне. Сегмент международного права, регулирующий сотрудничество уголовной полиции в рамках такой организации как Интерпол, прежде всего задействован в осуществлении этой функции.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применяя социоаксиологический подход к праву, который заключается в рассмотрении права не как совокупность норм, а как системы конвенциональных ценностей, формируемых на основании потребностей и интересов социальных акторов в процессе правового дискурса, анализируют идеолого-правовые основы деятельности Интерпола. В качестве материалов используются международные документы, регламентирующие деятельность Интерпола, документы, регламентирующие деятельность НЦБ Интерпола МВД России, а также теоретические материалы (статьи и монографии), которые способны пролить свет на проблемы формирования и развития этих идей и ценностей на уровне доктрины. В работе проводится функционально-структурный анализ правовой идеологии Интерпола. Используются диалектический, системный, формально-логический и сравнительно-правовой методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Авторы формируют теоретическую модель структуры правовой идеологии и определяют ее базовые функции. Ее содержание, представленное ценностями, идеями и принципами, может быть как формализовано в юридических документах (на международном и/или национальном уровне), так и не формализовано содержаться в публичном правовом дискурсе в правоохранительной сфере. На функциональном уровне правовая идеология Интерпола формирует идеологические основы правоприменительной деятельности, правовой базы борьбы с преступностью и со-
трудничества в правоохранительной сфере, правоохранительной практики, легитимирует международное сотрудничество в области борьбы с преступностью, консолидирует международные усилия в сфере противодействия преступности и упорядочивает международное сотрудничество в этой области. Она также способствует универсализации международного правопорядка и формированию правовой политики борьбы с преступностью.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Правовая идеология Интерпола представляет собой сложную систему, обладающую пока еще не до конца изученным функциональным потенциалом. Особый характер идей и ценностей (правовых ценностей), лежащих в основе правовой идеологии Интерпола, их востребованность обусловлены ее специфическими функциями востребованными на современном этапе развития международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Правовая идеология Интерпола выступает содержательно специфичной уже на ценностном уровне ввиду того, что включает правовые ценности конвенционального типа, а также правовые идеи их концептуализирующие и принципы, ориентирующие на эти ценности. Ее содержание постоянно трансформируется сообразно изменению реалий международных отношений в процессе постоянного публичного правового дискурса в правоохранительной сфере. В настоящее время ее содержательная «гибкость» и функциональный потенциал дают возможность воспринимать ее как важный фактор развития международного права.
ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 
ВВЕДЕНИЕ. Взаимодействие правовых систем представляет собой серьезный вызов для науки международного права. Особую специфику такое взаимодействие приобретает в интеграционных образованиях, правовой базой для функционирования которых являются международные договоры. Характерной особенностью таких образований является прямое действие их правовых актов в отношении частных лиц. В статье рассматриваются различные подходы к взаимодействию международного финансового права как подотрасли международного права и права ЕС, выделяются различные модели и типы такого взаимодействия.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование основано на эмпирических материалах правового характера в сфере финансов, в том числе международных договорах, судебных решениях, документах рекомендательного и программного характера. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы, в том числе логический, исторический, аналитический и сравнительно-правовой методы, метод прогнозирования и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Типология взаимодействия может быть осуществлена на основании различных критериев. Взаимодействие международного финансового права и права ЕС происходит как по модели взаимодействия общего и специального режима в международном праве, так и по модели реализации международного права в национальной правовой системе. Первая модель использовалась в двух случаях: при заключении международных договоров, учреждающих европейское интеграционное образование, и при вступлении в него новых членов (генетическое взаимодействие), а также при выходе из него (терминальное взаимодействие). В период текущего функционирования ЕС приоритетной является вторая модель. В рамках второй модели могут быть выделены такие способы взаимодействия, как инкорпорация и отсылка. Отдельно нужно выделить инкорпорацию мягко-правовых норм, которые могут реализовываться как в правовых актах ЕС, так и рекомендациях, принимаемых институтами и органами ЕС.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В результате анализа правотворческой и правоприменительной практики ЕС в финансовой сфере автор заключает, что разделение между монизмом и дуализмом проводится в правовой системе ЕС по критерию самоисполнимости международных договоров. Взаимодействие международного финансового права и права ЕС происходит на уровне принципов и на уровне базовых идей и ценностей современного мира, сформулированных в рамках международных форумов и организаций. Взаимодействие происходит как на уровне «общее международное право – право ЕС в целом», так и на уровне «международное финансовое право – финансовое право ЕС».
ВВЕДЕНИЕ. Одной из основных задач, которая стоит перед государствами в условиях роста мирового населения, является удовлетворение растущей потребности в обеспечении стабильной, дешевой и экологически безопасной энергии. Решение этих вопросов может осуществляться как посредством правового регулирования, так и посредством внедрения новых технологий, включая постепенный переход к возобновляемым источникам энергии. Несомненным лидером в данном направлении можно считать Европейский союз, где за последние два десятилетия была осуществлена масштабная трансформация внутреннего рынка энергии, которая привела к пересмотру традиционных представлений о его функционировании. Однако новый правопорядок способствовал появлению новых проблем, в том числе международного характера, которые предстоит решать исключительно в рамках международного права. В связи с этим в настоящей статье проанализированы актуальные правовые вопросы функционирования энергетического рынка ЕС и их соотношение с международным правом, в том числе обязательствами, вытекающими из соглашений ВТО, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а также договоров в области охраны окружающей среды. В частности, особый акцент делается на анализе основных положений Третьего энергетического пакета в части регулирования газовой сферы, в том числе в связи с реализацией проекта трансграничного газопровода «Северный поток – 2». Наконец, в статье рассматриваются основные положения недавно принятого пакета «Чистая энергия для всех европейцев».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили многосторонние международные договоры, а также нормативно-правовые акты и иные официальные документы, принятые в рамках Европейского союза. В основу исследования также вошли труды отечественных и зарубежных ученых. В рамках исследования были использованы общенаучные методы, а также такие специальные методы, как историко-правовой, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведеное исследование показывает, что акты, принимаемые в рамках Европейского союза в области энергетики, могут находиться в противоречии с некоторыми действующими международноправовыми нормами, закрепленными, прежде всего, в соглашениях ВТО и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Кроме того, авторами показано, что имплементация положений Третьего энергетического пакета государствами – членами ЕС должна осуществляться с учетом совместимости принятых норм с международно-правовыми нормами по защите окружающей среды.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. По итогам исследования авторы пришли к выводу, что, несмотря на решительность европейского законодательства, ему противопоставлено международное право, которое должно восстановить нарушенный баланс в отношениях с заинтересованными сторонами, прежде всего с Россией. Авторами также предлагается разработать и принять ряд универсальных документовпоохране окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере энергетики, в том числе для предотвращения трансграничного загрязнения воздуха на большие расстояния и при разработке и добыче топливно-энергетических ресурсов морского дна.
МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО 
ВВЕДЕНИЕ. Основной целью настоящего исследования является анализ положения института медиации в Республике Узбекистан и определение направлений, нуждающихся в дальнейшем реформировании. Данная статья отражает существующую ситуацию по внедрению процедуры медиации в Республике Узбекистан, раскрывает существующую законодательную базу и обращает внимание на пробелы. В ней указаны изменения в законодательстве, внесенные в связи со вступлением в силу Закона «О медиации» в гражданско-процессуальный, гражданский, налоговый, экономический процессуальный кодексы, а также в закон «О третейских судах».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При написании статьи был изучен опыт Сингапура, Китая, Германии, Италии и других стран по внедрению института медиации, их положительные практики, проведено сравнение судебной и внесудебной медиации, отмечены преимущества и недостатки медиации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье раскрыты некоторые проблемы внедрения медиации на современном этапе развития общества, кратко раскрыто содержание закона «О медиации», которым регулируются отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также к индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений. В данной статье даны некоторые рекомендации для успешного внедрения института медиации в Узбекистане и популяризации данного института среди населения.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье даны рекомендации выработать стратегию по развитию и продвижению медиации, обучать всех студентов юридического направления дисциплине «Медиация», выделить коммерческую медиацию как одно из направлений подготовки медиаторов, внедрить судебную медиацию и сделать процедуру медиации обязательной для определенного типа дел, а именно – обязательно проводить первую сессию медиации, а продолжение процедуры оставить на усмотрение сторон. Кроме того, в статье высказано предложение о внесении изменений в законодательство, отмечающее, что все организации с государственной долей должны внести в свои договоры оговорку, предусматривающую обращение к альтернативным методам разрешения споров, в частности к медиации при возникновении спорной ситуации.
ISSN 2619-0893 (Online)