Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Природоресурсная деятельность в космосе: к формированию российского законодательства

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-35-58

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. При прогнозировании сроков начала природоресурсной деятельности в космосе (даже в относительно малых промышленных масштабах) называются разные сроки. Современные правительственные и неправительственные проекты исследований небесных тел (в некоторых случаях в их сочетании) на текущем этапе сфокусированы на получении и анализе соответствующих естественно-научных данных. Вместе с тем вопрос об уточнении правового режима природных ресурсов небесных тел (в относительно ближайшей перспективе – непосредственно в космосе для обеспечения жизнедеятельности космических экспедиций; в отдаленной – в коммерческих целях) требует безотлагательного сотрудничества для его согласованного решения. Этот вопрос является одним из наиболее показательных и значимых в контексте понимания возможных и целесообразных путей дальнейшего развития международного космического права (при узкоспециальном понимании его отраслевой специфики), а также применимого к космической деятельности национального законодательства России, других государств, в том числе с целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в частный космический сектор экономики, включающий, но не ограничивающийся будущей деятельностью, связанной с разработкой природных ресурсов небесных тел. В таком контексте в настоящей статье представлен анализ современных тенденций развития национально-правовых подходов зарубежных государств к природоресурсной деятельности в космосе, а также состояния законодательства России о космической деятельности на общем фоне применимого международного космического права.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Теоретическую основу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных юристов, включая специалистов по международному космическому праву и национальному праву зарубежных государств и России. В фокусе анализа – система универсальных международных договоров по космосу, согласованных на полях Организации Объединенных Наций (ООН); документов Комитета ООН по космосу и его Юридического подкомитета; отраслевое национальное законодательство зарубежных государств, включая принятые в 2024–2025 гг. национально-законодательные акты США, Бразилии и Италии; законодательство о космической деятельности России. Основными методами исследования являются методы формальной логики, включая анализ, синтез, аналогию, а также системный и сравнительноправовой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Инновационные нормативно-правовые и подзаконные акты США, Люксембурга, ОАЭ, Японии, а также Бразилии и Италии опережают создание необходимых специальных международно-правовых норм о режиме природных ресурсов небесных тел. 2. Первые лицензии на космическую природоресурсную деятельность, выданные в Японии и Люксембурге, подтверждают следование этих государств в фарватере американского законодательного подхода: показательно, что сами лицензии выданы для целей исполнения контрактных обязательств перед Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) по сбору образцов лунного реголита. 3. Указ Президента США «О содействии конкуренции в коммерческой космической отрасли» 2025 г. нацелен на снятие регулятивных барьеров и чрезмерных лицензионных требований, применимых к различным видам космической деятельности, включая «новые». 4. Законодательная основа космической деятельности, включая механизмы поддержки частной космической деятельности, в государствах-участниках Соглашений «Артемида», с одной стороны, и, с другой стороны, в формате межправительственного российско-китайского сотрудничества по Международной лунной научной станции, представлена с разной степенью детализации. 5. Национальное законодательство России регулирует основные вопросы космической деятельности, но не содержит достаточных законодательных стимулов для развития частных инвестиций в разработку природных ресурсов небесных тел; космическое природоресурсное направление в нем содержательно не представлено, в отличие от законодательства США, Люксембурга, Японии, других обозначенных государств; в российском законодательстве наличествуют лишь косвенные признаки того, что такая природоресурсная деятельность российских лиц на небесных телах допустима.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ: 1. В ряде зарубежных государств законодательство о природоресурсной деятельности в космосе было принято в отсутствие регулирования общих вопросов космической деятельности и de facto (наряду с другими факторами в большей степени политического и экономического характера) способствовало его разработке. 2. С принятием Указа Президента США 2025 г. следует ожидать дальнейшего развития этого направления космической деятельности, изначально в рамках приоритетных исследовательских миссий, а затем, в долгосрочной перспективе, с подтверждением экономической целесообразности, и в коммерческих целях. 3. Следует констатировать широкое признание как в государствах – участниках Соглашений «Артемида», так и в межправительственных российско-китайских договоренностей, целесообразности создания благоприятных законодательных условий развития частной космической деятельности. Для этих целей даже в государствах, ранее не являвшихся активными субъектами космической деятельности, принимаются соответствующие законодательные акты, включая космические природоресурсные. 4. Совокупность этих мер и обстоятельств постепенно приводит к росту инвестиций в космический сектор экономики названных государств. 5. Для совершенствования законодательства России о космической деятельности рекомендованы следующие изменения: а) в части общих мер поддержки развития деятельности частных субъектов: устранение чрезмерных регулятивных барьеров в системе лицензирования; усовершенствование норм об обязательном страховании космической деятельности; развитие национального рынка страхования рисков космической деятельности, включая имущественное; создание эффективных экономических условий взаимодействия правительственных и частных субъектов при реализации космических проектов в национальных интересах; б) в части космической природоресурсной деятельности: комплексная законодательная реформа, согласующаяся с уточненной (в интересах развития экономики России) ее международно-правовой позицией; в дополнение к общим мерам поддержки развития космической деятельности в России целесообразно, с учетом лучшего приведенного зарубежного законодательного опыта, уточнение законодательных условий осуществления российскими лицами разработки природных ресурсов небесных тел, включая право собственности разработчика на добытые природные вещества.

Об авторах

А. Н. Вылегжанин
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Александр Николаевич ВЫЛЕГЖАНИН, Доктор юридических наук, профессор, руководитель Лаборатории международно-правовых исследований

Вернадского пр-т, 76, Москва, 119454



Г. А. Суворов
ELWI
Россия

Георгий Александрович СУВОРОВ, Магистр права, юрист

Гашека ул., 6, Москва, 125047



М. Р. Юзбашян
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Мариам Романовна ЮЗБАШЯН, Кандидат юридических наук, участник гранта РНФ No. 23-18-00977

Вернадского пр-т, 76, Москва, 119454



Список литературы

1. Беркман П.А., Вылегжанин А.Н., Юзбашян М.Р., Модюи Ж. 2018. Международное космическое право: общие для России и США вызовы и перспективы. – Московский журнал международного права. № 1 (106). С. 16-34.

2. Вылегжанин А.Н., Крохина П.А. 2024. Законодательство Люксембурга о природных ресурсах небесных тел и международное право. – Московский журнал международного права. 2024. № 3. С. 17-35.

3. Вылегжанин А.Н., Юзбашян М. 2024. Статус природных ресурсов небесных тел: новеллы, обозначенные практикой государств. – Государство и право. № 1. С. 147-158.

4. Вылегжанин А., Юзбашян М., Алексеев М. 2023. Международно-правовая космическая политика США: приглашение к уточнению статуса природных ресурсов небесных тел или вызов большинству государств? – Международные процессы. № 3 (21). С. 6-30.

5. Вылегжанин А.Н., Юзбашян М.Р., Мунтян М.Е. 2024. Космическая политика Японии: международно-правовой ракурс. – Японские исследования. № 4. С. 48-69.

6. Груздев В.В. 2021. Объекты оккупации как первоначального способа приобретения права собственности. – Право и экономика. № 3. C. 45-50.

7. Ефимова Е.А. 2023. Частные компании в космической промышленности России: особенности функционирования и факторы развития. – Вестник университета. № 3. С. 46-48.

8. Камолов С.Г., Красноштанова Т.А. 2019. Страхование космических рисков как фактор коммерциализации космической деятельности. – Инновации и инвестиции. № 4. С. 213-218.

9. Кирилина Е.В. 2018. Особенности и перспективы развития частной космонавтики в России. – Вестник Самарского университета. № 3 (8). С. 15-17.

10. Колосов Ю.М. 2014. Борьба за мирный космос. Москва: Статут. 128 с.

11. Колосов Ю.М. 2007. Правовой режим природных ресурсов Луны и других небесных тел. – Международно-правовые основы недропользования. Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. Москва: НОРМА. С. 238-241.

12. Колосов Ю.М., Юзбашян М.Р. 2015. Вклад российской (советской) юриспруденции в становление и развитие международного космического права. – Московский журнал международного права. № 2. С. 12-34.

13. Симонян Г.Р. 2007. Общегосударственное значение вопросов исключительного ведения Российской Федерации. – Конституционное и муниципальное право. № 21. С. 10-15.

14. Тархов В.А., Рыбаков В.А. 2007. Собственность и право собственности. Москва: Юрист, 2007. 130 c.

15. Хаванова И.А. 2020. Налоговые аспекты индустриализации в мире прорывных технологий, экономик нового типа и «амбиций» английского права. – Финансовое право. № 8. С. 34-38.

16. Юзбашян М.Р. 2018. Актуальные международноправовые вопросы разрешения споров в области космической деятельности. – Право и управление. XXI век. № 2. С. 48-59.

17. Юзбашян М.Р. 2024. Актуальные тенденции сотрудничества/соперничества в космосе и перспективы развития космического права. – Право и управление. XXI век. № 1(20). С. 103-119.

18. Юзбашян М.Р. 2017. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право. – Московский журнал международного права. № 2 (106). C. 71-86.

19. Якушева Р.Р. 2022. О возможности коммерциализации космической деятельности в Российской Федерации: правовой анализ законодательства. – Вестник Московского университета. № 5. С. 109-123.

20. De Pagter M.M. 2022. “Who Dares, Wins”: How Property Rights in Space Could be Dictated by the Countries Willing to Make the First Move. – Chicago Journal of International Law Online. 1.2. URL: https://cjil.uchicago.edu/online-archive/who-dares-wins-how-property-rights-space-could-be-dictated-countries-willing-make (дата обращения: 27.09.2025).

21. Fleming M., Lange I., Shojaeinia S., Stuermer M. 2023. Mining in space could spur sustainable growth. – Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2023 Oct 24. 120(43). URL: https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2221345120 (дата обращения: 08.11.2025).

22. Janikowski A. 2025. Bold Steps Forward: The Investment Impact of Enacting Space Resources Legislation. Space Policy 72 (May): 101675. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0265964624000663#bib50 (дата обращения: 11.10.2025).

23. Meira T. 2023. The International Outer Space and Maritime Legal Commons: Different Principles and Common Legal Loopholes Governing the Deep-Seabed, Outer Space, Celestial Bodies, and the High Seas. Neptunus e-revue. Vol. 29 Issue 2. URL: https://shs.hal.sci-ence/halshs-04148463v1/document (дата обращения: 01.10.2025).

24. Tronchetti F. 2015. The Space Resource Exploration and Utilization Act: A Move Forward or a Step Back? – Space Policy. Vol. 34. P. 6-10.

25. von der Dunk F.G. 2018a. Asteroid Mining: International and National Legal Aspects. – Michigan State International Law Review. Vol. 26.1. P. 83-101.

26. von der Dunk F.G. 2018b. Private Property Rights and the Public Interest in Exploration of Outer Space. – Biological Theory. Vol. 13. Issue 2. P. 142-151.

27. Vylegzhanin A.N., Krokhina P.A. 2025. Status of the Natural Resources of Celestial Bodies: Legal Positions of the USA and Luxembourg. – Kutafin Law Review. № 3 (12). Р. 463-492.

28. Vylegzhanin A., Yuzbashyan M., Suvorov G. 2025. The Legal Regime of Natural Resources of Celestial Bodies: Current State of the Relevant Russian Laws and Perspectives for a Common BRICS Legal Approach. – BRICS Law Journal. Vol. 12 Issue 2. P. 5-42.


Рецензия

Для цитирования:


Вылегжанин А.Н., Суворов Г.А., Юзбашян М.Р. Природоресурсная деятельность в космосе: к формированию российского законодательства. Московский журнал международного права. 2025;(4):35-58. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-35-58

For citation:


Vylegzhanin A.N., Suvorov A.G., Yuzbashyan M.R. Basic Issues of the Creation of Russian Legislation on Natural Resource Activities in Outer Space. Moscow Journal of International Law. 2025;(4):35-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-4-35-58

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)