Международно-правовые меры обеспечения безопасности судоходства
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-81-88
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Развитие общественных отношений в сфере международных торговых перевозок предъявляет новые требования к их безопасности. Настоящая работа представляет собой попытку анализа и комплексного осмысления существующих в данной сфере проблем, а также поиск путей их решения за счет совершенствования международно-правовых механизмов. Кроме того, предложены отдельные организационно-правовые меры для обеспечения безопасности морских перевозок, а также рассмотрены некоторые аспекты торгового мореплавания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При подготовке настоящей работы рассматривались нормативные правовые акты как внутригосударственного, так и международного действия и позиции ученых – представителей различных стран. На основе имеющихся информационных материалов сопоставлены правовые нормы и практики их применения. В рамках этой работы использовались также методы анализа, дедукции и сравнительно-правовой метод. Смоделированы пути возможной оптимизации деятельности субъектов международного права, специализирующихся на проблематике обеспечения безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Ставится вопрос о необходимости объединения усилий различных субъектов для обеспечения комплексной безопасности торгового мореплавания, что может быть отражено в едином международно-правовом документе. При этом вовсе не обязательно делать акцент на императивных правоохранительных и иных карательных мерах. Вполне при- менимы экономические и репутационные механизмы, стимулирующие деятельность государств по созданию необходимых условий для безопасного мореплавания в соответствующих водах.
ОБСУЖДЕНИЕ и ВЫВОДЫ. Применение этих предложений на практике способно оказать организационно-правовое воздействие на политику различных государств и отдельных субъектов коммерческой деятельности в части обеспечения максимальной защищенности самого широкого круга субъектов морских торговых перевозок.
Об авторе
С. А. ВасильевРоссия
Станислав Александрович Васильев, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Конституционное и административное право»
299053, Российская Федерация, Севастополь, ул. Университетская, д. 33
Список литературы
1. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. 2018. Новый междуна-
2. родно-правовой режим Каспийского моря. – Труды
3. ВНИРО. Т. 174. С. 129–142.
4. Вылегжанин А.Н. [и др.]. 2018. Позиции неарктических
5. государств в отношении правового режима Северно-
6. го Ледовитого океана. – Государство и право. № 10.
7. С. 124–135. DOI: 10.31857/S013207690002080-0
8. Глазова А.П. 2019. Историко-правовой анализ эволю-
9. ции института принудительных мер правоохрани-
10. тельного характера на море: прошлое и настоящее. –
11. Международное публичное и частное право. № 6.
12. С. 15–19.
13. Дремлюга Р.И. 2013. Международно-правовой режим
14. Черноморских проливов. – Lex Russica. Т. 95. № 10.
15. С. 1107–1114.
16. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. 2020. Арктика в ракур-
17. се новейших законодательных инициатив. – Журнал
18. российского права. № 2. С. 136–153. DOI: 10.12737/
19. jrl.2020.023
20. Лабин Д.К., Потье Т. 2019. Международное право долж-
21. но быть международным. Размышления о книге Антеи
22. Робертс «Является ли международное право между-
23. народным?». – Московский журнал международного
24. права. № 4. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-
25. -2019-4-6-17
26. Никитина А.П. 2019. Государственное регулирова-
27. ние деятельности морских портов (на примере ФГУП
28. «Росморпорт»). – Государственная власть и местное
29. самоуправление. № 10. С. 35–39. DOI: 10.18572/1813-
30. -2019-10-35-39
31. Тишков С.А., Лабин Д.К. 2019. Институциализация по-
32. лицейского миротворчества ООН. – Вестник МГИМО
33. Университета. № 1. С. 107–128. DOI: https://doi.
34. org/10.24833/2071-8160-2019-1-64-107--128
35. Притчин С.А. 2015. Сотрудничество России и ИРАНА в
36. регионе Каспийского моря: новые тенденции и пер-
37. спективы. – Российско-иранские отношения. Пробле-
38. мы и перспективы. Сборник статей международной
39. конференции. Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. М.:
40. Институт востоковедения РАН. С. 75–82.
41. Anozie C. [et al.]. 2019. Ocean governance, integrated
42. maritime security and its impact in the Gulf of Guinea: a
43. lesson for Nigeria’s maritime sector and economy. – Africa
44. Review. Vol. 11. Issue 2. P. 190–207. DOI: https://doi.org/10
45. .1080/09744053.2019.1631640
46. Debroux T. 2019. The Abe administration’s policy about
47. the senkaku islands and a role theory. – Journal Global
48. Policy and Governance. Vol. 8. No.1 P. 83–100. DOI: https://
49. doi.org/10.14666/2194-7759-8-1-005
50. Gladki Yu.N. [et al.]. 2020. “Polar Silk road”: Project implementation
51. and geo-economic interests of Russia
52. and China. – IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Vol. 434. No. 012009. DOI:10.1088/1755-
53. /434/1/012009. URL: https://iopscience.iop.org/
54. article/10.1088/1755-1315/434/1/012009/pdf (accessed
55. 11.2020)
56. Hatakeyama K. 2019. A Middle Power's Roles in Shaping
57. East Asian Security Order: Analysis of Japan's Engagement
58. from a Normative Perspective. – Australian Journal of Politics
59. and History. Vol. 65. Issue 3. P. 466–481. DOI: https://
60. doi.org/10.1111/ajph.12592
61. Kim S.K. 2018. The expansion of and changes to the national
62. coast guards in East Asia. – Ocean Development and
63. International Law. Vol. 49. Issue 4. P. 313-334. DOI: https://
64. doi.org/10.1080/00908320.2018.1502488
65. Koda Y. 2016. Maritime security in the region: SCS and
66. ECS as key arenas for converging political interests. – Asia-
67. Pacific Review. Vol. 23. Issue 2. P. 86–108. DOI: https://doi.or
68. g/10.1080/13439006.2016.1256077
69. Li J. 2021. Development of BRICS cooperation mechanism
70. in new geopolitical conditions. – Proceedings of Topical
71. Issues in International Political Geography. Ed. by R. Bolgov
72. [et al.]. Cham: Springer. P. 303–312. DOI: https://doi.
73. org/10.1007/978-3-030-58263-0_27
74. Liu F. 2020. The recalibration of Chinese assertiveness:
75. China's responses to the Indo-Pacific challenge. – International
76. Affairs. Vol. 96. Issue 1. P. 9–27. DOI: https://doi.
77. org/10.1093/ia/iiz226
78. Singh S. 2019. The dilemmas of regional states: How
79. southeast Asian states view and respond to India-China
80. maritime competition. – Asian Security. Vol. 15. Issue 1.
81. P. 44–59. DOI: https://doi.org/10.1080/14799855.2019.15
82.
83. Strating R. 2020. Small Power Hedging in an Era of Greatpower
84. Politics: Southeast Asian Responses to China’s Pursuit
85. of Energy Security. – Asian Studies Review. Vol. 44. Issue
86. P. 97–116. DOI: https://doi.org/10.1080/10357823.2019.
87.
Рецензия
Для цитирования:
Васильев С.А. Международно-правовые меры обеспечения безопасности судоходства. Московский журнал международного права. 2021;(1):81-88. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-81-88
For citation:
Vasiliev S.A. International Legal Measures to Ensure the Safety of Navigation. Moscow Journal of International Law. 2021;(1):81-88. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-81-88