Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Санитарные и фитосанитарные меры как скрытые барьеры международной торговли в рамках ВТО и ЕАЭС (теория и практика)

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-1-66-78

Полный текст:

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Поскольку в современном мире существует немало угроз, государства рассматривают суть безопасности в разных ее проявлениях. Стоит отметить расширительное понимание безопасности, т.к. имеется огромное количество направлений нашей жизни, к которым данное понятие применяется. Одним из векторов, направленных на обеспечение безопасности (защиты) жизни и здоровья человека, является так называемые СФС-меры. В научной литературе довольно широко рассматривались СФС-меры, принимаемые государствами, под которыми понимаются обязательные для исполнения санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования и процедуры. Новизна исследования заключается в том, что СФС-меры будут проанализированы с точки зрения их использования как скрытых барьеров в международной торговле, а также насколько часто они используются, когда конкретная санитарная или фитосанитарная мера, введенная государством или сохраняемая в силе одним из членов международной организации, сдерживает или потенциально может сдержать экспорт его товаров.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В международной торговле отдельные вопросы рассматриваемой проблемы регулируются статьей XX ГАТТ, а также специальным Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС-мерам). При этом в статье не затрагиваются меры по соображениям безопасности, отраженные в статье XXI ГАТТ-94.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором сделан вывод о том, что СФС-меры являются скрытыми барьерами в международной торговле. Однако можно установить «правила игры», договориться в заключаемых соглашениях по этой проблеме о правилах применения СФСмер, минимизировав возможность их недобросовестного использования. Что касается права ЕАЭС, то оно влияет на развитие принимаемых международных норм в рассматриваемой сфере.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Насущность рассмотренных в статье вопросов исходит из того, что каждый житель любого государства так или иначе хочет быть уверенным в безопасности того, что он потребляет, и государство или ряд государств в рамках международной организации обязаны это обеспечить. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – не исключение, перед ним также стоят аналогичные задачи. В статье проанализированы результаты деятельности в сфере принятия решений по СФС-мерам в рамках международной организации региональной экономической интеграции – ЕАЭС.

Об авторе

Н. А. Воронцова
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия

Наталья Анатольевна Воронцова, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права

Проспект Вернадского, д. 76, Москва, 119454



Список литературы

1. Антонова Д., Гальцева М., Цаплина А. 2017. Подходы к понятию «Санитарная и фитосанитарная мера» в праве Всемирной торговой организации (ВТО) и праве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). – Право и экономика. № 3. С. 16-22.

2. Ануфриева Л.П. 2016. ЕАЭС и «право ЕАЭС» в международно-правовом измерении. – Московский журнал международного права. № 4. С. 78-87. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2016-4-48-62

3. Арнаутов О.В. 2016. Анализ нормативной базы Евразийского экономического союза в сфере качества и безопасности пищевой продукции. – Кубанский научный медицинский вестник. № 2. С. 7-12. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2016-2-7-12

4. Богатырев А.Г., Шулятьев И.А. 2014. Урегулирование международных торговых споров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). – Современный юрист. № 2. С. 56-75.

5. Воронцова Н.А. 2014. Правовой анализ положений Договора о Евразийском экономическом союзе. – Московский журнал международного права. № 4. С. 78-87. https://doi.org/10.24833/0869-00492014-4-78-87

6. Воронцова Н.А. 2015. Либерализация торговли в рамках Евразийского экономического союза (на примере Соглашения ЕАЭС-Вьетнам). – Московский журнал международного права. № 4. С. 103-115. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-4-103-115

7. Воронцова Н.А. 2018. Всемирная торговая организация: к вопросу об упрощении таможенных процедур торговли. Часть I. – Московский журнал международного права. № 1. С. 44-59. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-44-59

8. Гуляева Т.К., Никитина В.А., Федосов Я.К. 2015. Принцип недискриминации в «праве ВТО». – Российский внешнеэкономический вестник. № 8. С. 82-91.

9. Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А. 2013. Регулирование торговых отношений в странах членах ВТО на основе многосторонних соглашений. – Пищевая промышленность. № 9. С. 54-58.

10. Зенкин И.В. 2010. Международное торговое право. М.: Центральный издательский дом. 462 с.

11. Кадышева О.В. 2014. К вопросу о прецедентном характере решений Органа по разрешению споров во Всемирной торговой организации. – Евразийский юридический журнал. № 6. С. 97-101.

12. Карро Д., Жюйар П. 2002. Международное экономическое право. М.: Международные отношения. 580 с.

13. Лифшиц И.М. 2019. Членство Европейского союза в международных организациях в контексте его правосубъектности. – Московский журнал международного права. № 1. С.54-67.://doi. org/10.24833/0869-0049-2019-1-54-67

14. Митин А.Н. 2014. Что мы знаем о принципах и правилах ВТО? – Право Всемирной торговой организации: влияние на экономику и законодательство государств Европейско-Азиатского региона. Отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Статут. С. 22-27.

15. Рачков И.В. 2019. Всемирная торговая организация: право и институты. М.: Институт права и публичной политики. 294 с.

16. Смбатян А. С. 2012. Всемирная торговая организация: уникальность и адекватность. – Право ВТО. № 1. С. 4-11.

17. Шумилов В.М. 2013. Феномен права ВТО и законодательство России. – Современный юрист. № 2. С. 88106.

18. Alcover M. 2017. Russian Federation – Measures on the Importation of Live Pigs, Pork and Other Pig Products from the European Union (Russia–Pigs (EU)), DS475. – World Trade Review. Vol. 16. No.4. P. 757-761.DOI: 10.1017/S1474745617000404

19. Boklan D., Lifshits I. 2019. Eurasian Economic Union Court and WTO Dispute Settlement Body: two Housewives in one Kitchen. – Russian Law Journal. Vol. 7. No. 3. P. 169-193. https://doi.org/10.17589/2309-8678-2019-7-3169-193

20. Bosshe, P., Zdouc, W. 2013. The law and Policy of the World Trade organization. Text, Cases and Materials. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press. 1112 p.

21. Boza S., Muñoz J. 2017. Factors underlying sanitary and phytosanitary regulation for food and agricultural imports notified by WTO members. – The Journal of International Trade & Economic Development. Vol. 26. Issue 6. P. 712-723. https://doi.org/10.1080/09638199.2017.1293712

22. Orefice G. 2017. Non-Tariff Measures, Specific Trade Concerns and Tariff Reduction. – World Economy. Vol. 40. Issue 9. P. 1807-1835. https://doi.org/10.1111/twec.12447

23. Sanitary and Phytosanitary Measures and Non-tariff Barriers to Trade under the WTO and Cotonou Agreements. CTA International Seminar. 2002. Brussels. 21 p. URL: https://www.tcd.ie/Economics/staff/amtthews/FoodPolicy/CourseMaterials/Readings/O%27Connor_SPS_barriers.pdf (accessed 16.09.2019).

24. Weiler J.H.H. [et al.]. 2017. International and Regional Trade Law: The Law of the World Trade Organization Unit VIII: General Exceptions. 137 p. URL: http://www.jeanmonnetprogram.org/wp-content/uploads/WTOUnit-8-General-Exceptions-2017-diton.pdf (accessed 16.09.2019).


Для цитирования:


Воронцова Н.А. Санитарные и фитосанитарные меры как скрытые барьеры международной торговли в рамках ВТО и ЕАЭС (теория и практика). Московский журнал международного права. 2020;(1):66-78. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-1-66-78

For citation:


Vorontsova N.A. SPS Measures as Hidden Barriers to International Trade within WTO and EAEU (theory and practice). Moscow Journal of International Law. 2020;(1):66-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-1-66-78

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)