Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск
№ 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2019-1

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

6-17 577
Аннотация

Введение. Исследование в международном праве содержания понятий «общие принципы права», «основные принципы международного права», «общепризнанные (общеобязательные) принципы международного права», «отраслевые принципы международного права» и др. в силу их фундаментального значения представляется актуальным. Их содержание является объектом многочисленных научных дискуссий как в отечественной, так в зарубежной науке.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе анализа текстов Статута Международного cуда ООН, Статута Постоянной палаты международного правосудия, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 г., материалов Комиссии международного права ООН, Дигест Юстиниана и доктринальных толкований этих документов. Основными методами исследования являются исторический метод, методы формальной логики, включая анализ, синтез, аналогию, а также системный, сравнительно-правовой методы и метод толкования.

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования автор отмечает, что в силу отсутствия официального толкования указанных принципов они нередко воспринимаются в доктрине как синонимы. В частности, «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями» ввиду того, что они указаны в качестве источников международного права в ст. 38 Статута Международного суда ООН, часто воспринимаются как основные принципы международного права.

Обсуждение и выводы. В статье обосновывается вывод о том, что понятия «общие принципы права», «основные принципы международного права», «общепризнанные (общеобязательные) принципы международного права», «отраслевые принципы международного права», несмотря на то что они воспринимаются (на слух) как довольно близкие и даже совпадающие по своему значению, на самом деле имеют разное содержание.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

18-26 158
Аннотация

Введение. В статье представлен обзор правового регулирования защиты частной жизни и персональных данных во всем мире. Статья основана на лекциях автора, прочитанных 17 мая 2018 г. в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) и Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ) и приуроченных к публикации русской версии третьего издания «Путеводителя в правовом регулировании персональных данных Лотара Детерманна».

Материалы и методы. Материалом для данной статьи послужили национальное и международное право, научные статьи и книги, касающиеся защиты частной жизни и персональных данных. Методы следуют общим принципам юридического комментария Германии и США.

Результаты исследования. Во всем мире люди, общества и правительства по-разному оценивают и защищают частную жизнь. Следовательно, значительно различаются законы и политика в сфере конфиденциальности, безопасности и защиты данных. Особенно разнятся подходы к правовому регулированию защиты частной жизни, свободы информации и обработки данных в Соединенных Штатах и Европейском союзе.

Обсуждение и выводы. Законодатели и политики во всем мире находятся перед вы-бором: перенять ли подход Европейского союза к регулированию обработки данных, или принять, как в Соединенных Штатах, отдельные отраслевые законы о защите частной жизни, или же искать альтернативные подходы. Однако ,прежде всего они должны проанализировать и найти баланс между конкретными потребностями своих граждан в защите частной жизни, безопасности, свободе информации, техническом прогрессе, экономическом развитии, а также в других ценностях и целях. Им необходимо учитывать разное понимание частной жизни, безопасности данных, информационной самостоятельности и защиты данных, а также различные задачи, поставленные перед законами о защите частной жизни, об обработке данных, о хранении записей и локализации данных.

27-39 143
Аннотация

Введение. Настоящая статья дает читателям возможность получить представление о направлениях обсуждаемой в настоящее время в ООН реформы системы урегулирования споров между иностранными инвесторами и государствами. В статье также дается обзор ключевых позиций разных догматических лагерей по направлениям предстоящей реформы. Автор рассматривает и анализирует отдельные позиции по основным блокам дискуссий от четырех делегаций: России, США, Канады и Европейского союза.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили официальные стенограммы 34-й и 35-й встреч Рабочей группы III, которые находятся в свободном доступе на официальном сайте ЮНСИТРАЛ как часть общей политики по обеспечению транспарентности всего процесса. Вместе с тем при подготовке данной статьи автором было уделено внимание комментариям иностранных юристов, получивших статус наблюдателей в ходе сессий Рабочей группы III. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания.

Результаты исследования. В ходе про-веденного исследования автор резюмирует позиции делегатов в составе Рабочей группы III в отношении планируемой реформы, озвученные российскими и иностранными делегациями, и выдвигает идею о прямой связи этих точек зрения с господствующей доктриной относительно места международного инвестиционного права в системе международного права.

Обсуждение и выводы. В настоящей статье автор обращает внимание на принципиальные различия в позициях делегатов в отношении таких международно-публичных характеристик арбитражной системы, как многосторонность и транспарентность. В статье рассматривается проблема определения конкретных действий по организации реформы (или реформ), а также всего рабочего процесса. Опираясь на официальные позиции российских и зарубежных делегатов, а также на имеющиеся официальные документы ЮНСИТРАЛ, автор делает вывод о неизбежном продолжительном и неоднозначном процессе реформирования системы. Вместе с тем отмечается, что у данного процесса появляются четко очерченные границы и направления.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО

40-53 152
Аннотация

Введение. В статье исследуются конституционные основы правового статуса личности в Федеративной Республике Германии, отдельные основополагающие права, их содержание и защита. Особое внимание в статье уделяется институту ограничений основных прав и свобод в ФРГ. Основные права рассматриваются в трактовке Федерального конституционного суда Германии, правовой доктрины, трактующей основные права и свободы. При этом используются работы ведущих немецких ученых-конституционалистов, а также труды отечественных исследователей. Отдельно стоит отметить значение основных прав в становлении и развитии демократического конституционного правопорядка в ФРГ. Проанализированы современные тенденции развития института прав и свобод в Германии.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили нормы Основного закона ФРГ 1949 г., текущего законодательства ФРГ, решения ФКС ФРГ, международные документы по правам человека, ратифицированные Германией. При подготовке статьи учитывались труды немецких и отечественных ученых-конституционалистов. Методологическую основу статьи составили общие и специальные методы юридического познания.

Результаты исследования. В статье подробно проанализирована специфика конституционной регламентации основных прав и свобод человека и гражданина в ФРГ, их нынешнее состояние и перспективы дальнейшего укрепления. Рассмотрены вопросы защиты прав и свобод и механизмов их гарантий. Особого внимания заслуживают проанализированные резонансные решения высшего судебного органа конституционного контроля ФРГ по вопросам правового статуса личности в этой стране.

Обсуждение и выводы. В статье автор приходит к выводу о том, что Основной закон ФРГ содержит достаточно полный каталог основных прав и свобод, которые являются неотъемлемой составной частью демократического конституционного порядка ФРГ. Конституционный законодатель предусматривает возможности ограничения основных прав и свобод только законом и на основании закона. Особую роль в трактовке этих ограничений играет практика Федерального конституционного суда. Защита прав и свобод рассматривается конституционным законодателем Германии как важнейшая задача всех конституционных органов страны. Существующая в стране разветвленная система гарантий основных прав делает их весьма эффективными и действенными инструментами.

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

54-67 522
Аннотация

Введение. Правосубъектность Европейского союза, как и любой международной организации, основана на положениях учреждающих его международных договоров. Большой объем полномочий во внутренней сфере, переданных государствами – членами Европейского союза, предопределил активность европейского интеграционного образования в международных отношениях, заключение им договоров и участие ЕС в международных организациях. Правовое оформление такого участия обусловлено спецификой ЕС как объединения государств, полномочиями институтов ЕС, феноменом одновременного участия в международных организациях как ЕС, так и государств-членов, а также правовыми особенностями определенной международной организации. Эти вопросы стали предметом исследования в статье. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материалов для исследования были использованы практика Суда Европейских сообществ и Суда Европейского союза, в том числе последние судебные акты, международные договоры, а также труды российских и зарубежных ученых. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы.

Результаты исследования. Правовые нормы Учредительных договоров о компетенции европейского интеграционного образования, в том числе во внешнеполитической сфере, не раз интерпретировалась Судом Европейского союза, сформулировавшим концепцию параллелизма. Эта концепция основана на доктрине подразумеваемых полномочий и означает, что осуществление внутренней компетенции ЕС в определенной сфере предполагает и реализацию внешних полномочий в той же сфере, в том числе заключение международных договоров и участие в международных организациях. Лиссабонским договором были восприняты правовые позиции Суда Европейского союза о внешнеполитической компетенции ЕС, а последняя практика Суда свидетельствует о дальнейшем развитии доктрины подразумеваемых полномочий.

Обсуждение и выводы. Институты ЕС, прежде всего Суд и Комиссия, стремятся к консолидации международно-правовой позиции государств-членов, ограничению их международной правосубъектности, своеобразной «европеизации» международного правопорядка. В случае, когда очевидных правовых оснований для передачи компетенции институтам ЕС нет, Суд для обоснования необходимости консолидированных действий ЕС и государств-членов на международной арене использует принцип «лояльного сотрудничества», закрепленный в ст. 4 Договора о Европейском союзе. Суд ревностно оберегает свое монопольное положение в правопорядке ЕС, не допуская, за редким исключением, заключения международных соглашений, предусматривающих юрисдикцию других органов международного правосудия. Суд, используя риторику о конституционном правопорядке ЕС и его автономности, сформулировал позицию, согласно которой отношения между государствами-членами должны регулироваться исключительно правом ЕС.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

68-88 114
Аннотация

Введение. Исследование института субъективных прав детей в системе международного права актуально, особенно в контексте современных международных отношений. При этом обоснование необходимости уважения субъективных прав детей приобретает особую важность в условиях современного миропорядка.

Материалы и методы. Настоящая статья основана на значительном объеме материалов, включая международно-правовые акты, акты рекомендательного характера, национальное российское законодательство, а также современные доктринальные исследования российских и зарубежных ученых. В процессе работы применялись прежде всего общенаучные методы исследования: диалектический метод, дедуктивный метод. Кроме того, использовался и метод системного анализа. Системный подход в рамках данного исследования дополняется функциональным подходом. В процессе исследования применяется и сравнительный метод. Особое значение принадлежит методу юридического анализа, позволяющему выявить закономерности и тенденции развития международно-правового положения детей.

Результаты исследования. По итогам проведенного анализа автор отмечает, что поступательное развитие миропорядка на основе верховенства права ставит в порядке востребованности необходимость соблюдения всего корпуса предписаний должного поведения государств по линии субъективных прав детей, как они признаны современным международным правом. В статье сформулированы определения таких понятий, как «объективные права детей», «субъективные права детей», «правоспособность детей». Рассмотрен вопрос о различиях международно-правового статуса детей и общего статуса индивида. Предлагается систематизация субъективных прав детей.

Обсуждение и выводы. На основании проведенного исследования автором делается вывод о том, что субъективные права детей в международном праве представляют юридически обеспеченные возможности удовлетворения их интересов. При этом субъективные права детей в международном праве состоят из возможностей совершать собственные действия и возможности требовать от других участников международных отношений совершения предусмотренных правом действий или воздержания от совершения строго определенных действий.

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

89-99 253
Аннотация

Введение. Проблемы борьбы с преступлениями террористической направленности в рамках современного мира приобретают все большую актуальность ввиду явного возрастания жестокости и учащения случаев совершения указанной группы преступлений. Как и любое проявление терроризма, его финансирование носит публичный характер и имеет целью создание в обществе обстановки страха и социальной напряженности. Проблемы финансирования терроризма прямо или косвенно затрагивают все страны, что осознают все участники мирового сообщества. В борьбе с рассматриваемым негативным явлением необходимы кооперация всех сил и совместный поиск наиболее действенных механизмов решения проблемы. Международное сотрудничество является необходимым элементом антитеррористической деятельности.

Материалы и методы. Целью исследования является рассмотрение признаков данного преступления через призму анализа уголовного законодательства в области противодействия финансированию терроризма. Для достижения поставленной цели была проанализирована нормативно-правовая база разных государств в этой сфере. Для наглядности приведены конкретные примеры из практики, свидетельствующие о реальных проблемах в борьбе с финансированием терроризма.

Результаты исследования. Авторы настоящей статьи провели анализ уголовного законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности в разных странах, позволяющий сделать определенные выводы о сущностных характеристиках данного преступления.

Обсуждение и выводы. В статье делается вывод о возможности обмена опытом между государствами в целях более эффективного противодействия международному терроризму как таковому. Авторы рассмотрели наиболее значимые проблемы, возникающие при оценке финансирования терроризма. Решив их, можно повысить качество противодействия указанному явлению в целом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)