Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Республике Абхазия и в Российской Федерации
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41
Аннотация
Введение. Основной ценностью правовых демократических государств является защита прав и свобод человека и гражданина. Для данной цели государством формируются специализированные органы – суды, а также назначается специальное должностное лицо – Уполномоченный по правам человека (омбудсман). В данной статье рассматриваются теории возникновения института уполномоченного по правам человека. Сравнение процессов возникновения института уполномоченного по правам человека на территориях Республики Абхазия и Российской Федерации обусловлено, в первую очередь, близостью правовых систем обоих государств и обширным заимствованием Абхазией положений российских нормативно-правовых актов, опыта их правоприменения и опыта построения демократических органов государственной власти. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, оно представляет ценность в сравнительно-правовом плане, в рамках изучения зарубежного опыта функционирования института уполномоченного по правам человека. Во-вторых, учитывая степень влияния российского опыта построения правового демократического государства на Абхазию, данное исследование интересно и в качестве некой ретроспективы, как взгляд на заимствование российского института уполномоченного по правам человека в условиях ограниченного финансирования. В-третьих, принимая во внимание тот факт, что 90% жителей Абхазии являются гражданами Российской Федерации, изучение проблем защиты их прав и свобод представляет большой интерес для российской правовой науки.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (социологический, системный и др.) и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой и др.) методы познания.
Результаты исследования. В результате проведенного ретроспективного анализа становления института уполномоченного по правам человека на территории Российской Федерации и Республики Абхазия выявлено, что институт Уполномоченного по правам человека на территории Российской Федерации – это важный орган, призванный обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина (в первую очередь – от административного произвола); что институт Уполномоченного по правам человека на территории Республики Абхазия ранее носил лишь формально-декларативный характер, а после реформы, призванной повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, вовсе прекратил функционировать по ряду причин: нехватки материально-технического обеспечения, рабочего помещения и т.д. Фактическое отсутствие данного института в совокупности с рядом проблем судебной власти не позволяет в полной мере обеспечить защиту интересов, прав и свобод граждан Республики Абхазия. При этом, учитывая двойное гражданство данных граждан, вызывает нарекание бездеятельность российской власти в отношении защиты собственных граждан, постоянно проживающих за рубежом (на территории Абхазии).
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ позволил выявить ряд причин, не позволивших учредить в Республике Абхазия институт Уполномоченного по правам человека, что негативно влияет на качество жизни проживающих в Абхазии (в том числе российских граждан). Выдвинут ряд предложений, призванных обеспечить уровень защищенности прав человека на территории Республики Абхазия.
Об авторе
А. В. ЛогиновГрузия
Анатолий Викторович Логинов - аспирант кафедры теории, истории государства и права.
Республика Абхазия, Сухум, Университетская ул., д. 1
Список литературы
1. Башимов М. 2007. Институт омбудсмана в странах СНГ и Балтии. – Российская юстиция. № 6. C. 68–74.
2. Бойцова В.В. 1996. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: Бек. 408 с.
3. Волков Д.Н. 2015a. Исторический опыт становления института уполномоченных по правам человека. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3-1. С. 240–242.
4. Волков Д.Н. 2015b. Сравнительный анализ моделей института омбудсмана в мире. – Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. № 2. С. 111– 114. DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.111-114
5. Волков Н.А. 2012. Институт российских уполномоченных по правам человека: социально-демографический срез. – Вестник Екатерининского института. № 1. С. 54–60.
6. Волков Н.А. 2016. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность. – Вестник Кузбасского института. № 4 (29). С. 136–142.
7. Галяутдинов Б.С. 2014. Правовая природа института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Российской Федерации. – Вестник ПензГУ. № 2 (6). С. 40–47.
8. Гасанли А.А. 2009. Версия об исламском учреждении Мухтасиба как прототипа шведского учреждения омбудсмана. – Политика и общество. № 1. С. 54–59.
9. Исаев М.А. 2008. Основы конституционного строя Швеции. М.: МГИМО. 192 с.
10. Касыметова Б. 2012. История возникновения института омбудсмана в Республике Казахстан. – Вестник Университета имени Д.А. Кунаева. № 1 (42). С. 128–140.
11. Ларина К.С. 2017. К вопросу о правовой природе института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. – Наука. Общество. Государство. Т. 5. № 1 (17). Доступ: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/larina_ks_17_1_21.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
12. Левин А.А. 2013. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области. – Вестник КемГУ. № 4– 1 (56). С. 83–90. 13. Ливеровский А.А. [и др.] 2013. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. СПб: Норма. 295 с.
13. Логинов А.В. 2015a. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазия в свете последних судебных и конституционных реформ. – Евразийский юридический журнал. № 2 (81). С. 89–91.
14. Логинов А.В. 2015b. Эволюция конституционной юстиции в Российской Федерации и Республике Абхазия. – Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4-2 (54). С. 112–114.
15. Логинов А.В. 2015c. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период. – Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3-3 (53). С. 116–119.
16. Логинов А.В. 2015d. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе. – Вестник Владикавказского научного центра. Т. 15. № 1. С. 31–33.
17. Логинов А.В. 2016. К вопросу о правовом статусе Абхазии в свете защиты прав человека и гражданина в органах международного правосудия (на примере ЕСПЧ). – Власть. № 7. С. 221–224.
18. Логинов А.В. 2017a. К некоторым проблемам судебной реформы в Республике Абхазия, в контексте построения собственной судебной системы в свете российской судебной реформы. – Вестник Владикавказского научного центра. № 1. С. 70–72.
19. Логинов А.В. 2017b. История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия. – Современный юрист. № 4 (21). С. 52–61.
20. Логинов А.В. 2018a. К вопросу о реализации принципа «осуществления правосудия только судом» на территории Российской Федерации и Республики Абхазия. – Современный мусульманский мир. № 1. Доступ: https://islamjournal.ru/wp-content/uploads/2018/02/ ID24.pdf (дата обращения: 27.05.2018).
21. Логинов А.В. 2018b. Суды по обычному праву и по шариату на территории Республики Абхазии: история и перспективы. – Современный мусульманский мир. № 2. Доступ: https://islamjournal.ru/wpcontent/uploads/2018/05/ID32.pdf (дата обращения: 27.05.2018).
22. Омбудсман в зарубежных странах. Под ред. Е.Я. Павлова, Н.А. Славкиной. 2014. М.: МГИМО-Университет. 214 с.
23. Радюшина Е. 2000. Институт омбудсмана: зарубежный опыт. – На пути к региональному Уполномоченному по правам человека. Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма. С. 5–10. 25. Ракитская И.А. Эволюция института омбудсмана в Швеции. – Северная Европа: проблемы истории: Сборник статей. М.: Наука. C. 285–295.
24. Симановский С.И. 2013. Институт омбудсмана и его роль в политической системе обществ. – Веснік БДУ. Сер. 3. № 1. С. 87–90.
25. Синцов Г.В. 2016. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти. – Lex Russica. № 7 (116). С. 160–166. DOI: 10.17803/17295920.2016.116.7.160-166
26. Сунгуров А.Ю. 1999. Сравнительный анализ института омбудсмана. – Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах.
27. Т. 2.: Региональный омбудсман. Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб. C. 146–169.
28. Хаманева Н.Ю. 1998. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. М.: ИГП РАН. 80 с.
29. Хиль-Роблес А. 1997. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Marginem. 335 с.
30. Шеенков О.А. 2004. Становление конституционного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юпитер. 264 с.
31. Шемшученко Ю., Мурашин Г. 1971. Институт омбудсмана в современном буржуазном праве. – Советское государство и право. № 1. С. 139–144.
32. Children and non-discrimination. 2014. CREAN. D. Kutsar, H. Warming (eds.). University Press of Estonia. 247 p.
33. Howard Ch.L. 2010. The Organizational Ombudsman: Origins, Roles, and Operations – A Legal Guide. Chicago: American Bar Association. 649 p.
34. Gilligan E. 2010. The Human Rights Ombudsman in Russia: the Evolution of Horizontal Accountability. – Human Rights Quarterly. Vol. 32. Issue 3. P. 575–600. DOI: 10.1353/hrq.2010.0010
35. Henry L.A. 2012. Complaint-making as Political Participation in Contemporary Russia. – Communist and PostCommunist Studies. No. 45. Issue 3-4. P. 243–254. DOI: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2012.06.010
36. Juviler P. [et al.] 2016. Human Rights for the 21st Century: Foundation for Responsible Hope. N.Y.: Routledge. 352 p.
37. Karim S.M.T. 2018. The Ombudsman Act 1980: Redressing Administrative Grievances in Bangladesh. – International Journal of Law and Management. Vol. 60. Issue 1. P. 172–184. DOI: 10.1108/IJLMA-04-2017-0090
38. Kostadinova P. 2015. Improving the Transparency and Accountability of EU Institutions – The Impact of the Office of the European Ombudsman. – Journal of Common Market Studies. Vol. 53. Issue 5. P. 1077–1083. DOI: 10.1111/jcms.12245
39. Kracke E. 1976. Early Visions of Justice for the Humble in East and West. – Journal of American Oriental Society.
40. Vol. 96. Issue. 4. Р. 492–498. DOI: 10.2307/600081
41. Kucsko-Stadlmayer G. 2008. European Ombudsman Institutions: A Comparative Legal Analysis Regarding the Multifaceted Realisation of an Idea. Wien. 580 p.
42. Kudryavtsev M.A. 2017. Institution of the Parliamentary Commissioner for Human Rights in the Russian Federation: Issues of Its Growth and Further Development. – Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. Vol. 12. No. 3. Р. 101–124.
43. Lezcano J. M., Olivera N. 2009. The Electronic Ombudsman. – Proceedings of the 3rd international conference on Theory and practice of electronic governance. ACM. P. 218–225.
44. O'Brien N. 2015. What Future for the Ombudsman? – The Political Quarterly. Vol. 86. Issue 1. Р. 72–80.
45. Park S. 2008. Korean Preaching, Han, and Narrative. American University Studies. Series VII. Theology and Religion. Book 282. N.Y.: Peter Lang Publishing. 181 р.
46. Perry J.R. 1978. Justice for the Underprivileged: The Ombudsman Tradition of Iran. – Journal of Near Eastern Studies. Vol. 37. Issue 3. P. 203–215.
47. Pickl V. 1987. Islamic Roots of Ombudsman Systems. – The Ombudsman Journal. No. 6. P. 102–105.
48. Saari S. 2010. Promoting Democracy and Human Rights in Russia. N.Y.: Routledge. 192 p.
49. Mahmood S. 2016. Conditions, Terms, Rules and Jurisdictions of the Ombudsman in the Light of Islamic Law. – The Scholar Islamic Academic Research Journal. Vol. 2. Issue 1. P. 54–63. DOI: https://dx.doi.org/4.06.01/m9.figshare.5142613.v4
50. Skála I. 1989. Postavení a kompetence ombudsmana v ústavně-politickém systému kapitalistických států. – Právník. No. 9 (10). P. 402–413.
51. Uzaimah I. 2017. Muhtasib, Ombudsman and Malaysian Financial Ombudsman Scheme: A comparative study. – International Conference on Dispute Resolution 2017 – Modern Trends in Effective Dispute Resolution. August 9–10, 2017. URL: http://irep.iium.edu.my/58747/ (accessed date: 09.03.2018).
52. Van der Vet F. 2017. In the Shadow of the Ombudsman: Civil Society and the Struggle for an Independent Human Rights Institution in St. Petersburg, Russia. – Europe-Asia Studies. Vol. 69. Issue 8. P. 1201–1221. DOI: https://doi.org/10.1080/09668136.2017.1372732
53. Waley A. 1938. The Lucky Stone and the Lung Stone. – Bulletin of the School of Oriental Studies. University of London. Vol. 9. Issue 3. Р. 729–732. DOI: https://doi.org/10.1017/S0041977X00078502
Рецензия
Для цитирования:
Логинов А.В. Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в Республике Абхазия и в Российской Федерации. Московский журнал международного права. 2018;(2):23-41. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41
For citation:
Loginov A.V. Formation of the Institution of the Commissioner for Human Rights (Ombudsman) in the Republic of Abkhazia and in the Russian Federation. Moscow Journal of International Law. 2018;(2):23-41. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-23-41