Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Актуальные вопросы международно-правового регулирования плавания морских судов без экипажа

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-2-65-76

Полный текст:

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье на основе положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других правовых документов проанализированы актуальные вопросы текущего и перспективного международно-правового регулирования использования морских автономных надводных судов (МАНС), способных в ближайшее время полностью преобразовать сферу судоходства и международных морских перевозок.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проблемы, затронутые в работе, структурно подразделены на три основные группы. Первая из них связана с антропоцентризмом права «доцифровой эпохи», т. е. с его неспособностью работать с другими автономными субъектами, кроме людей и различными формами их организации. Вторая определяется специфическими характеристиками самих автономных систем, в числе которых выделяется их недетерминированность и способность к самообучению. Третья группа имеет прямое отношение к правовому обеспечению кибернетической безопасности МАНС в новых условиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При написании работы авторы исходили из того, что проблема распространения действия норм международного морского права на МАНС не может быть решена простым переносом их регулирующего воздействия на новые субъекты бъекты) – системы искусственного интеллекта или сами автономныесуда. Подобная переадресация невозможна, поскольку человеческий и искусственный интеллект используют совершенно различные алгоритмы принятия решений.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Основной вывод работы заключается в том, что широкое внедрение МАНС в практику международных морских перевозок станет переломным моментом не только для самого порядка их осуществления, но и для алгоритма правового регулирования этой сферы общественных отношений. Поскольку основным результатом появления автономных судов станет постепенное снижение роли человеческого фактора в управлении ими в пользу искусственного интеллекта и сопутствующих ему автоматизированных систем, международное морское право вряд ли сможет продолжать действовать в существующем виде. Потребуется большая работа по адаптации и изменению его норм в соответствии с новыми реалиями «цифровой эпохи» развития человечества.

Об авторах

В. В. Гаврилов
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Вячеслав Вячеславович Гаврилов, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного публичного и частного права, Юридическая школа

690950, г. Владивосток, ул. Суханова,8



Р. И. Дремлюга
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Роман Игоревич Дремлюга, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного публичного и частного права, Юридическая школа

690950, г. Владивосток, ул. Суханова,8



Список литературы

1. Chesterman S. 2020. Artificial Intelligence and the Problem of Autonomy – Notre Dame Journal on Emerging Technologies. Vol. 1. Issue 2. P. 211-250.

2. Chircop A. 2017. Testing international legal regimes: The advent of automated commercial vessels. – German Yearbook of International Law. Vol. 60. P. 109-142.

3. Egeland K. 2016. Lethal Autonomous Weapon Systems under International Humanitarian Law. – Nordic Journal of International Law. Vol. 85. Issue 2. P. 89-118. https://doi.org/10.1163/15718107-08502001

4. Fagnant D., Kockelman K.M. 2014. The Travel and Environmental Implications of Shared Autonomous Vehicles, Using Agent-Based Model Scenarios. – Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 40. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.trc.2013.12.001

5. Katsikas S.K. 2017. Cyber Security of the Autonomous Ship. – Proceedings of the 3rd ACM Workshop on CyberPhysical System Security – CPSS ’17. Abu Dhabi. P. 55-56. http://dx.doi.org/10.1145/3055186.3055191

6. Kavallieratos G., Katsikas S., Gkioulos V. 2019. Cyber-Attacks Against the Autonomous Ship. – Computer Security. SECPRE 2018, CyberICPS 2018. Lecture Notes in Computer Science. Ed. by S. Katsikas [et al.]. Vol 11387. Cham: Springer. P. 20-36. https://doi.org/10.1007/978-3030-12786-2_2

7. Kraska J. 2010. The Law of Unmanned Naval Systems in War and Peace – Journal of Ocean Technology. Vol. 5. Issue 3. P. 44-68.

8. Lafte M.B., Jafarzad O., Ghahfarokhi N.M. 2018. International navigation rules governing the unmanned vessels. – Research in Marine Sciences. Vol. 3. Issue 2. P. 329341.

9. Lazarowska A. 2019. Research on algorithms for autonomous navigation of ships. – WMU Journal of Maritime Affairs. Vol. 18. Issue 2. P. 341-358. https://doi.org/10.1007/s13437-019-00172-0

10. Levy R. 2019. The Black Box Problem. – RUSI Journal. Vol. 164. Issue 5. P. 82-87.

11. McGillivary P. 2018. Why Maritime Cybersecurity Is Policy Priority and How It Can an Ocean Be Addressed – Marine Technology Society Journal. Vol. 52. Issue 5. P. 44-57. DOI: https://doi.org/10.4031/MTSJ.52.5.11

12. Rashidi T.H. [et al.]. 2020. What we know and do not know about connected and autonomous vehicles. – Transportmetrica A: Transport Science. Vol. 16. Issue 3. P. 987-1029. https://doi.org/10.1080/23249935.2020.1720860

13. Ringbom H. 2019. Regulating Autonomous Ships – Concepts, Challenges and Precedents. – Ocean Development and International Law. Vol. 50. Issue 2-3. P. 141-169. https://doi.org/10.1080/00908320.2019.1582593

14. Scheidweiler T [et al.]. Dynamic 'Standing Orders' for Autonomous Navigation System by means of Machine Learning. – Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1357. https://doi.org/10.1088/17426596/1357/1/012046. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1357/1/012046/pdf (accessed 25.03.2020).

15. United States Confronts China over Seizure of Unmanned Drone in the South China Sea. 2017. – American Journal of International Law. Vol. 111. Issue 2. P. 513517. https://doi.org/10.1017/ajil.2017.33

16. Veal R., Tsimplis M., Serdyc A. 2019. The legal status and operation of unmanned maritime vehicles. – Ocean Development and International Law. Vol. 50. Issue 1. P. 2348. https://doi.org/10.1080/00908320.2018.1502500

17. Wang C. [et al]. 2019. Path Planning of Maritime Autonomous Surface Ships in Unknown Environment with Reinforcement Learning. – Cognitive Systems and Signal Processing. ICCSIP 2018. Communications in Computer and Information Science. Ed. by F. Sun, H. Liu, D. Hu. Vol. 1006. Singapore: Springer. P. 127-137. https://doi.org/10.1007/978-981-13-7986-4_12

18. Wright R.W. 2019. Intelligent Autonomous Ship Navigation using Multi-Sensor Modalities. – International Journal of Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. Vol. 13. Issue 3. P. 503-510. https://doi.org/10.12716/1001.13.03.03

19. Wu S.S. 2020. Autonomous vehicles, trolley problems, and the law. – Ethics and Information Technology. Vol. 22. No. 1. P. 1-13. https://doi.org/10.1007/s10676-01909506-1


Для цитирования:


Гаврилов В.В., Дремлюга Р.И. Актуальные вопросы международно-правового регулирования плавания морских судов без экипажа. Московский журнал международного права. 2020;(2):65-76. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-2-65-76

For citation:


Gavrilov V.V., Dremliuga R.I. Key Issues of International Legal Regulation of Autonomous Maritime Navigation. Moscow Journal of International Law. 2020;(2):65-76. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-2-65-76

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)