Правомерность прохода атомных подводных лодок: Малайзия и Индонезия в замкнутом круге?
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-34-43
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В Юго-Восточной Азии расположены одни из самых важных морских линий связи (МЛС), которые являются не только важными морскими маршрутами для торговых судов, но и для военных судов сверхдержав. Хотя в этом регионе еще не было зафиксировано ни одной аварии с участием атомных подводных лодок, остается фактом, что количество таких судов, проходящих через морскую линию связи Юго-Восточной Азии, по прогнозам, будет расти в ближайшие годы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Данное исследование является результатом анализа международных договоров, применяемых к навигации атомных подводных лодок. При подготовке данной работы были использованы следующие материалы: 1) Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; 2) пакт АУКУС (Австралия, Соединенное Королевство, США). Методологическую основу исследования составляют традиционные методы: общенаучные методы (в данном случае основанные на общих принципах права) и специальные методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Кроме Китая, Австралия является еще одним государством в этом регионе, которое, согласно прогнозам, будет иметь атомные подводные лодки к 2040 году благодаря AUKUS. Эти события вызвали обеспокоенность лидеров стран Юго-Восточной Азии, особенно Малайзии и Индонезии – государств, ответственных за обеспечение безопасности в Малаккском и Сингапурском проливах, а также индонезийских архипелажных морских коридоров. Эти морские пути ежегодно пересекают тысячи судов, включая атомные подводные лодки, принадлежащие государствам, уже обладающим ими.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В заключение в статье подчеркивается, что международное право должно обеспечивать справедливый баланс между правами судоходства и защитой морской среды, особенно на морских линиях связи, на которые распространяется свобода судоходства, в отношении атомных подводных лодок.
Ключевые слова
Об авторе
М. Х. М. РуслиМалайзия
Мохд Хазми Мохд Русли, доцент Факультета Шариата и права
Bandar Baru Nilai, Nilai, Negeri Sembilan, 71800
Список литературы
1. Beckman R., Liliansa D. Passage through Indonesian Waters on Routes Used for International Navigation. – Cooperation and Engagement in the Asia-Pacific Region. Ed. by M.H. Nordquist, J.N. Moore and R. Long. Ledien; Boston: Brill. 2019. P. 318-336.DOI: https://doi.org/10.1163/9789004412026_018
2. Boyle A.E. Marine Pollution Under the Law of the Sea Convention. – American Journal of International Law. 1985. Vol. 79. Issue 2. P. 347-372. DOI: https://doi.org/10.2307/2201706
3. Campbell P. Indonesian Archipelagic Sea Lanes: SPC-A Annual. – Australian Maritime Issues 2005. Ed. by Gregory P. Gilbert and Robert J. Davitt. Canberra: Sea Power Centre. 2005. P. 115-121. URL: https://www.navy.gov.au/sites/default/files/documents/PIAMA16.pdf (accessed 26.04.2022)
4. Giachetti T. [et al.]. Tsunami hazard related to a flank collapse of Anak Krakatau Volcano, Sunda Strait, Indonesia. – Geological Society London Special Publications. 2012. P. 79-90. DOI: http://dx.doi.org/10.1144/SP361.7
5. Martin A.G.L. International Straits: Concept, Classification and Rules of Passage. Berlin, Heidelberg: Springer. 2010. 218 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-12906-3
6. Mian Z., Ramana M. V., Nayyar A.H. Nuclear Submarines in South Asia: New Risks and Dangers. – Journal for Peace and Nuclear Disarmament. 2019. Vol. 2. Issue 1. P. 184-202. DOI: https://doi.org/10.1080/25751654.2019.1621425
7. Rahman N.S.F.A., Saharudiin A.H., Rasdi R. Effect of the Northern Sea Route Opening to the Shipping Activities at Malacca Straits. – International Journal of e-Navigation and Maritime Economy. 2014. Vol. 1.P. 85-98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.enavi.2014.12.008
8. Rothwell D.R. Compulsory Pilotage and the Law of the Sea: Lessons Learned from the Torres Strait. ANU College of Law Research Paper. 2012a. No. 12-06. 21 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/SSRN_ID2020781_code734493.pdf?abstractid=2020781&mirid=1 (accessed 26.04.2022).
9. Rothwell D.R. Peaceful Maritime Operations. – The ICJ and the Evolution of International Law: The enduring impact of the Corfu Channel case. Ed. by K. Bannelier, T. Christakis, S. Heathcote. London; New York: Routledge. 2012b. P. 181-198.
10. Rusli M.H. bin M. Protecting Vital Sea Lines of Communication: A Study of the Proposed Designation of the Straits of Malacca and Singapore as a Particularly Sensitive Sea Area. – Ocean and Coastal Management. 2012. Vol. 57. P. 79-94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2011.12.003
11. Rusli M.H. bin M., Bautista L., Wan Talaat W.I.A.B. Linking the East and the West: Discovering Alternatives to the Straits of Malacca and Singapore. – Port, Maritime and Hinterland Development in Southeast Asia. Ed. by M. Subhan, S. Yaakub and A.B.A. Ghani. Kuala Lumpur: Universiti Utara Malaysia Press. 2014. P. 103-144.
12. Rustam I. Makna Strategis Selat Lombok dan Perkembangannya Sebagai Jalur Pelayaran Internasional. – Global & Policy. 2018. Vol.6. Issue 1. P. 83-100.
13. Sea Lane Security of Oil and Liquefied Natural Gas in the EAS Region. Ed. by S. Kimura, S.T. Morikawa and S. Singh. 2016. 74 p. URL: https://www.eria.org/RPR_FY2015_14.pdf (accessed 26.04.2022)
14. Song Y. Security in the Strait of Malacca and the Regional Maritime Security Initiative: Responses to the US Proposal. – Global Legal Challenges: Command of the Commons, Strategic Communications, and Natural Disasters. Ed. by M.D. Carsten. Newport, Rhode Island: Naval War College. 2007. P. 97-156.
15. Valencia M.J. International Conflict Over Marine Resources in South-east Asia: Trends in Politicization and Militarization. – Conflict over Natural Resources in South-east Asia and the Pacific. Ed. by L.T. Ghee and M.J. Valencia. New York: United Nations University Press. 1990. P. 97-102.
16. Zaideen I.M.M. Should the Straits of Malacca and Singapore Be Designated as Special Area?. – Environmental Policy and Law. 2019. Vol. 49. Issue 4-5. P. 236-240. DOI:10.3233/EPL-190160
Рецензия
Для цитирования:
Русли М. Правомерность прохода атомных подводных лодок: Малайзия и Индонезия в замкнутом круге? Московский журнал международного права. 2022;(4):34-43. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-34-43
For citation:
Rusli M. The Legality of Passage of the Nuclear-Powered Submarines: Are Malaysia and Indonesia in Catch-22? Moscow Journal of International Law. 2022;(4):34-43. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-34-43