Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск
№ 2 (2012)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2012-2

МОСКОВСКОМУ ЖУРНАЛУ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА – 20 ЛЕТ! 

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ 

5-29 1056
Аннотация

В работе исследовано современное значение международного обычая в действующем международном праве в порядке толкования положений, содержащихся в ст. 38 Статута Международного суда ООН.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 

30-45 368
Аннотация

На протяжении значительного периода своей истории Международный Комитет Красного Креста (МККК) традиционно воздерживался от обращения к международному праву прав человека по причине того, что это право часто считают политизированным. Однако меняющийся характер вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия, в которых МККК осуществляет свою гуманитарную деятельность, побудил организацию обратиться – в ограниченном объеме – к определенным нормам международного права прав человека (МППЧ), чтобы повысить уровень защиты, предоставляемой МККК. Данная статья посвящена нормам международного права о социальных и экономических правах человека, к которым МККК может обращаться в своей гуманитарной деятельности, а также порядку применения этих норм в практике МККК.

46-63 400
Аннотация

В статье проанализированы основные международно-правовые нормы и принципы, направленные на защиту беженцев, лиц, ищущих убежище, и внутренних перемещенных лиц в условиях вооруженного конфликта. Особое внимание уделено применению положений IV Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения и двух Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям в отношении вынужденных мигрантов. Предлагаются дополнительные правовые подходы к обозначению их специального статуса, институту интернирования и современным основам гуманного обращения с гражданскими лицами. Изучены возможности таких международных организаций, как Управление Верховного комиссара ООН по беженцам и Международный Комитет Красного Креста, по осуществлению защиты покровительствуемых лиц в военный период. Приобретают значимость определенные доктринальные положения, связанные с имплементацией универсальных договоров по правам человека при вооруженном конфликте.

ПРАВО И ПОЛИТИКА 

64-85 304
Аннотация

Революция и вызванные ею потрясения меняют зачастую правовую систему страны, пережившей революционный коллапс. Одним из последствий революции оказывается проблема легитимации нового политического режима. В практическом плане легитимность режима влияет на признание его на международной арене и на правопреемство с прежним государством. В статье проанализирована типология революции как политико-правого феномена, рассмотрены возможные способы легитимации новой государственности.

86-104 372
Аннотация

В статье рассматриваются условия, при которых возможно достижение и/или поддержание устойчивого глобального правопорядка. На основе анализа доктрины автор приходит к выводу о том, что судить об устойчивости глобального порядка (правопорядка) можно при их совокупном наличии.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО 

105-116 325
Аннотация

Диверсификация космической деятельности позволяет ускорить процесс модернизации экономики государства, обеспечить эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, укрепить оборонную мощь. Упорядоченная система страхования является одним из путей защиты участников космических проектов от неблагоприятных финансовых последствий возможного причинения ущерба.
Обязанность государств возместить ущерб, причиненный третьим лицам в рамках национальной космической деятельности, установлена ст. VII Договора по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г. Для обеспечения исполнения данной обязанности были выработаны специфические внутригосударственные правовые механизмы страхования космических рисков. В настоящей статье приводится анализ действующих национальных страховых режимов и рассматривается текущее состояние и перспективы законодательства России в области страхования рисков ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам.

ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИИ 

117-127 318
Аннотация

Изменение политики Норвегии в середине 70-х годов прошлого столетия в сторону одностороннего регулирования экономической деятельности в 200-мильной морской зоне за пределами вод местностей Шпицбергена вызвало неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных государств. Большинство приарктических государств отрицательно отнеслись к попыткам Норвегии изменить существующий многосторонний режим морских пространств Шпицбергена, базирующийся на нормах Парижского договора 1920 года, и поныне остаются на позициях непризнания тех юрисдикционных правопритязаний Норвегии, которые не находят подкрепления в положениях Парижского договора при его комплексном толковании. В данной публикации автор ставит своей целью привлечение внимания российской аудитории к позициям некоторых зарубежных государств, активно участвующих в экономической деятельности в водах Шпицбергена, относительно расширения юрисдикционных правопритязаний Норвегии за пределы вод местностей Шпицбергена.

ИЗБРАННЫЕ ДЕЛА КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ “МОНАСТЫРСКИЙ ЗЮБА СТЕПАНОВ И ПАРТНЁРЫ” 

128-141 292
Аннотация

Уважаемые участники!
Позвольте поблагодарить устроителей конференции за предоставленную возможность выступить на наиболее важную тему об ответственности за несоблюдение конкурентного законодательства. В узком правовом смысле данная ответственность означает санкции, налагаемые на нарушителя. Они являются главным инструментом регулирования, так как их действенность, четкость, эффективность и предвидимость заставляют субъектов исполнять нормативные, а в конкурентной сфере еще и адресные предписания уполномоченных органов. Если механизм присуждения несовершенен, он оказывает не упорядывающий, а дезорганизующий эффект. По закону виновные лица могут подвергаться административным, гражданским и уголовным санкциям. По этим вопросам третий антимонопольный пакет содержит ряд нововведений.

ГОЛОСА МОЛОДЫХ 

142-153 317
Аннотация

Статья посвящена особенностям взаимоотношений между исполнительной и законодательной ветвями власти в Израиле, где правительство страны на всем протяжении истории государства оказывает большое влияние на деятельность парламента. Актуальность обусловлена рассмотрением в статье новых предложений, реализация которых позволила бы повысить эффективность парламентского контроля над деятельностью правительства.

154-169 273
Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию мер, предпринимаемых под эгидой ИМО и ЮНЕП, направленных на экологическую защиту Мирового океана и отдельных его регионов от загрязнения. Основной акцент в работе сделан на активную роль отмеченных международных организаций в инициировании и укреплении регионального сотрудничества прибрежных стран по данному вопросу. На основании положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. автор рассматривает такие ключевые понятия как «морская среда», «загрязнение морской среды», «защита и сохранение морской среды».

ХРОНИКА 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)