Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск
№ 1 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-1

ИНТЕРВЬЮ МОСКОВСКОМУ ЖУРНАЛУ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПОЛИТИКА

11-28 222
Аннотация
В статье привлекается внимание к документам Президента США и Европейского Союза, в которых замалчивается факт неконституционного переворота в Киеве в феврале 2014 г. и последовавшее после этого: непризнание новой киевской власти частью населения Украины; территориальный раскол; вооруженные внутренние конфликты. Обращается внимание на нарушения международного права новой киевской властью и на ответственность за ее приказы военными средствами заставить жителей районов Донбасса и Луганска признать результаты государственного переворота.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

29-39 252
Аннотация
Принципы международного права зарождаются, зреют и, в конечном счете, могут исчезнуть. Так, сфера действия принципа уважения прав человека наполняется все новым содержанием, включая их международную защиту. Устав ООН сформулировал принципиально новый подход государств к толкованию и применению принципа невмешательства во внутренние дела государств. Произошло резкое сужение сферы внутренней юрисдикции государств. Государства стали отказываться от абсолютизации государственного суверенитета и начали признавать возможность правомерных его ограничений. Некоторые из региональных организаций постепенно превращаются в союзы государств. На их территории действует не только национальное право, но и региональное и международное право, которые в значительной степени ограничивают суверенное право государств-членов.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

40-59 1007
Аннотация
Проблемы применения смертной казни как исключительной меры наказания, ее соотношения с правом на жизнь давно являются объектом общественного обсуждения и актуальными для каждого цивилизованного государства. В международном праве установлен запрет на применение смертной казни, поскольку ее применение противоречит основному принципу уважения прав и основных свобод человека, а также признанию абсолютного права на жизнь. Одним из существенных условий для приглашения России в Совет Европы было условие об отмене смертной казни, однако Россия до сих пор не ратифицировала Протокол № 6, не предприняла действий, направленных на абсолютный отказ от смертной казни, поэтому проблемы неприменения смертной казни как вида уголовного наказания продолжают сохранять свою актуальность.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОДНОЕ ПРАВО

60-86 234
Аннотация
В статье, на основе анализа исследований международно-правовых норм о международных пресных водоемах, включая вопросы их судоходного и несудоходного использования, рассматривается содержание возможного учебного курса для магистратуры МГИМО - «Международное водное право». Особое внимание уделено состоянию международно-правового режима подземных вод. Использован обширный международно-правовой материал, как исторического, так и современного характера, включая документы по теме, подготовленные Ассоциацией международного права и Комиссией международного права ООН.

МОРСКОЕ ПРАВО

87-106 264
Аннотация
Рассматриваются вопрос о пробеле в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в регулировании борьбы с терроризмом и транспортировкой оружия массового уничтожения на море посредством межгосударственной Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, Протокола 2005 г. к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокола 2005 г. к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. Правовые аспекты борьбы с терроризмом на море и транспортировкой оружия массового уничтожения рассматриваются с акцентом на принцип исключительной юрисдикции государства флага над судном в открытом море, получившим свое первое закрепление на международно-правовом уровне в 1927 г. в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу о судне «Лотус».

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИИ

107-116 194
Аннотация
В статье приводится анализ критических взглядов на принцип uti possidetis, представленных различными школами международного права. Рассматриваются четыре основных аргумента против принципа uti possidetis: (i) конфликт с правом народов на самоопределение, (ii) ограниченное применение лишь к процессам деколонизации, (iii) противоречивость принципа в связи с наличием двух его форм uti possidetis de jure и uti possidetis de facto и (iv) его несостоятельность как нормы международного обычного права. Предложены контраргументы правового характера относительно необоснованности критики принципа uti possidetis.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

117-134 521
Аннотация
В статье обосновывается необходимость взаимосвязи экономического развития и охраны окружающей среды. Устранение противоречий между экономическим развитием и охраной окружающей среды возможно на основе экологизации международных экономических отношений, под которой понимается смена антропоцентрического подхода на экоцентрический подход к устойчивому развитию. Эволюция концепции устойчивого развития наглядно демонстрирует, что сегодня экономическое развитие ограничивается не уровнем научно-технического прогресса, а состоянием окружающей среды. Мы наблюдаем усиление влияния экологического компонента концепции устойчивого развития на ее экономический компонент. Принцип устойчивого развития сформировался как принцип международного права. Автором обосновывается точка зрения, в соответствии с которой принцип устойчивого развития необходимо рассматривать, как межотраслевой принцип международного экологического и международного экономического права.
135-148 276
Аннотация
В современном мире сохраняются проблемы, связанные с конфликтами и нестабильностью. Отсутствие прочного мира, распространение конфликтов, в том числе и вооружённых, накопление оружия, как ядерными державами, так и другими большими и малыми государствами, вызывает озабоченность мирового сообщества. Важной задачей в совершенствовании системы международно-правового регулирования защиты окружающей среды является совершенствование его договорной основы.
149-164 143
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования международных режимов международного экологического управления в условиях отсутствия единой глобальной экологической политики и улучшения качества окружающей среды несмотря на заключаемые новые международные экологические договоры и соглашения. Предлагается авторское определение международного режима международного экологического управления как сочетание международных учреждений, обычных норм и принципов, а также резолюций и формальных договоров, предписывающих действия государств в отношении конкретного предмета, проблемы или региона. Доказано, что если в сфере управления природными ресурсами определенный международный опыт накоплен, то в отношении международных экологических проблем управление является более сложным в силу научной неопределенности, комплексного ухудшения состояния окружающей среды, а также трудностей принятия и выполнения международных обязательств государствами как на своей территории, так и в жестком согласовании с другими государствами.

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

165-178 750
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о необходимости имплементации в российское уголовное законодательство ст. 20 Конвенции ООН против коррупции 2003 года, закрепляющей норму о незаконном обогащении. Препятствия на пути криминализации статьи связаны с принципами презумпции невиновности, а также правом гражданина не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, гарантированными Конституцией РФ. Проведен подробный анализ данных принципов с точки зрения международного права, а также возможность их соблюдения при реализации статьи о незаконном обогащении. Обусловлена и аргументирована правомерность и необходимость включения нормы о незаконном обогащении в российское уголовное законодательство.
179-189 150
Аннотация
В 2000 году Европейская комиссия признала проходящий по дну Балтийского моря и сухопутным территориям России и Германии трансграничный газопровод «Северный поток» частью Трансъевропейской энергосети. В сентябре 2006 года Комиссия заявила, что это один из энергетических проектов высочайшего приоритета Европейского союза, который отвечает интересам всей Европы. В 2006 г. проект газопровода был одобрен Европейской комиссией, Европейским парламентом и Европейским Советом проектом Европейского интереса. В статье рассматриваются правовое значение проекта, прежде всего, в контексте Решения Европейского парламента и Совета Европейского союза 1364/2006/EC от 6 сентября 2006 г., и Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского союза 347/2013 от 17 апреля 2013 г.

ХРОНИКА

КНИЖНАЯ ПОЛКА

196-206 95
Аннотация
В рецензии на книгу отмечена ее полезность для русскоязычной аудитории юристов, особенно тех, кто специализируется в морском праве, на обширность исследуемых документов по морскому праву. Привлекается внимание к авторскому изложению политики в сфере безопасности на море в международно-правовом аспекте, особенно - юридической характеристике национальной политики США в рассматриваемой области. В отличие от привычной интерпретации концепции «охраны мореплавания» (прежде всего, в смысле защиты судоходства от пиратства, вооруженных нападений на море, от морского терроризма, фальсификаций с грузом, его повреждений, кражи, контрабанды, незаконных перевозок) авторами книги предложено еще более широкое понимание данной концепции, как охватывающей еще и вопросы охраны мореплавания от природных катастроф, от всяких несчастных случаев, ошибок и недостатков человеческого фактора и др. Отмечены и иные дискуссионные составляющие содержания книги.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)