Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 

6-20 593
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. За последние десятилетия на международном уровне под влиянием демографических процессов, экономических потрясений, увеличения распространенности ряда заболеваний и других системных проблем постепенно произошло формирование целого спектра угроз в сфере охраны здоровья, которые могут повлечь катастрофические последствия социально-экономического характера для каждого государства вне зависимости от уровня экономического развития. На сегодняшний день вопросы обеспечения всеобщего охвата услугами в сфере охраны здоровья, доступа к безопасным, качественным лекарственным средствам, контроля расходов на здравоохранение, эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, противодействия развитию антибиотикорезистентности входят не только в сферу интересов ВОЗ, а включены в повестку ООН, МОТ, ФАО и других межправительственных организаций. Необходимость системного решения вопросов охраны здоровья и формирования унифицированных подходов к регулированию деятельности многочисленных участников международных отношений в этой области стала стимулом постепенного развития международно-правового регулирования сферы охраны здоровья и предметом изучения ведущих ученых-юристов, а также международных организаций. В представленной статье проведен комплексный анализ исторических этапов развития международного сотрудничества в сфере охраны здоровья, послуживших основой для формирования международного права здравоохранения как новой отрасли международного права. Отдельное внимание в статье уделяется оценке роли процессов глобализации в изменении характера угроз здоровью человека и общества и их влиянию на формирование концепции глобального управления здравоохранением. Основываясь на системных проблемах, проявившихся в ходе пандемии COVID-19, автор сформулировал основные направления совершенствования международноправового регулирования сферы охраны здоровья.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При подготовке статьи были изучены акты универсального и регионального характера, резолюции международных организаций, правовые позиции специализированных учреждений ООН, а также профессиональных научных объединений. Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области международно-правового регулирования и международных отношений в сфере охраны здоровья. Статья подготовлена с использованием общенаучных методов познания, включая формально-логический и ситуационный, и частно-правовых методов, таких как сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках проведенного исследования сделан вывод о формировании международного права здравоохранения как новой отрасли международного права, объединяющей международно-правовые нормы и принципы, регулирующие отношения субъектов международного права, а также иных участников международных отношений в сфере охраны здоровья человека. В работе представлены основные источники международного права в сфере охраны здоровья, а также сформулирован предмет регулирования данной отрасли права.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Описывая особенности международного сотрудничества в сфере охраны здоровья, выражающиеся в увеличении числа вовлеченных международных организаций и иных участников, не являющихся субъектами международного права, автор обосновывает формирование концепции глобального управления здравоохранением и анализирует основные научные публикации в данной области. Изучив характер угроз в сфере охраны здоровья, сформировавшихся за последнее десятилетие под влиянием процессов глобализации, а также систематические проблемы международного сотрудничества, которые особенно ярко проявились во время пандемии коронавирусной инфекции, автор подчеркивает необходимость реализации неоднократно ранее предлагаемой инициативы по разработке акта универсального характера, формирующего основу международно-правового регулирования сферы охраны здоровья. 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 

21-39 411
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Данная научная статья посвящена причинам неэффективности («бессилия») современного экологического права как ответа нормативной системы на «уничтожение Природы». Масштабы разрушения природной среды увеличиваются. Следовательно, право охраны окружающей среды не смогло привести к возрождению «уничтоженной Природы».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В соответствии с принципами объяснительных и теоретических исследований, автор статьи применял исторический метод юридической науки, а также такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, аналогия, описание и дедукция.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Существенные причины чрезмерности (неумеренности) во взаимодействии человека и природы (причины «уничтожения Природы») и/или причины неэффективности современного экологического права следует искать в преобладающей антропоцентричной культурной парадигме западных стран, ориентированных на безграничный материальный прогресс. Поскольку антропоцентризм (эксплуататорское мышление) как основа человеческого утилитаристского взаимодействия с окружающей средой привел к «уничтожению Природы», не вызывает сомнений, что экологическое мышление в рамках антропоцентричной трактовки Природы не может привести к ее «возрождению». Только принятие экоцентричной трактовки Природы может привести к ее «возрождению». Западные государства должны следовать этому направлению в своем законодательстве. Таким образом, необходимо новое право охраны природы, основанное на новой, экоцентричной онтологической и этической философии.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В настоящей статье выдвинуты начала новой экоцентричной философии права как основы современного экологического права. Научные формы реализации равенства индивидов в системе созависимых природных образований в последние десятилетия позволяют выявить исходное положение человека в мире – то есть, (равное) по отношению к Природе. Определение правил поведения, которым должен следовать человек в своем взаимодействии с Природой, подразумевает распространение идеи права как таковой (справедливости и правильности) на взаимодействие между человеком и природой, а не только на взаимодействие людей в обществе. Следовательно, экономическая деятельность должна осуществляться в правовых рамках, обеспечивающих жизнеспособность иных природных общностей. Также включение Природы в концепцию права неизбежно влечет за собой пересмотр правовых ценностей общества. Поскольку природный баланс, то есть баланс жизни (в том числе, человеческой) становится правовой ценностью, можно говорить о расширении предмета правового регулирования, то есть расширения круга ценностей, которые подлежат правовой защите. Постановка вопроса о природном балансе затрагивает проблему соотношения новой правовой ценности и существующих базовых правовых ценностей западных стран. Правовая защита природного баланса может также потребовать ограничения иных защищаемых правом ценностей, например, права на свободу передвижения или каких-либо иных прав человека. Положения о новой ценности – поддержании природного баланса – должны быть включены в «общественные договоры о государственности», то есть в конституции западных государств как одна из главных правовых ценностей наряду со «свободой», «демократией» и «частной собственностью». Включение Природы в западную систему (правовых) ценностей является conditio sine qua non действительного изменения правопорядка и, что наиболее важно, отношения человека к Природе в его повседневной жизни.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО 

40-69 448
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. На основе анализа документов и практики функционирования более двух десятков региональных международных организаций, изучения других современных форм регионального межгосударственного сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов и расследования авиационных происшествий рассматриваются различные международно-правовые вопросы, возникающие в связи с данным сотрудничеством, включая, в частности, проблемы юридической природы, компетенции указанных региональных международных организаций и членства в них.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования являются международные договоры в области международного воздушного права, учредительные акты и решения различных региональных международных авиационных организаций, документы ИКАО, труды российских и зарубежных юристов-международников. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции и сравнительно-правовой метод).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования выделены и систематизированы все существующие на сегодняшний день формы регионального межгосударственного сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов и расследования авиационных происшествий, определена их юридическая природа, проанализированы международно-правовые проблемы теоретического и практического характера, связанные с функционированием данных форм сотрудничества, а также представлены рекомендации по решению указанных проблем.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье обращается внимание на преимущества и важное значение регионального сотрудничества государств в области контроля обеспечения безопасности полетов и расследования авиационных происшествий. Однако, несмотря на важность данного сотрудничества для повышения уровня безопасности полетов в гражданской авиации, на сегодняшний день его дальнейшее развитие зависит от успешного решения следующих проблем: – необходимость совершенствования международно-правовой базы (международные договоры, решения международных организаций и др.), на основании которой учреждаются и действуют региональные международные организации и органы, контролирующие обеспечение безопасности полетов и расследование авиационных происшествий, в том числе необходимость расширения их полномочий в этой области (сертификация авиационной техники и других объектов гражданской авиации, осуществление полного расследования авиационных происшествий и т. д.); – обеспечение более стабильного финансирования деятельности региональных международных организаций и органов, контролирующих обеспечение безопасности полетов и расследование авиационных происшествий; – обучение и повышение квалификации большего числа специалистов, выполняющих инспекторские функции в области контроля за обеспечением безопасности полетов и функции по расследованию авиационных происшествий и инцидентов; – ограничение случаев одновременного членства одних и тех же государств в нескольких региональных международных организациях по контролю за обеспечением безопасности полетов и расследованию авиационных происшествий. Решение вышеперечисленных проблем, в частности, на основе рекомендаций, изложенных в статье, позволит повысить эффективность и привлекательность различных форм регионального сотрудничества в сфере контроля за обеспечением безопасности полетов и расследования авиационных происшествий для более широкого круга государств, а также поможет в совершенствовании регионального сотрудничества Российской Федерации с государствами Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств в указанной сфере.

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 

70-107 849
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Уголовное преследование Адольфа Эйхмана, одного из наиболее разыскиваемых военных преступников, фигурировавшего в числе главных «архитекторов» «окончательного решения еврейского вопроса», вызвало целый ряд проблем политического, правового характера и этического характера. При этом судебное разбирательство по делу А. Эйхмана было беспрецедентным в долгой истории международного уголовного права в силу целого ряда обстоятельств. Хотя многие лидеры нацистского режима предстали перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге, массовые убийства и другие вопиющие преступления против Еврейского народа не стали основным предметом уголовного разбирательства, а некоторым организаторам систематического истребления евреев населения удалось скрыться от ответственности. В этом отношении преследование и наказание одного из главных виновников геноцида еврейского населения явилось одной из самых важных задач государства Израиль.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретическую основу исследования составили работы ведущих юристовмеждународников, специализирующихся в области международного уголовного права, а также международной выдачи преступников; аналитическую базу – решения Нюрнбергского международного военного трибунала, национальных судов государства Израиль, включая знаковое решение The Attorney General of the Government of Israel v. Adolf Eichmann, а также решения национальных судов США, приведенных в статье в целях компаративного анализа. Основными методами исследования являются: исторический метод, методы формальной логики, включая анализ, синтез и аналогию, а также системный, сравнительно-правовой методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе исследования международно-правовых актов, международной судебной практики, а также национального законодательства и практики судебных органов государства Израиль, автором формируются выводы, связанные с установление видов уголовной юрисдикции, похищением обвиняемых с территории иностранных государств, его последствия в виде нарушения суверенитета государства. Вместе с тем, в статье указывается, что обстоятельства ареста и способ доставки не рассматриваются в качестве релевантных обстоятельств, которые могли бы препятствовать осуществлению уголовной юрисдикции. В контексте осуществления правосудия на А. Эйхманом автор анализирует отдельные положения Конвенции о статусе беженцев от 14 декабря 1951 г.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе проведенного исследования автор проанализировал значительный объем материалов, обобщил доктринальные позиции, выдвинутые рядом выдающихся ученыхмеждународников, а также сформировал вывод о том, что суд над Адольфом Эйхманом ознаменовал собой не только осуществление правосудия над геноцидарием, но и предоставил еще одну возможность широкой международной огласки вопиющих преступлений нацистского режима и необходимость объединения коллективных усилий государств для избавления будущих поколений от подобных злодеяний. 

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО 

108-122 388
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы исследования определяется особой социально-экономической и международной значимостью энергетики, технической сложностью энергетических объектов и одновременно их повышенной уязвимостью, потенциальной опасностью для окружающей среды, а также потребностью обеспечить при помощи международного и национального уголовного права безопасность энергетической деятельности в ее разнообразных проявлениях. Несмотря на то, что в науке международного права взаимосвязи международного и национального уголовного права уделяется значительное внимание, специальные комплексные исследования этой взаимосвязи в сфере обеспечения безопасности энергетической деятельности отсутствуют. В свою очередь категория «безопасность энергетической деятельности» в отличие от внешне схожей и органично связанной с ней (но не тождественной) категории «энергетическая безопасность» пока не получила комплексного (в т. ч. в рамках правовой науки) исследования, не легализована в праве. Цель работы – предметно обозначить возможность и необходимость юридизации категории «безопасность энергетической деятельности» и потенциал совершенствования национального права (в частности, национального уголовного законодательства) по обстоятельствам участия России в международных договорах, выполнения международно-правовых обязательств и повышения эффективности правового регулирования, защиты национальных интересов в энергетической сфере.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При написании работы проанализированы относящиеся к теме научные труды, международные договоры и документы международного права, акты национального законодательства государств. В исследовании использованы общенаучные и специальные методы познания, в т. ч. сравнительно-правовой и формально-юридический.
РЕЗУЛЬТУТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современных условиях существует потребность юридизации категории «безопасность энергетической деятельности», которой, в отличие от категории «энергетическая безопасность», пока не уделяется должного внимания, в т. ч. в правовых исследованиях. Безопасность энергетической деятельности можно рассматривать с разных сторон, а ее правовое обеспечение включает широкий спектр мер и регуляторов, имеющих международно-правовую и национально-правовую природу. На практике взаимосвязь международно-правовых и национально-правовых регуляторов, их сочетание и состав в процессе обеспечения безопасности энергетической деятельности (применительно к отдельным энергетическим объектам, в частности, плавучим атомным электростанциям) могут принимать весьма сложные формы. Противодействие актам незаконного вмешательства, посягающим на интересы безопасности энергетической деятельности, осуществляется во взаимосвязи международного уголовного права и национального уголовного права. Обозначена авторская позиция по вопросу о системной принадлежности международного уголовного права и его соотношении с национальным уголовным правом. Показано, что в многочисленных международных договорах и иных международных документах по вопросам охраны окружающей среды в связи с ведением энергетической деятельности за редким исключением отсутствует какое-либо упоминание об уголовно-правовых мерах противодействия соответствующим экологическим правонарушениям; соответственно, данный вопрос решается на уровне национального уголовного права государств. Специальными и наиболее разработанными с точки зрения обеспечения антикриминальной безопасности энергетической деятельности международно-правовыми документами являются Протоколы о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ (1988 г. и 2005 г.). Предметно обозначена необходимость имплементации международно-правовых положений в национальное уголовное законодательство. Выявлен законодательный пробел и обозначен потенциал совершенствования норм национального законодательства об уголовноправовой охране магистральных трубопроводов с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Категория «безопасность энергетической деятельности» по своему содержанию не тождественна категории «энергетическая безопасность», при этом включает в себя внутреннюю (с точки зрения безопасности объектов энергетики, ТЭК, людей, вовлеченных в процесс их эксплуатации) и внешнюю (с точки зрения рисков и угроз со стороны самой энергетической деятельности для окружающей среды) стороны, а также ряд «срезов» (антикриминальная защищенность, промышленная и информационная безопасность, экологическая безопасность) с учетом характера соответствующих угроз. Национальное уголовное законодательство в сфере обеспечения безопасности энергетической деятельности обладает значительным потенциалом совершенствования, с опорой на инструмент национально-правовой имплементации юридически обязательных для государства положений международных договоров. По факту участия России в Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 г.), необходимо имплементировать положения данного международно-правового акта в УК РФ, тем самым выполнить международноправовое обязательство государства и повысить эффективность уголовно-правовой охраны данных объектов ТЭК. Также следует привести нормы об уголовно-правовой охране подводных кабелей и трубопроводов в действующем УК РФ в соответствие с положением международного договора РФ – Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст.113 «Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода»).

123-135 795
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. На фоне развернувшейся эпидемии коронавируса наметившиеся в предыдущие годы тенденции киберпреступности достигли небывалых масштабов. Стремительный перевод многих базовых сфер общественного функционирования на цифровую платформу в условиях фактического правового вакуума предоставил преступникам практически безграничные возможности. В этих условиях задача совершенствования и унификации базовых категорий в сфере борьбы с «новой формой преступности» представляет первостепенный интерес не только с позиций запросов теории, но и для создания эффективного международно-правового механизма противодействия данной угрозе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили правовые документы, разработанные под эгидой 14 региональных международных организаций, представляющих собой ту или иную региональную группу, научные труды зарубежных и отечественных ученых. Методологическую основу исследования составили традиционные для юридических работ общенаучные и частнонаучные методы познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования были выявлены несогласованность терминологии, отсутствие единообразно понимаемого и применяемого нормативно-закрепленного определения «новой формы преступности» и смежных понятий, которые соответствовали бы критерию аутентичности. Региональные международные организации оперируют такими понятиями, как «киберпреступность», «атаки против информационных систем», «преступления в сфере компьютерной информации», «преступления в сфере информационных технологий», «информационная преступность», «преступления, относящиеся к компьютерам и сетям», «риски цифровой безопасности», «использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в террористических и преступных целях». Все это свидетельствует об отсутствии единых подходов к пониманию самой сущности и специфических особенностей данного криминального явления.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Автор обращает внимание, что термин «киберпреступность» используется в 7 из 14 групп международных документов регионального характера. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей подтверждает обоснованность применения термина «киберпреступность», как наиболее полно и точно отражающего уникальные свойства данного вида преступности, его техническую составляющую. На основе соотнесения и сравнительного исследования терминов «информационная преступность», «компьютерная преступность», «киберпреступность» автор формулирует базовые положения, которые возможно учесть при попытках разработки унифицированного понятия. Автор обращает внимание на тот факт, что с учетом специфического характера объекта, предмета и виртуальной среды совершения данных преступлений, любая правовая норма должна быть сформулирована и соотнесена с объективной возможностью ее практической реализации с учетом технических особенностей.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 

136-147 464
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Во второй половине XX в. перед экспертами встал ряд неотложных задач, в частности: обеспечение доступа развивающихся государств к живым и неживым ресурсам Мирового океана, защита морской экологии, расширение юрисдикции прибрежных государств и разграничение морских пространств. Указанные проблемы стали официальным поводом для созыва III Конференции ООН по морскому праву. Также в повестку дня конференции был включен вопрос о передаче морских технологий. В ходе длительных переговоров была выработана часть XIV «Разработка и передача морской технологии» Конвенции ООН по морскому праву, которая стала основой международно-правового режима передачи морских технологий. Автор рассматривает различные международно-правовые аспекты проблемы передачи морских технологий, значимость данного института для международного сообщества. Цель представленного исследования состоит в комплексном анализе международно-правового режима разработки и передачи морских технологий на основе изучения соответствующих международно-правовых актов и документов, выявлении международно-правовых проблем. В качестве основных задач выделяются: выявление предпосылок международно-правового регулирования разработки и передачи морских технологий, анализ положений соответствующих международно-правовых актов, рассмотрение механизма передачи морских технологий, разработанного Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО (далее – МОК ЮНЕСКО).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основой настоящего исследования являются положения международно-правовых актов в области морского права, документы МОК ЮНЕСКО в сфере передачи морских технологий, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области морского права. В качестве основной методологии исследования использовался сравнительно-правовой анализ, формально-юридический, формально-логический и системный методы, методы анализа и обобщения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате представленного исследования выявлены предпосылки международно-правового регулирования разработки и передачи морских технологий, проведено разграничение сфер регулирования Конвенции ООН по морскому праву, Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву и Критериев и руководящих принципов передачи морских технологий МОК ЮНЕСКО. Проведен детальный анализ современного международно-правового режима разработки и передачи морских технологий и механизма передачи, разработанного МОК ЮНЕСКО. Выявлен ряд проблем в международноправовом регулировании данной сферы, предложены пути повышения эффективности такого регулирования.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. В ходе исследования автор приходит к выводу, что механизм международно-правового регулирования разработки и передачи морских технологий нуждается в дальнейшем совершенствовании, а Критерии и руководящие принципы передачи морских технологий МОК ЮНЕСКО требуют внесения соответствующих изменений и дополнений. Автор не только выявляет конкретные проблемы международно-правового режима разработки и передачи морских технологий, но и предлагает пути их решения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)