Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Политика Китайской Народной Республики в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-59-73

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье проводится анализ политики и практики Гонконга в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер как производной от политики в этой сфере Китая, автономией которого Гонконг является. Хотя Гонконг как административно-территориальная единица Китайской Народной Республики (КНР) следует и должен следовать в фарватере общих принципов политики в указанной сфере Пекина – признание легитимными исключительно санкций Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), законность контрмер, принимаемых в ответ на делинквентные деяния других международных акторов и формальное и риторическое неприятие односторонних ограничительных мер, – Гонконг обладает определенной спецификой в этой сфере, обусловленной его особым статусом в конституционно-правовой системе Китая.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании использованы находящиеся в свободном доступе документы и материалы ООН, органов власти КНР, Законодательного собрания и органов исполнительной власти Гонконга, работы российских, гонконгских, китайских и западных специалистов в области санкций на трех языках (русском, английском и китайском), а также периодические издания, с целью понимания особенностей политики Гонконга в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер. Автор настоящего исследования использует общенаучные и специальные методы познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Ведомый внешнеполитическим курсом своего суверена – Китая, Гонконг обязан исполнять санкции СБ ООН, признанные и выполняемые КНР. В то же самое время вводимые КНР односторонние ограничительные меры и контрмеры (как официальные, так и неформальные) зачастую не являются обязательными для исполнения Гонконгом. Односторонние ограничительные меры стран Запада формально также не имеют юридической силы в Гонконге. Однако, как ни парадоксально, гонконгский бизнес, прежде всего банковский и финансовый, фактически исполняет такие односторонние ограничительные меры (в том числе меры, нацеленные на Гонконг), из-за боязни стать жертвой вторичных ограничительных мер Запада. Это позволяет говорить о сложившейся в Гонконге своеобразной подсистеме регулирования в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер, существующей, с одной стороны, в рамках системы основополагающих принципов Китая, а с другой стороны, обособленной от правил и норм КНР в этой сфере. Учитывая склонность деловых кругов Гонконга придерживаться западных, в том числе антироссийских, односторонних ограничительных мер, для российских предпринимателей автономия будет оставаться достаточно сложным местом для ведения бизнеса.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Исследование показало особенности политики Гонконга в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер, позволяющие выделить ее в специальную подсистему политики КНР в указанной сфере. Автор работы пришел к следующим выводам. Во-первых, Гонконг обязан исполнять санкции СБ ООН на основании полученных от Министерства иностранных дел (МИД) КНР инструкций, но в соответствии с законодательством автономии. Во-вторых, Гонконг как несуверенная территория самостоятельно не принимает контрмеры и односторонние ограничительные меры против суверенных государств (принятие и применение таких мер входит в исключительную компетенцию центрального правительства КНР). В-третьих, принимаемые КНР законы против иностранных односторонних ограничительных мер и иные нормативные правовые акты не имеют юридической силы в Гонконге, если их действие Пекин не распространит на автономию в соответствии в предписанной Основным законом (миниконституцией) Гонконга процедурой. В-четвертых, вводимые Китаем контрмеры и односторонние ограничительные меры против третьих стран на основании его законов и ведомственных нормативных правовых актов, а также неофициальные запреты, не имеют обязательной силы в Гонконге, за исключением случаев запрета на въезд в автономию конкретных лиц, являющихся объектами указанных мер. В-пятых, многие гонконгские компании с устоявшимися торгово-экономическими связями с западными контрагентами, и прежде всего работающие на территории САР местные, китайские и иностранные банки и иные финансовые организации, фактически исполняют односторонние ограничительные меры (причем даже меры, направленные против Гонконга) стран Запада, а центральный банк Гонконга даже наставляет функционирующие в автономии банки и финансовые институты соблюдать такие односторонние ограничительные меры государств Запада.

Об авторе

Н. В. Веремеев
Meridian Capital (HK) Limited
Китай

Николай Викторович ВЕРЕМЕЕВ, Юрисконсульт

18 этаж, Рыкадан Уан, Вонг Чук Ханг Роуд, 23, Гонконг, 999077



Список литературы

1. Бакулина П.В., Кузьмина К.А. 2021. Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика. – Финансовый журнал. Т. 13. № 4. С. 24-38.

2. Галиев Р.С. 2019. Международно-правовой анализ соотношения категорий санкции, контрмеры и односторонние экономические меры. – Вестник экономической безопасности. № 3. С. 239-243.

3. Иванова Е.М. 2016. Проблема санкций в международном праве: терминологический аспект. – Московский журнал международного права. № 2. С.181-187.

4. Иванова Е.М. 2018. Проблема применения «односторонних санкций» в современном международном праве. – Российский внешнеэкономический вестник. № 5. С. 127-134.

5. Карасев Д.Ю. 2025. Ответные ограничительные меры Китая в условиях санкционного противостояния. – Вестник Российскогоу ниверситета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Т. 25. No. 3. С. 485-504.

6. Касымалиева А.К. 2023. Концептуализация понятий в анализе. «санкционного» противостояния глобальных геополитических акторов. – Вестник КРСУ. Т. 23. № 11. С. 173-179.

7. Пятибратов И.С. 2020. Санкции и односторонние ограничительные меры: проблема различия терминов и тождественности явлений. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 6 (10). С. 61-65.

8. Чак A.В. 2022. Односторонние принудительные меры в доктрине современного международного права. – Вестник университета. № 7. С. 30-36.

9. Andresen J. 2024. The Lawfulness of Unilateral Sanctions in the Wake of a US – China “Sanctions War”. 30 p. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s12140-024-09429-9.pdf (дата обращения: 16.02.2025).

10. Beaucillon C. 2021. An introduction to unilateral and extraterritorial sanctions: definitions, state of practice and contemporary challenges. – Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing. P. 1-17.

11. Breen E. 2021. Corporations and US economic sanctions: the dangers of overcompliance. – Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing. P. 256-269.

12. Cai C.Y. 2021. China's position and practice concerning unilateral sanctions. – Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing. P. 70-89.

13. Chen Zh., Wei Q.Sh. 2023. “Fan waiguo zhicai fa” shishi zhong de falu wenti yu wanshan [Legal Issues and Improvements in the Implementation of the Anti-Foreign Sanctions Law]. – Wuda guojifa pinglun [Wuhan University International Law Review]. Issue 5. P. 60-80. (In Chinese)

14. Chen M. 2022. Dan bian jingji zhicai he fan zhicai de fall guizhi – jian ping “fan waiguo zhicai fa” [Legal Regulation of Unilateral Economic Sanctions and CounterSanctions: Comment on the Anti-Foreign Sanctions Law]. – Jingmao falu pinglun [Economic and Trade Law Review]. Issue 4. P. 1-16. (In Chinese)

15. Harrell P., Rosenberg E., Saravalle E. 2018. China's Use of Coercive Economic Measures. 58 p. URL: https://s3.us-east-1.amazonaws.com/files.cnas.org/documents/China_Use.pdf (дата обращения: 09.02.2025).

16. Ma G.A., Mao Q.Y. 2023. Dan bian zhicai yǔ zu duan lifa xia zhongguo qiye de he gui kunjing yu yingdui celue [Compliance Dilemma and Coping Strategies for Chinese Enterprises under Unilateral Sanctions and Blocking Legislation]. – Wuda guojifa pinglun [Wuhan University International Law Review]. Issue 2. P. 17-35. (In Chinese)

17. Poh A. 2020. Sanctions with Chinese Characteristics: Rhetoric and Restraint in China’s Diplomacy. Amsterdam: Amsterdam University Press. 372 p.

18. Rennemo A. 2021. How China Joined the Sanctions Game. URL: https://thediplomat.com/2021/02/how-china-joined-the-sanctions-game/ (accessed date: 02.03.2025).

19. Sun J. 2021. International bank settlement in China and unilateral sanctions-related disputes: sources, remedies and procedures. – Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing. P. 323-341.

20. Walsh W. 2024. Cross-Border Crime in Hong Kong: Extradition, Mutual Assistance, Financial Sanctions. 3rd ed. Hong Kong: LexisNexis. 945 p.

21. Xing J.Y., Li M.J. 2023. Moving to Formality and Openness? An Analysis of China’s New Two-Tiered Sanctions Policy. – The China Review. Vol. 23. No. 1. P. 377–406.

22. Xiong Y.Y. 2025. Legality, Legitimacy and Institutionalization: China’s Dilemma of Sanctions and Economic Coercion. – Journal of Contemporary China. Vol. 34. Issue 152. P. 181-197.

23. Yu W.J. 2021. China’s Emerging Unilateral Sanctions: Heading towards the Rule of Law? – The Chinese Journal of Comparative Law. Vol. 9. No. 3. P. 359-386.

24. Zhang B.B. 2021. A Critical Evaluation of China’s New Blocking Statute against Unfair Extraterritoriality. – Hong Kong Law Journal. Vol. 51. Part 2. P. 775-800.

25. Zhao D.M. 2024. Contemporary Export Control Law of China. Singapore: Springer. 265 p.

26. Zu W.T. 2024. Mei xifang jingji zhicai xiaoli kunjing xia de zhongguo shewai fazhi huiying [China's foreign rule of law response to the dilemma of the effectiveness of US and Western economic sanctions]. – Caijing faxue [Law and Economy]. Issue 1. P. 175-192. (In Chinese)


Рецензия

Для цитирования:


Веремеев Н.В. Политика Китайской Народной Республики в области санкций, контрмер и односторонних ограничительных мер. Московский журнал международного права. 2025;(4):59-73. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-59-73

For citation:


Veremeev N.V. China Sanctions, Countermeasures and Unilateral Restrictive Measures Policy. Moscow Journal of International Law. 2025;(4):59-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-59-73

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)