Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-2

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

6-21 1649
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Космическое пространство становится все более конкурентной средой, что, безусловно, является стимулом для государств размещать обычное оружие в космосе. Однако Договор по космосу 1967 г., закрепляющий действующий правовой режим, не содержит положений о законности размещения оружия в космическом пространстве. С начала 1980-х гг. многосторонний дипломатический процесс по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК)  был  направлен  на  разработку  нового международного  договора,  предусматривающего прямой запрет размещения оружия в космическом пространстве. Тем не менее, государства до сих пор не достигли согласия о таком договоре о запрещении оружия. В статье анализируется влияние международных переговоров на международное право, а именно на правовые проблемы в режиме, установленном Договором по космосу.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье анализируются  тексты  международных  договоров, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, договорные инициативы, заявления государств, а также доклады по результатам международных переговоров. Аналитическую основу составляют положения о толковании международных договоров, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров. В ходе исследования использованы историко-правовой метод, а также общенаучные методы, такие как анализ, синтез, аналогия и дедукция.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье раскрываются механизмы, с помощью которых многосторонние переговоры по ПГВК проясняют и оказывают влияние на международное право в области размещения оружия в космическом пространстве. Так, переговоры привели к тому, что государства сообщили о своих правовых позициях по данному вопросу, что имеет особую ценность, поскольку разъясняет, как государства толкуют международное право, а также позволяет оценить, представляет ли собой непрерывная практика отказа государств размещать кинетическое оружие в космическом пространстве последующую практику в соответствии с п. 2b ст. 31 Венской конвенции.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье утверждается, что многосторонние переговоры нарушили «правовое молчание» относительно размещения оружия в космосе. В то время как три выявленных механизма помогают прояснить положения международного права, они также влияют на сущность права. Переговоры по ПГВК не привели к четкому запрету размещения оружия в космосе. Однако переговоры повлияли на международное право в той степени, что действующее международное право не предусматривает разрешения таких действий. В результате становится очевидно, что данный вопрос регулируется международным правом, т.е. пробел в Договоре по космосу несомненно является пробелом в международном праве.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОНФЕРЕНЦИЙ 

22-39 1064
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена анализу международной правосубъектности Евразийского экономического союза алее – ЕАЭС) в контексте осуществления им международного сотрудничества. Рассматривается практическая реализация правовых возможностей использования потенциала межрегионального взаимодействия на примере международно-правового сотрудничества Союза с региональными комиссиями ООН, которые относительно недавно вошли в круг его внешнеполитических интересов. Авторами также изучена роль Российской Федерации в практической реализации указанного трека сотрудничества Союза с учетом ее председательства в органах ЕАЭС в 2018 г.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основу настоящего исследования составляют правовые акты, касающиеся внешнеполитической стратегии ЕАЭС, теоретические труды ученых, посвященные международной правосубъектности интеграционных образований, официально опубликованные документы и рабочие материалы Евразийской экономической комиссии. Методологическая база исследования сформирована с применением таких методов формальной логики, как анализ, синтез и индукция, наравне с использованием специальных методов познания правовой действительности, необходимых для проведения комплексного правового исследования, в том числе формально-юридического (догматического) и сравнительно-правового методов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании приведено правовое обоснование истинности научного подхода относительно того, что c формально-юридической точки зрения региональные интеграционные объединения не отличаются от «классических» межправительственных организаций и, как результат, являются такими же полноценными субъектами международного права. Это видно на примере изучения соответствия юридической природы ЕАЭС признакам международной организации. С учетом того, что одной из составляющих международной правосубъектности Союза является реализация им международной деятельности, проведен сравнительный анализ основных направлений международного сотрудничества Союза за пятилетний период его функционирования с акцентом на детальное изучение международно-правового взаимодействия ЕАЭС с региональными комиссиями ООН. Несмотря на тот факт, что пять региональных комиссий были закреплены в правовых актах (касающихся внешнеполитической стратегии ЕАЭС) в категории потенциальных партнеров, к углублению связей с которыми Союз будет стремиться в приоритетном порядке, отмечается несбалансированность практической реализации данного подхода с учетом детального изучения проводимых мероприятий: в то время как наиболее плодотворное международное сотрудничество было действительно реализовано Союзом с Европейской экономической комиссией, в значительно меньшей степени – с Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана. Сотрудничество с другими региональными комиссиями либо отсутствует вовсе, либо находится лишь на начальном этапе. При этом Российская Федерация сыграла ведущую роль в реализации основных целей евразийской интеграции во время своего председательства в 2018 г., став флагманом в вопросах разработки и принятия главами государств Союза 6 декабря 2018 г. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В отношении прогнозирования перспектив дальнейшей реализации направлений внешнеполитической стратегии Союза отметим, что, прежде всего, с учетом очевидной нарастающей активности международного сотрудничества ЕАЭС с региональными комиссиями ООН представляется логичным при формировании и принятии последующих актов, определяющих векторы международной деятельности Союза, перейти от рассмотрения их в категории «потенциальных партнеров» к категории тех международных организаций, с которыми необходимо создание новых и развитие уже существующих механизмов сотрудничества. В условиях современных геополитических тенденций актуальность и целесообразность укрепления дальнейшего практического сотрудничества ЕАЭС с региональными комиссиями ООН обусловлена необходимостью устойчивого социально-экономического развития евразийского региона и расширения международных связей Союза, что может быть реализовано совместно с рабочими органами ООН путем экспертно-аналитической поддержки общих проектов, обмена опытом нормативного регулирования в ряде сфер экономик и социальной политики, сотрудничества в области технического регулирования и стандартизации. Принимая во внимание перспективность развития указанного направления международного сотрудничества ЕАЭС, подчеркнем, что одним из ключевых факторов, который в данном аспекте может оказать значительное влияние в среднесрочной перспективе, является активное участие Российской Федерации в укреплении статуса ЕАЭС как одного из важнейших структурных элементов современной системы международных отношений.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 

40-52 414
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена анализу содержания основных законодательных актов, регулирующих деятельность лоцманов и лоцманских обществ в дореволюционной России. Актуальность исследования обеспечена недостаточной изученностью в отечественной науке специфики правового регулирования деятельности лоцманской службы в Российском государстве в дореволюционный период.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Главными источниками исследования явились нормативные документы, прежде всего законодательные акты общегосударственного значения, посвященные торговому мореплаванию и опубликованные в Полном собрании законов Российской империи и Своде законов Российской империи, которыми были урегулированы вопросы финансового обеспечения и социального положения лоцманов в Российской империи, их ответственности. Методологию составили принципы, применяемые в юридических исследованиях, а также общенаучные и специальные методы правовых исследований (сравнительно-правовой, системный, формально-юридический методы, историко-юридический анализ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучен отечественный опыт нормативной регламентации лоцманского дела, а именно рассмотрены Морской регламент 1722 г., Положение о морских лоцманах 1890 г., Устав Общества Санкт-Петербургских лоцманов 1896 г. и иные правовые акты данного периода. Установлена специфика правового регулирования лоцманской службы в дореволюционной России.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Отмечено, что регламентация лоцманских обществ как одного из профессиональных союзов осуществлялась под контролем государства. Констатируется, что законодательство Российской империи, определяющее статус лоцмана в период XVIII – конца XIX в., было, по сравнению с законодательством европейских государств, вторичным и во многом отстающим от последнего. Акцентируется внимание на том, как с развитием законодательства изменялись структурная организация лоцманской службы, ее правовое положение.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО 

53-64 1431
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В последние годы юридические вопросы, касающиеся возможного использования технологий, связанных с искусственным интеллектом, в военных действиях в ходе вооруженного конфликта, стали предметом повышенного внимания на международном уровне. Наиболее масштабные дискуссии по правовым аспектам, связанным с новыми технологиями в области смертоносных автономных систем вооружений, ведутся в рамках Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (КНО).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Статья посвящена актуальным межправительственным дебатам в рамках КНО, международно-правовым рамкам, относящимся к вооруженному конфликту, развитию соответствующих технологий. Автор прослеживает текущие направления дискуссий и формирует аналитическую основу для содействия применению юридической ответственности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.  Государства-участники КНО придерживаются различных позиций по вопросу о том, имеется ли потребность в принципиально новом правовом регулировании или же существующего международного  гуманитарного  права  достаточно. Принимая во внимание эти непримиримые разногласия, автор предлагает аналитические рамки, направленные на обеспечение применимости международно-правовой ответственности в отношении использования в вооруженном конфликте технологий, связанных с искусственным интеллектом.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ.   Учитывая спектр упомянутых технологий, использование искусственного интеллекта в вооруженном конфликте может осуществляться в различных тематических и функциональных областях: не только в ходе ведения военных действий, включая применение оружия, но и при задержании, оказании гуманитарного содействия, в военноморских системах, атакже многих других сферах. Идентификация общих концепций и специфических характеристик, необходимых для реализации международно-правовой ответственности применительно к спектру таких областей может помочь выработке схем, обеспечивающих уважение права, регулирование поведения, реализацию ответственности, а также расширению потенциально консенсусных сфер правового регулирования.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 

65-76 1291
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье на основе положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других правовых документов проанализированы актуальные вопросы текущего и перспективного международно-правового регулирования использования морских автономных надводных судов (МАНС), способных в ближайшее время полностью преобразовать сферу судоходства и международных морских перевозок.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проблемы, затронутые в работе, структурно подразделены на три основные группы. Первая из них связана с антропоцентризмом права «доцифровой эпохи», т. е. с его неспособностью работать с другими автономными субъектами, кроме людей и различными формами их организации. Вторая определяется специфическими характеристиками самих автономных систем, в числе которых выделяется их недетерминированность и способность к самообучению. Третья группа имеет прямое отношение к правовому обеспечению кибернетической безопасности МАНС в новых условиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При написании работы авторы исходили из того, что проблема распространения действия норм международного морского права на МАНС не может быть решена простым переносом их регулирующего воздействия на новые субъекты бъекты) – системы искусственного интеллекта или сами автономныесуда. Подобная переадресация невозможна, поскольку человеческий и искусственный интеллект используют совершенно различные алгоритмы принятия решений.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Основной вывод работы заключается в том, что широкое внедрение МАНС в практику международных морских перевозок станет переломным моментом не только для самого порядка их осуществления, но и для алгоритма правового регулирования этой сферы общественных отношений. Поскольку основным результатом появления автономных судов станет постепенное снижение роли человеческого фактора в управлении ими в пользу искусственного интеллекта и сопутствующих ему автоматизированных систем, международное морское право вряд ли сможет продолжать действовать в существующем виде. Потребуется большая работа по адаптации и изменению его норм в соответствии с новыми реалиями «цифровой эпохи» развития человечества.

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 

77-87 1074
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В настоящей работе на основе анализа международных актов, а также практики их применения рассматриваются проблемы международно-правового регулирования взаимодействия при выявлении, расследовании и предупреждении преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и в сфере компьютерной информации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал для исследования включает соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г. и в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г., а также другие международно-правовые документы в рассматриваемой сфере. В работе использованы сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и другие научные методы познания общего и частного характера.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ.   Результатом проведенного исследования является общая оценка состояния международно-правовой базы взаимодействия государств при выявлении, расследовании и предупреждении преступлений в информационно-телекоммуникационной сфере, а также анализ той ее части, которая имеет юридическую силу для Российской Федерации. Раскрытыструктура, проблемные моменты и направления развития международно-правового регулирования в указанной сфере.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. На основе проблемного анализа современного опыта международно-правового регулирования сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и в сфере компьютерной информации, авторы пришли к выводу, что существующая международно-правовая база для такого сотрудничества носит недостаточный характер и нуждается в совершенствовании как на универсальном, так и на региональном уровне.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ ПРАВО 

88-101 620
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В некоторых областях регулирования международной спортивной деятельности доминирующая роль принадлежит lex sportivа (например, установление правил спортивных соревнований) или праву, созданному государством / государствами (например, борьба с преступностью в спортивной сфере). В ряде сфер регулирующее воздействие одновременно оказывают и международное спортивное право, и lex sportivа. Целью статьи является рассмотрение того, как два данных нормативных комплекса способствуют соблюдению прав человека в спорте. Три задачи, которые преследовал автор, – подвергнуть анализу процесс интерференции регулятивных усилий на примерах запрета дискриминации, применения lex mitior, противодействия допингу в спорте.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В каждом из трех рассматриваемых случаев перечислены применимые международно-правовые акты и акты lex sportivа, изучена отечественная и зарубежная доктрина, привлечены материалы практики Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и Спортивного арбитражного суда (КАС). Из общенаучных методов использовались субстратный (содержательный), структурный и системный подходы, в качестве использованных частнонаучных методов следует назвать сравнительно-правовой и герменевтический подходы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.  Раскрыто

содержание международно-правовых и корпоративных стандартов, сформировавшихся в сфере запрета  дискриминации,  применения  lex mitior, противодействия допингу. В результате их сравнения автор приходит к следующим выводам: международное право и lex sportivа единодушны в вопросе о необходимости искоренения дискриминации в спорте; lex sportivа стремится к применению правового стандарта lex mitior; в сфере борьбы с допингом выявлен ряд несоответствий между международно-правовыми и корпоративными стандартами, признаваемыми lex sportivа.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Запрет дискриминации являет собой пример гармонизации, в результате которой требования международного спортивного права и lex sportivа взаимно дополняют и усиливают друг друга. Второй изученный случай – пример успешной рецепции lex sportivа правовой концепции lex mitior, давно известной национальному и международному праву. При противодействии допингу на современном этапе доминирует lex sportivа, и несоблюдение  в  полном  объеме  требований «должной процедуры» и, в частности, презумпции невиновности профессиональных спортсменов не может не вызывать обеспокоенность академического сообщества и ЕСПЧ.

102-109 495
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье рассмотрены глобализационные процессы с точки зрения их влияния на спорт, а именно интеграция спорта в актуальные программы ООН на базе актов Генеральной ассамблеи и сопутствующих рамочных стандартов. Автор анализирует практику государствчленов, системы Организации Объединенных Наций, международных спортивных организаций по созданию основы для совместных действий в области спорта. Актуальность исследования в анализе новейших побудительных нормативов ООН: Казанского плана действий и Глобального плана действий по повышению уровня физической активности на 2018–2030 годы, активную роль в реализации которых играет Россия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При проведении исследования автор опирается на зарубежную доктрину, практику работы вовлеченных в международное спортивное движение субъектов, акты ООН. Методы исследования: диалектический подход к познанию работы ООН, позволяющий проанализировать ее в историческом развитии и функционировании в контексте координации сотрудничества в сфере спорта. Сравнительно-правовой метод и диалектика определили выбор конкретных методов исследования: компаративного и формально-юридического.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.  На  основе

анализа актов ООН, затрагивающих влияние глобализации на спорт, рассмотрено развитие международных отношений в системах интеграционных спортивных связей, сделан вывод, что в сфере  международного  инструментария  вырабатывается новая модель регулирования спорта целостный конгломерат норм и правил, обуславливающий глобализм спорта  и  достижение социально значимых целей ООН.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Автор доказал потенциал анализируемых актов ООН в деле сопровождения международных спортивных мероприятий, пришел к выводу о необходимости посредством инициатив в сфере спорта поощрять его как средства содействия развитию и миру и тем самым неизбежно включать перманентное сотрудничество государств в рамках мирового спортивного движения в повестку дня в области развития. Приведенные в статье доводы в пользу новой модели спортивно-правового регулирования призваны упорядочить международно-правовой комплекс норм, затрагивающий спорт.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)