Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Московский журнал международного права» (МЖМП) издается с 1991 г. и является старейшим в России ежеквартальным научно-теоретическим и информационно-практическим изданием в области международного права.

По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал входит в число ведущих российских научных периодических изданий. 

Основная цель деятельности журнала заключается в объединении интеллектуальных усилий научной общественности различных государств, направленных на повышение роли международного права и его науки. В состав Редакционной коллегии и Редакционного совета журнала входят известные ученые в области международного права и права Европейского союза из Российской Федерации и иностранных государств.

«Московский журнал международного права» создавался как научная трибуна для различных точек зрения на современное состояние международного права, толкование и применение его принципов и норм, договорных и обычных. Спектр рассматриваемых вопросов - традиционно широкий, включая вопросы теории международного права, правовые проблемы международной безопасности, вопросы международного гуманитарного права, космического права, воздушного права, дипломатического и консульского права, морского права, права международных договоров, соотношения международного и национального права. Неоднократно поднимались в журнале вопросы территории в международном праве, международного экологического права, разнообразные аспекты международного частного, предпринимательского, инвестиционного и налогового права. На страницах журнала всегда предоставляется место молодым авторам – студентам и аспирантам юридических факультетов, отводится место анонсированию новой юридической литературы. Наконец, в журнале публикуются международные конвенции, документы международных организаций, двусторонние договоры и законы Российской Федерации.

Текущий выпуск

№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 

6-20 119
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Право на справедливое вознаграждение за труд является одним из основополагающих прав человека. Нормы, касающиеся установления достаточного размера минимального заработка, нашли свое отражение в положениях особо значимых международных актов универсального и регионального уровней. В настоящее время Российская Федерация несет международно-правовые обязательства по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, положения которого закрепили право всех трудящихся на вознаграждение, которое бы обеспечивало им и членам их семей удовлетворительное существование (ст. 7). Настоящая статья посвящена исследованию соответствия минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, международным трудовым стандартам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При подготовке данной работы были проанализированы документы и информационные материалы, в которых отражены критерии, используемые международными организациями (ООН, Международной организацией труда, Советом Европы, Европейским союзом, Организацией экономического сотрудничества и развития), в целях оценки достаточности размера минимального заработка. Отдельное внимание уделяется сформированной Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций Международной организации труда группе критериев, связанных с потребностями работников и их семей, посредством которых происходит определение размера минимальных зарплат в тех или иных государствах-членах Международной организации труда. Приводятся статистические данные о минимальных заработках в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе. Исследуются акты внутреннего права Российский Федерации, касающиеся установления минимального размера оплаты труда. Также анализируются статистические сведения Росстата о средней и медианной заработных платах в нашей стране. При написании настоящей статьи были использованы как общенаучные (методы формальной логики), так и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) и иные (статистический) методы научного познания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ материалов, используемых при подготовке настоящей статьи, показал, что международные организации и их контрольные органы не указывают на необходимость соблюдения государством определенной процедуры исчисления минимального трудового вознаграждения, а  лишь акцентируют внимание на его достаточном размере, составляющем допустимую процентную долю от среднего и (или) медианного заработков. Отмечается, что за последние несколько лет процедура исчисления минимального размера оплаты труда в России претерпела несколько реформирований (дается краткая характеристика этим изменениям). Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости дальнейшего повышения минимального размера оплаты труда в нашей стране.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В заключении делается вывод, что в Российской Федерации предпринимаются действия, направленные на повышение оплаты труда работников, тем не менее, российский минимальный размер оплаты труда в настоящее время является недо[1]статочным (не соответствующим международным трудовым стандартам). Отмечается, что практическое осуществление заключений Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, касающихся ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, оказало бы положительное влияние на обеспечение эффективного осуществления права работников на справедливое вознаграждение за труд, которое могло бы гарантировать им и членам их семей достойный уровень жизни. Кроме этого, обращается внимание на желательность следования рекомендациям Международной организации труда для оценки достаточности установленного в нашей стране минимального размера оплаты труда, а также на возможность ратификации Российской Федерацией Конвенции № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран. Подчеркивается целесообразность закрепления постепенного следования к установлению отношения минимального размера оплаты труда к средней заработной плате в размере не менее 50 % либо возвращения к использованию медианной зарплаты в качестве критерия, установив соотношение минимального размера оплаты труда к медианной зарплате в размере не менее 60 % как четкий ориентир государственной политики, направленный на обеспечение соблюдения международных обязательств при выполнении конституционной гарантии, предусмотренной п. 5 ст. 75 Конституции РФ.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: минимальный размер оплаты труда, международные трудовые стандарты, Международная организация труда, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, справедливая оплата труда, достойный уровень жизни, Российская Федерация.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

21-37 78
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) функционирует уже более 8 лет и за это время достиг определенных успехов в сфере экономической интеграции. Однако для продолжения поступательного развития требуется постоянная работа по совершенствованию институциональной структуры, в том числе Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК, Комиссия), используя для этого опыт более развитого интеграционного объединения – Европейского союза (далее – ЕС). В статье исследуется право ЕЭК на обращение в Суд Евразийского экономического союза.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области европейского права и права ЕАЭС, а также проанализированы правовые акты ЕС и ЕАЭС. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы – формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Как следует из анализа правоприменительной практики ЕЭК, практически ежегодно в ходе мониторинга исполнения государствами-членами права Союза, Комиссия выявляет различные нарушения интеграционного правопорядка, чаще всего это касается обязательств в сфере функционирования внутреннего рынка ЕАЭС. По итогам мониторинга Комиссия направляет государствам-членам уведомления, оформленные в виде решений, которые государства-члены обязаны исполнять, однако в дальнейшем Комиссия не может воздействовать на них, в случае их неисполнения решения Комиссии. Таким образом, Евразийская экономическая комиссия, как регулирующий орган Союза, на данном этапе развития евразийской интеграции не имеет достаточно полномочий по выполнению задач, возложенных на нее Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС, Договор) и иными правовыми актами. В связи с чем, необходимо внести изменения в правовые акты, регулирующие деятельность ЕЭК, в частности предоставить Комиссии право на обращение в Суд ЕАЭС по делам о неисполнении государств-членов предписаний права Союза. При том, важно отметить, что Европейская комиссия (далее – ЕК, Комиссия) обладает соответствующим правом, что дает ей возможность более эффективно выполнять задачи, возложенные на нее учредительными договорами ЕС – это, в свою очередь, позволяет ЕАЭС перенимать положительные черты функционирования ЕК, тем самым совершенствуя деятельность Евразийской экономической комиссии.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В рамках исследования авторы анализируют правовое положение ЕЭК, ее полномочия, основания для обращения Комиссии в Суд ЕАЭС, компетенцию Суда ЕАЭС, а также перспективы развития права ЕЭК на обращение в Суд. Авторами проводится краткий сравнительно-правовой анализ полномочий Евразийской экономической комиссии и Европейской комиссии, а также компетенции Суда ЕС и ЕАЭС. Выделяется основная проблема – отсутствие у ЕЭК полномочий по обращению в Суд с заявлением о привлечении к ответственности государства-члена, нарушившего нормы права Союза. По результатам исследования, авторы предлагают решение указанной проблемы, путем внесения изменений в учредительный договор Союза.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО 

38-50 80
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Генеральное соглашение Международной ассоциации по свопам и деривативам (МАСД) возможно является наиболее авторитетным трансграничным договорным стандартом в мире финансов. Оно также служит примером для авторов стандартной документации локального масштаба, составляемой с целью правового регулирования порядка заключения и исполнения внебиржевых деривативных сделок при помощи двухсторонних договоров. Однако, международные стандартные договоры не ограничиваются соглашениями МАСД. Валютный комитет (ВК) предлагает альтернативу документации этой влиятельной профессиональной ассоциации для заключения сделок с иностранной валютой, которая представляется достойной внимания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Международное рамочное соглашение для валютных сделок и опционов (МРСВСО) и другие рамочные договоры послужили основным материалом для настоящей публикации. Ее методологическая основа представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также специальными юридическими методами. В частности, формальный юридический метод применялся для буквального толкования положений документации ВК, исторический метод использовался для описания процесса развития соглашений ВК, а сравнительно-правовой метод был применен для сопоставительного анализа законодательства разных стран, где это было целесообразно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье приведен общий анализ рамочных договоров на финансовых рынках с целью рассмотрения рамочных соглашений ВК в более широком контексте стандартной документации на финансовых рынках. Анализ рамочных договоров ВК проведен путем рассмотрения порядка заключения и исполнения валютных сделок, а также договорных механизмов снижения риска, таких как ликвидационный неттинг и применение финансового обеспечения. Также статья затрагивает вопросы применимого права и принудительного исполнения договорных положений в контексте российского правового регулирования. Хотя российский суд признает выбор права сторонами соответствующего рамочного соглашения ВК, обращение взыскания на обеспечение и ликвидационный неттинг в ходе несостоятельности российских юридических лиц не гарантированы в силу отсутствия признания соглашений ВК российскими властями.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Автор приходит к выводу о том, что рамочные договоры ВК не в состоянии составить конкуренцию документации МАСД. Однако, они востребованы среди определенных финансовых институтов, активных на валютном рынке. Кроме того, в отличие от МАСД ВК не ограничил доступ к своей документации для российских сторон и не исключил российские лица из перечня своих членов. Для развития отечественного валютного рынка представляется целесообразным расширить перечень признаваемых рамочных соглашений путем включения в него соглашений ВК. Такое расширение не только позволит в большей степени соответствовать требованиям УНИДРУА, но и соответствует целям заключения сделок с банками из «дружественных» России юрисдикций.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 

51-62 153
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Принцип jura novit arbiter или jura novit tribunus представляет собой проекцию доктрины jura novit curia на международные арбитражные разбирательства, свободную от особенностей национального законодательства. Значение применения этого принципа заключается в возможности третейского суда принимать участие в установлении содержания применимых норм права. С учетом особенностей международного арбитража jura novit arbiter существенно ограничивается в целях защиты интересов спорящих сторон. Однако подобное ограничение имеет как положительные, так и отрицательные правовые последствия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материалов для исследования были использованы международные договоры, регулирующие установление содержания применимого права, практика международного коммерческого и инвестиционного арбитражей, демонстрирующая способы установления пределов свободного усмотрения третейского суда и соответствующие последствия ограничения принципа jura novit arbiter, а также труды российских и зарубежных ученых. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специально-юридические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании проводится анализ применения принципа jura novit arbiter в международном арбитраже, который позволяет авторам представить классификацию основных ограничений его действия. В статье приводятся практические примеры взаимодействия принципа jura novit arbiter с отдельными видами институтов, направленных на сужение сфер его применения.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Исследование вопроса позволило авторам сделать следующие выводы. Во-первых, существуют три основных ограничителя свободного усмотрения арбитров:  1) принцип запрета выхода за пределы запрошенных сторонами средств правовой защиты (далее – ne ultra petita), 2) требование о ведении надлежащего арбитражного разбирательства в части права быть услышанным и связанного с ним критерия «предвидимости» (далее – due process), 3) обеспечение скорости и эффективности арбитражного разбирательства (далее – expediency and efficiency). Во-вторых, ограничение принципа не всегда приводит к ожидаемым результатам: с одной стороны, оно направлено на обеспечение правовой определенности и предсказуемости арбитражного разбирательства и его результатов, обеспечение прав и интересов сторон. С другой стороны, указанные ограничения на практике обнаруживают ряд недостатков: отсутствуют заранее определенные условия исключения применения принципа ne ultra petita, категория «предвидимости» носит оценочный характер, а нарушение баланса между expediency and efficiency и jura novit arbiter влияет на корректность применения и толкования норм права.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 

63-76 134
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Расширение сообщества государств с обретением независимости бывшими европейскими колониями в Латинской Америке стало новым историческим фактом, который способствовал эволюции международного права. На базе латиноамериканской доктринальной мысли и дипломатической международной практики были провозглашены принципы, закрепленные сегодня в универсальных международно-правовых актах. Международное право зачастую рассматривается с евроцентристской точки зрения, при таком взгляде влиянию латиноамериканской доктрины на развитие международного права на универсальном уровне остается мало внимания. Поэтому представляется целесообразным осветить вопрос – в исторической ретроспективе – о вкладе латиноамериканских государств в формирование международного права и международного правосознания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами для исследования послужили международно-правовые нормы универсального и регионального характера, труды отечественных и латиноамериканских ученых. При написании статьи были использованы общенаучные и частнонаучные методы, а именно, дедукции и индукции, анализа и синтеза, исторический метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье раскрываются истоки доктрин международного права, разработанные латиноамериканскими авторитетными юристами-международниками, государственными и политическими деятелями в XIX-XX вв. Данные доктрины оказали значительное влияние на становление и развитие международного права не только в латиноамериканском регионе, но и в мире в целом, повлияли на выработку позиций латиноамериканских государств на международной арене.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. В статье обосновывается вывод о том, что необходимо рассматривать современное международное право с учетом значимого вклада латиноамериканских государств в его эволюцию на универсальном уровне; раскрывается взаимосвязанность принципов в доктринах латиноамериканских юристов и государственных деятелей, вошедших в систему международного права на универсальном уровне.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 

77-94 1552
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. За последние два десятилетия блок западных стран усилил давление на Российскую Федерацию посредством попыток расширить зону своего влияния, равно как и вмешательство во внутренние дела государств Восточной Европы. Ответные шаги России на эти действия, воспринятые в качестве угрозы своим интересам, были встречены использованием всех доступных средств, включая механизмы международного уголовного правосудия. В данной статье предлагается проанализировать судебные разбирательства в Международном уголовном суде, инициированные в течение последнего десятилетия, с критических позиций рассмотреть возможность применения механизма национальных юрисдикций против российских граждан или украинских граждан, связанных с Россией, для целей оценки правомерности таких действий и предложить международно-правовые варианты решения возникающих в этом контексте вопросов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В начале статьи содержится краткий обзор судебных разбирательств, инициированных в последнее десятилетие против Российской Федерации и лиц, предположительно связанных с российскими интересами, в рамках международного правосудия. В дальнейшем фокус исследования будет сосредоточен на аспектах международного уголовного правосудия, которые представляют интерес из-за их потенциального влияния на международный мир и безопасность. На основе рассмотренных ранее решений международных судебных органов и с учетом развития обычного права, четвертый раздел статьи посвящен деятельности Международного уголовного суда и попыткам западного блока расширить его юрисдикцию с целью увеличения давления на государства, находящихся вне сферы влияния западных стран. После исследования особенностей и потенциальных рисков применения принципа универсальной юрисдикции в последних двух разделах будут рассмотрены мирные средства разрешения международных споров, а также заключительные выводы по основной теме данного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Принимая во внимание нормы международного обычного права, имманентную природу договорного права и решения международных судебных органов, можно сделать вывод, что инициированная кампания против Российской Федерации в судебных органах, независимо от того, являются ли они органами национальной судебной системы или имеют международную природу, основанную на международных договорах, в большей степени может обострить напряженность между Россией и западным блоком, чем урегулировать какой-либо конкретный спор между ними.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Результаты, представленные в данной статье, показывают, что любая односторонняя попытка государства или группы государств проводить кампанию против третьих государств и лиц, не входящих в сферу действия ООН, с целью привлечения любого из них к ответственности сообразно ценностям и принципам определенной группы государств является неправомерной. Такое государство или группа государств могут урегулировать споры только с помощью вариантов, которые с меньшей вероятностью повысят степень угрозы международному миру и безопасности .

Объявления

2023-09-08

EXTENDED DEADLINE FOR PARTICIPATION AT THE INTERNATIONAL CONFERENCE “CURRENT INTERNATIONAL LEGAL REGIME OF NATURAL RESOURCES OF CELESTIAL BODIES: THE IMPACT OF LEGISLATIVE

The University of Belgrade Faculty of Law together with the International Law School of MGIMO-University invites you to participate in the International Conference

 “Current International Legal Regime of Natural Resources of Celestial Bodies: The Impact of Legislative Innovations».

The Conference will take place on the October 12th 2023, at the University of Belgrade Faculty of Law and online via Webex platform.

Participants at the International Conference in Belgrade are invited to discuss the results of their research on international space law. Specifically, following topical issues are proposed (but not limited) to be discussed: what is the state of the legislation on space activities of those states that do not plan to conduct such activities in the foreseeable future? In what direction should the majority of states that are not parties to the Artemis Accords focus the current international legal space policy? What is the optimal specification of the applicable international legal mechanisms of regulation of natural resource activities in outer space, considering the named legislative innovations of the United States and its partners? What are the options for an effective and constructive response on the part of the majority of the states of the world participating in the 1967 Outer Space Treaty to those changes in the legal regime of the use of natural resources of celestial bodies that are caused by the “Artemis Accords”?

We cordially invite you to participate in the International Conference in Belgrade in presence or online.

We kindly invite all interested speakers at the conference to submit to the Organizing Committee the title of the presentation together with a short abstract on the topic that will presented (not more than 100 words) before September 15, 2023.

The official email address for submission of abstracts and registration is the following:

conference.ub.mgimo@ius.bg.ac.rs

See you in Belgrade!

Invitation letter

The Organizing Team

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.