Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Консультативное заключение суда Евразийского экономического союза от 7 апреля 2025 года: проблема соотношения правил о свободе предоставления услуг и норм международного воздушного права

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-96-109

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье представлен анализ консультативного заключения суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) от 7 апреля 2025 г. по разъяснению положений договора о ЕАЭС в части общего рынка услуг. В рамках рассмотрения дела суду Союза необходимо было ответить на вопросы, связанные с применением норм о свободе оказания услуг применительно к услугам воздушных перевозок внутри ЕАЭС. При этом основная проблема, которую пришлось решать в рамках рассмотрения дела, состояла в том, в какой степени трансграничные воздушные перевозки внутри ЕАЭС регулируются нормами международного воздушного права, а в какой – нормами права Союза. Учитывая три несовпадающих особых мнения, достичь консенсуса по вопросу не удалось. Тем не менее Большая коллегия сформулировала правовую позицию, согласно которой положения о свободе оказания услуг распространяются на сферу воздушных перевозок в части, не противоречащей общей транспортной политики, соответственно, государства-члены не могут вводить дополнительные ограничения, а Евразийская экономическая комиссия обладает компетенцией в указанной сфере.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве методологической основы исследования выступили традиционные общенаучные и специальные методы познания правовых явлений: сравнительно-правовой метод; метод научного анализа; формально-юридический метод; метод синтеза социально-правовых явлений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что международные воздушные перевозки внутри ЕАЭС регулируются сложным комплексом правовых норм, включающим в себя нормы международного воздушного права, национального права государств-членов, а также права ЕАЭС в части свободного передвижения услуг и скоординированной транспортной политики.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Действующее международное воздушное право, включая Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция) не устанавливает никаких ограничений для распространения положений о свободной торговле услугами на сферу коммерческих перевозок на воздушном транспорте. Фактически можно выделить две параллельные системы, касающиеся регулирования международных воздушных перевозок, первая из которых базируется на Чикагской конвенции; другая представляет собой экономическую систему, основанную на двусторонних соглашениях или в виде региональной системы. Право ЕАЭС предусматривает создание общего рынка воздушных перевозок, однако на сегодняшний момент он еще не сформирован. При этом государства-члены не должны вводить новых ограничений в торговле транспортными услугами, которые отсутствовали на момент заключения учредительного договора. Нормы права ЕАЭС в части свободы оказания услуг и скоординированной (согласованной) транспортной политики и международное воздушное право не конкурируют друг с другом, а вместе с национальным правом формируют взаимодополняющую правовую систему в сфере воздушных перевозок.

Об авторе

В. В. Войников
БФУ им. И. Канта; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Вадим Валентинович ВОЙНИКОВ, Доктор юридических наук, профессор; Профессор кафедры интеграционного права и прав человека; Ведущий научный сотрудник Центра европейский и евразийских правовых исследований юридического факультета

Александра Невского ул., 14, Калининград, 236041

Вернадского пр-т, 76, Москва, 119454

Гагарина пр-т, 23, Нижний Новгород, 603022



Список литературы

1. Баталов А.А. 2020. Источники международного воздушного права: актуальные вопросы теории и практики. – Московский журнал международного права. № 3. С. 64-90. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-3-64-90.

2. Баталов А.А. 2021. Региональное сотрудничество в области безопасности полетов: международно-правовые вопросы. – Московский журнал международного права. № 4. С. 40-69.

3. Баталов А.А. 2023. Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО. – Российский юридический журнал. № 6. С. 36-52.

4. Бичурина Е.С. 2024. Регулирование воздушных сообщений в ЕАЭС как составная часть интеграционного процесса. – Юридическая наука. № 12. С. 342-344.

5. Вылегжанин А.Н., Баталов А.А., Абатурова В.А. 2025. Особенности правового регулирования международных воздушных сообщений в Арктике. – Московский журнал международного права. № 2. С. 6-24. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24.

6. Гландин С. 2018. Экстерриториальность американских санкций в действии. – Международное правосудие. № 2(26). С. 105-122.

7. Зверева И.В. 2013. Проблемы либерализации рынка авиаперевозок в отношениях России и Европейского союза. – Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. № 3. С. 139-161 (143).

8. Кульков В.В. 2015. Либерализация пассажирских авиаперевозок в странах ЕАЭС в контексте опыта Евросоюза. – Проблемы современной экономики. № 3 (55). С. 292-296.

9. Лесняков А.А. 2018. Обоснование необходимости совершенствования механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе. – Проблемы экономики и юридической практики. № 1. С. 32-34.

10. Малеев Ю.Н. 2017. Девятая «свобода воздуха» или скрытый каботаж. – Московский журнал международного права. № 106(2). С. 63-70. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-106-2-63-70

11. Стеценко И.П., Пархимович А.В. 2020. Рынок пассажирских авиационных перевозок в Европе. – Научный вестник МГТУ ГА. № 23(1). С. 59-70. DOI: https://doi.org/10.26467/2079-0619-2020-23-1-59-70.

12. Тимофеев И.Н. 2024. Вторичные санкции США на российском направлении: опыт эмпирического анализа. – Сравнительная политика. № 15(1). С. 95-114. DOI: https://doi.org/10.46272/2221-3279-2024-1-15-95-114.

13. Щукин А.И. 2025. Инструменты антисанкционного регулирования в глобальном трансграничном пространстве. – Право. Журнал Высшей школы экономики. Т. 18. № 3. С. 154-180. DOI: 10.17323/2072-8166.2025.3.154.180(159).

14. Havel B.F., Sanchez G.S. 2014. The International Law Regime for Trade in Air Services. – The Principles and Practice of International Aviation Law. Cambridge: Cambridge University Press. Р. 69-122.

15. Mammadova S.K. 2025. International economic sanctions in the aviation sector and their impact on constitutional guarantees of freedom of movement. – Futurity Economics&Law. Vol. 5(2). Р. 73-90.

16. Nagel A. 2023. Unilateral Extraterritorial Sanctions: The Search for a Jurisdictional Justification under International Law. – LSE Law Review. Vol. 8. P. 368-395.

17. Nakatani K. 2024. Sanctions Related to International Air Transport and International Law. – The Kaleidoscope of International Law. Springer, Singapore. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-96-0062-5_8.

18. Ryngaert C., Ruys T., Rodríguez Silvestre F. 2024. Secondary Sanctions in the International Legal Order. – The Cambridge Handbook of Secondary Sanctions and International Law. Eds. by T. Ruys et al. Cambridge: University Press.

19. Schmidt J. 2022. The Legality of Unilateral Extra-territorial Sanctions under International Law. – Journal of Conflict and Security Law. Vol. 27. Issue 1. P. 53-81. DOI: https://doi.org/10.1093/jcsl/krac005.

20. Sossai M. 2019. Legality of extraterritorial sanctions in Economic Sanctions in International Law and Practice. Ed. by A. Masahiko P. 62-79. DOI: 10.4324/9780429052989-5.


Рецензия

Для цитирования:


Войников В.В. Консультативное заключение суда Евразийского экономического союза от 7 апреля 2025 года: проблема соотношения правил о свободе предоставления услуг и норм международного воздушного права. Московский журнал международного права. 2025;(4):96-109. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-96-109

For citation:


Voinikov V.V. Advisory Opinion of the Eurasian Economic Union Court of 7 April 2025: The Problem of the Relationship between the Rules on the Freedom to Provide Services and the Provisions of International Air Law. Moscow Journal of International Law. 2025;(4):96-109. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-96-109

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)