Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Республике Абхазия и в Российской Федерации

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41

Аннотация

Введение. Основной ценностью правовых демократических государств является защита прав и свобод человека и гражданина. Для данной цели государством формируются специализированные органы – суды, а также назначается специальное должностное лицо – Уполномоченный по правам человека (омбудсман). В данной статье рассматриваются теории возникновения института уполномоченного по правам человека. Сравнение процессов возникновения института уполномоченного по правам человека на территориях Республики Абхазия и Российской Федерации обусловлено, в первую очередь, близостью правовых систем обоих государств и обширным заимствованием Абхазией положений российских нормативно-правовых актов, опыта их правоприменения и опыта построения демократических органов государственной власти. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, оно представляет ценность в сравнительно-правовом плане, в рамках изучения зарубежного опыта функционирования института уполномоченного по правам человека. Во-вторых, учитывая степень влияния российского опыта построения правового демократического государства на Абхазию, данное исследование интересно и в качестве некой ретроспективы, как взгляд на заимствование российского института уполномоченного по правам человека в условиях ограниченного финансирования. В-третьих, принимая во внимание тот факт, что 90% жителей Абхазии являются гражданами Российской Федерации, изучение проблем защиты их прав и свобод представляет большой интерес для российской правовой науки.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (социологический, системный и др.) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой и др.) методы познания.

Результаты исследования. В результате проведенного ретроспективного анализа становления института уполномоченного по правам человека на территории Российской Федерации и Республики Абхазия выявлено, что институт Уполномоченного по правам человека на территории Российской Федерации – это важный орган, призванный обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина (в первую очередь – от административного произвола); что институт Уполномоченного по правам человека на территории Республики Абхазия ранее носил лишь формально-декларативный характер, а после реформы, призванной повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, вовсе прекратил функционировать по ряду причин: нехватки материально-технического обеспечения, рабочего помещения и т.д. Фактическое отсутствие данного института в совокупности с рядом проблем судебной власти не позволяет в полной мере обеспечить защиту интересов, прав и свобод граждан Республики Абхазия. При этом, учитывая двойное гражданство данных граждан, вызывает нарекание бездеятельность российской власти в отношении защиты собственных граждан, постоянно проживающих за рубежом (на территории Абхазии).

Обсуждение и выводы. Проведенный анализ позволил выявить ряд причин, не позволивших учредить в Республике Абхазия институт Уполномоченного по правам человека, что негативно влияет на качество жизни проживающих в Абхазии (в том числе российских граждан). Выдвинут ряд предложений, призванных обеспечить уровень защищенности прав человека на территории Республики Абхазия.

Об авторе

А. В. Логинов
Абхазский государственный университет
Грузия

Анатолий Викторович Логинов - аспирант кафедры теории, истории государства и права.

Республика Абхазия, Сухум, Университетская ул., д. 1



Список литературы

1. Башимов М. 2007. Институт омбудсмана в странах СНГ и Балтии. – Российская юстиция. № 6. C. 68–74.

2. Бойцова В.В. 1996. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Бек. 408 с.

3. Волков Д.Н. 2015a. Исторический опыт становления института уполномоченных по правам человека. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3-1. С. 240–242.

4. Волков Д.Н. 2015b. Сравнительный анализ моделей института омбудсмана в мире. – Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. № 2. С. 111– 114. DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.111-114

5. Волков Н.А. 2012. Институт российских уполномоченных по правам человека: социально-демографический срез. – Вестник Екатерининского института. № 1. С. 54–60.

6. Волков Н.А. 2016. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность. – Вестник Кузбасского института. № 4 (29). С. 136–142.

7. Галяутдинов Б.С. 2014. Правовая природа института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Российской Федерации. – Вестник ПензГУ. № 2 (6). С. 40–47.

8. Гасанли А.А. 2009. Версия об исламском учреждении Мухтасиба как прототипа шведского учреждения омбудсмана. – Политика и общество. № 1. С. 54–59.

9. Исаев М.А. 2008. Основы конституционного строя Швеции. М.: МГИМО. 192 с.

10. Касыметова Б. 2012. История возникновения института омбудсмана в Республике Казахстан. – Вестник Университета имени Д.А. Кунаева. № 1 (42). С. 128–140.

11. Ларина К.С. 2017. К вопросу о правовой природе института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. – Наука. Общество. Государство. Т. 5. № 1 (17). Доступ: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/larina_ks_17_1_21.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

12. Левин А.А. 2013. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области. – Вестник КемГУ. № 4– 1 (56). С. 83–90. 13. Ливеровский А.А. [и др.] 2013. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. СПб: Норма. 295 с.

13. Логинов А.В. 2015a. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазия в свете последних судебных и конституционных реформ. – Евразийский юридический журнал. № 2 (81). С. 89–91.

14. Логинов А.В. 2015b. Эволюция конституционной юстиции в Российской Федерации и Республике Абхазия. – Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4-2 (54). С. 112–114.

15. Логинов А.В. 2015c. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период. – Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3-3 (53). С. 116–119.

16. Логинов А.В. 2015d. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе. – Вестник Владикавказского научного центра. Т. 15. № 1. С. 31–33.

17. Логинов А.В. 2016. К вопросу о правовом статусе Абхазии в свете защиты прав человека и гражданина в органах международного правосудия (на примере ЕСПЧ). – Власть. № 7. С. 221–224.

18. Логинов А.В. 2017a. К некоторым проблемам судебной реформы в Республике Абхазия, в контексте построения собственной судебной системы в свете российской судебной реформы. – Вестник Владикавказского научного центра. № 1. С. 70–72.

19. Логинов А.В. 2017b. История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия. – Современный юрист. № 4 (21). С. 52–61.

20. Логинов А.В. 2018a. К вопросу о реализации принципа «осуществления правосудия только судом» на территории Российской Федерации и Республики Абхазия. – Современный мусульманский мир. № 1. Доступ: https://islamjournal.ru/wp-content/uploads/2018/02/ ID24.pdf (дата обращения: 27.05.2018).

21. Логинов А.В. 2018b. Суды по обычному праву и по шариату на территории Республики Абхазии: история и перспективы. – Современный мусульманский мир. № 2. Доступ: https://islamjournal.ru/wpcontent/uploads/2018/05/ID32.pdf (дата обращения: 27.05.2018).

22. Омбудсман в зарубежных странах. Под ред. Е.Я. Павлова, Н.А. Славкиной. 2014. М.: МГИМО-Университет. 214 с.

23. Радюшина Е. 2000. Институт омбудсмана: зарубежный опыт. – На пути к региональному Уполномоченному по правам человека. Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма. С. 5–10. 25. Ракитская И.А. Эволюция института омбудсмана в Швеции. – Северная Европа: проблемы истории: Сборник статей. М.: Наука. C. 285–295.

24. Симановский С.И. 2013. Институт омбудсмана и его роль в политической системе обществ. – Веснік БДУ. Сер. 3. № 1. С. 87–90.

25. Синцов Г.В. 2016. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти. – Lex Russica. № 7 (116). С. 160–166. DOI: 10.17803/17295920.2016.116.7.160-166

26. Сунгуров А.Ю. 1999. Сравнительный анализ института омбудсмана. – Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах.

27. Т. 2.: Региональный омбудсман. Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб. C. 146–169.

28. Хаманева Н.Ю. 1998. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. М.: ИГП РАН. 80 с.

29. Хиль-Роблес А. 1997. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Marginem. 335 с.

30. Шеенков О.А. 2004. Становление конституционного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юпитер. 264 с.

31. Шемшученко Ю., Мурашин Г. 1971. Институт омбудсмана в современном буржуазном праве. – Советское государство и право. № 1. С. 139–144.

32. Children and non-discrimination. 2014. CREAN. D. Kutsar, H. Warming (eds.). University Press of Estonia. 247 p.

33. Howard Ch.L. 2010. The Organizational Ombudsman: Origins, Roles, and Operations – A Legal Guide. Chicago: American Bar Association. 649 p.

34. Gilligan E. 2010. The Human Rights Ombudsman in Russia: the Evolution of Horizontal Accountability. – Human Rights Quarterly. Vol. 32. Issue 3. P. 575–600. DOI: 10.1353/hrq.2010.0010

35. Henry L.A. 2012. Complaint-making as Political Participation in Contemporary Russia. – Communist and PostCommunist Studies. No. 45. Issue 3-4. P. 243–254. DOI: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2012.06.010

36. Juviler P. [et al.] 2016. Human Rights for the 21st Century: Foundation for Responsible Hope. N.Y.: Routledge. 352 p.

37. Karim S.M.T. 2018. The Ombudsman Act 1980: Redressing Administrative Grievances in Bangladesh. – International Journal of Law and Management. Vol. 60. Issue 1. P. 172–184. DOI: 10.1108/IJLMA-04-2017-0090

38. Kostadinova P. 2015. Improving the Transparency and Accountability of EU Institutions – The Impact of the Office of the European Ombudsman. – Journal of Common Market Studies. Vol. 53. Issue 5. P. 1077–1083. DOI: 10.1111/jcms.12245

39. Kracke E. 1976. Early Visions of Justice for the Humble in East and West. – Journal of American Oriental Society.

40. Vol. 96. Issue. 4. Р. 492–498. DOI: 10.2307/600081

41. Kucsko-Stadlmayer G. 2008. European Ombudsman Institutions: A Comparative Legal Analysis Regarding the Multifaceted Realisation of an Idea. Wien. 580 p.

42. Kudryavtsev M.A. 2017. Institution of the Parliamentary Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: Issues of Its Growth and Further Development. – Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. Vol. 12. No. 3. Р. 101–124.

43. Lezcano J. M., Olivera N. 2009. The Electronic Ombudsman. – Proceedings of the 3rd international conference on Theory and practice of electronic governance. ACM. P. 218–225.

44. O'Brien N. 2015. What Future for the Ombudsman? – The Political Quarterly. Vol. 86. Issue 1. Р. 72–80.

45. Park S. 2008. Korean Preaching, Han, and Narrative. American University Studies. Series VII. Theology and Religion. Book 282. N.Y.: Peter Lang Publishing. 181 р.

46. Perry J.R. 1978. Justice for the Underprivileged: The Ombudsman Tradition of Iran. – Journal of Near Eastern Studies. Vol. 37. Issue 3. P. 203–215.

47. Pickl V. 1987. Islamic Roots of Ombudsman Systems. – The Ombudsman Journal. No. 6. P. 102–105.

48. Saari S. 2010. Promoting Democracy and Human Rights in Russia. N.Y.: Routledge. 192 p.

49. Mahmood S. 2016. Conditions, Terms, Rules and Jurisdictions of the Ombudsman in the Light of Islamic Law. – The Scholar Islamic Academic Research Journal. Vol. 2. Issue 1. P. 54–63. DOI: https://dx.doi.org/4.06.01/m9.figshare.5142613.v4

50. Skála I. 1989. Postavení a kompetence ombudsmana v ústavně-politickém systému kapitalistických států. – Právník. No. 9 (10). P. 402–413.

51. Uzaimah I. 2017. Muhtasib, Ombudsman and Malaysian Financial Ombudsman Scheme: A comparative study. – International Conference on Dispute Resolution 2017 – Modern Trends in Effective Dispute Resolution. August 9–10, 2017. URL: http://irep.iium.edu.my/58747/ (accessed date: 09.03.2018).

52. Van der Vet F. 2017. In the Shadow of the Ombudsman: Civil Society and the Struggle for an Independent Human Rights Institution in St. Petersburg, Russia. – Europe-Asia Studies. Vol. 69. Issue 8. P. 1201–1221. DOI: https://doi.org/10.1080/09668136.2017.1372732

53. Waley A. 1938. The Lucky Stone and the Lung Stone. – Bulletin of the School of Oriental Studies. University of London. Vol. 9. Issue 3. Р. 729–732. DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00078502


Рецензия

Для цитирования:


Логинов А.В. Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Республике Абхазия и в Российской Федерации. Московский журнал международного права. 2018;(2):23-41. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41

For citation:


Loginov A.V. Formation of the Institution of the Commissioner for Human Rights (Ombudsman) in the Republic of Abkhazia and in the Russian Federation. Moscow Journal of International Law. 2018;(2):23-41. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41

Просмотров: 1018


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)