Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Новые правовые возможности реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» в условиях новой мировой многополярности

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования подтверждается тем, что в условиях глобализации мировой экономики, а также для дальнейшей экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и иных приграничных стран, необходимо наличие единой и структурированной транспортной системы, обеспечивающей устойчивые логистические связи между странами-участницами данных структур. На современном этапе такие функции способны выполнять международные транспортные коридоры, одним из которых и является международный транспортный коридор «Север – Юг» (далее – МТК «Север – Юг»). В данной работе авторами рассматривается действующее правовое регулирование и режим МТК «Север – Юг», а также исследуются вопросы реализации проекта МТК «Север – Юг» в прогнозируемых правовых реалиях и в условиях нарождающейся мировой многополярности. Авторами анализируются положения основных нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере, а также потенциал и перспективы развития данного проекта. Базовым нормативно-правовым документом и правовой основой по осуществлению регулирования данного международного транспортного коридора является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг», которое было подписано 12 сентября 2000 г. в ходе второй Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран, Республикой Индия и Султанатом Оман.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основой для изучения рассматриваемого вопроса послужили работы российских и зарубежных ученых в области международного права, посвященные изучению правового регулирования международных транспортных коридоров, в том числе МТК «Север – Юг». Методологической основой данного исследования выступили общенаучные и частно-научные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что МТК «Север – Юг» является одним из важнейших актуальных коридоров и транспортных артерий современного многополярного мира. Сформировавшаяся и постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база и практика применения этих актов в данной сфере подчеркивают значимость и необходимость в постоянной доработке имеющихся и потенциальных пробелов в правовом регулировании данного мультимодального маршрута. Такими пробелами в правовом регулировании являются отсутствие единого информационноправового пространства по данному коридору, единого правового поля в области перевозок, эффективно функционирующей системы операций, осуществляющих порядок ведения валютных расчетов, а также четко установленных норм контроля на пограничных и таможенных пропускных пунктах и взаимодействия таможенных служб государств-участников. В связи с этим представители государств-участников активно взаимодействуют между собой на различных региональных и мировых площадках, чтобы решить круг намеченных и поставленных задач, а также обменяться мнениями по актуальным правовым вопросам на текущей повестке дня. Так, отмечается, что важна не только упорядоченная систематизация нормативно-правовых актов, но и их совершенствование, а также актуализация в связи с текущими геополитическими условиями в регионе. Более того, выгодное географическое местоположение транспортного маршрута, и, как следствие, оптимизация процесса осуществления транспортировки грузов с учетом выигрыша во времени, сокращения затрат и минимизации расстояний, участие и осуществление крупных инвестиционных вложений со стороны государств СНГ и приграничных стран в данный проект – все эти факторы только подчеркивают то обстоятельство, что МТК «Север – Юг» может по праву стать новым Великим шелковым путем, соединив все страны, заинтересованные в данном проекте, в одну большую и единую логистическую цепочку. Бесспорно, что для Российской Федерации успешное функционирование данного мультимодального маршрута окажет положительное воздействие не только на совершенствование положений нормативно-правовых актов в сфере национальной транспортной и логистической системы и развитию этой отрасли в целом, но также и на выход на новый уровень конкурентоспособности грузовых единиц среди других иностранных портов и рост социально-экономических показателей в южных регионах России, по территории которых проходит МТК «Север – Юг». Учитывая все вышесказанное, авторы подчеркивают, что данный транспортный коридор уже обладает, по сути, мегарегиональным значением и может послужить ярким примером для совершенствования международных экономических, транспортных и логистических отношений между многими государствами различных географических регионов. Авторами проделана работа по анализу правового режима МТК «Север – Юг», по систематизированию определений и важнейших положений нормативно-правовых актов в данной сфере, а также выработаны теоретические и практические рекомендации по совершенствованию законодательной базы МТК «Север – Юг».

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторы обращают внимание на то, что группу нормативно-правовых актов, выработанных в данной сфере, необходимо постоянно систематизировать и совершенствовать в соответствии с актуальными текущими геополитическими условиями в регионе и национальным законодательством государств, принимающих непосредственное участие в реализации и функционирования проекта МТК «Север – Юг». Так, целесообразнее было бы сформировать единое правовое поле в области реализации услуг по перевозкам, а именно осуществить правовую гармонизацию в сфере оформления таможенных документов, применять унифицированные перевозочные документы, единые правила взаимодействия в транспортных узлах, скоординировать деятельность и сотрудничество таможенных служб, упростить процедуры пересечения границ по принципу единого окна, создать необходимые условия для перехода к использованию института уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) в странах коридора, а также обеспечить реализацию цифровизации транспортно-сопроводительных документов, осуществление обмена информационных потоков между государствами-участниками, формирование единой тарифной политики данного коридора, внедрение механизма платежей и взаиморасчетов между участниками внешнеэкономической деятельности.

Об авторах

Д. К. Лабин
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России
Россия

Дмитрий Константинович Лабин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права

Вернадского пр-т, д. 76, Москва, 119454



Р. Г. Рзаев
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России
Россия

Рамиль Гуммат оглы Рзаев, аспирант

Вернадского пр-т, д. 76, Москва, 119454



Список литературы

1. Андреюк В.Ю. 2023. Экономическое сотрудничество России и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» на современном этапе. – Развитие предпринимательства как фактор роста экономики: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. М.: Московский государственный областной педагогический университет. С. 47-53.

2. Бережнов Г.В. 2019. Макроэкономические предпосылки развития транспортного коридора «Север – Юг». – Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (60). С. 197-201.

3. Веремеенко Е.Г. 2015. Вопросы моделирования терминально-логистических комплексов. – Строительство и архитектура – 2015. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. С. 15-18.

4. Винокуров Е., Ахунбаев А., Забоев А., Усманов Н. 2022. Международный транспортный коридор «Север – Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. – Доклады и рабочие документы 22/2. Алматы, Москва: Евразийский банк развития.

5. Графова Т.О., Гладченко В.А. 2024. Функционирование международного транспортного коридора «Север – Юг» в экономико-интеграционных проектах Евразийского экономического союза: реалии и перспективы. – Экономика и предпринимательство. № 4 (165). С. 511-516.

6. Дианов И.Н. 2018. Анализ развития международного транспортного коридора «Север – Юг». – Студенческий: электрон. научн. журн. № 7 (27).

7. Егоров В.Г. 2021. Геополитика транспортных коридоров. – Геоэкономика энергетики. Т. 14. № 2. С. 6-31.

8. Картузов А.Р., Шелестова Н.А. 2023. Международный транспортный коридор «Север – Юг». Правовые аспекты. – Мелиорация как драйвер модернизации АПК в условиях изменения климата. Материалы IV Международной научно-практической интернетконференции. Новочеркасск. С. 309.

9. Кириллова А.Г. 2018. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России. – Транспорт Российской Федерации. № 2 (75). С. 51-54.

10. Кожокин Е.М. 2022. Транспортный коридор Север – Юг в условиях новой реальности. – Геоэкономика энергетики. Т. 20. № 4. С. 36-55.

11. Лунев С., Юртаев В. 2021. Перспективы установления партнерских отношений между Индией и Ираном. – Международные процессы. Т. 19. № 2 (65). С. 121-137.

12. Малышева Д.Б. 2024. Международный транспортный коридор «Север – Юг» и страны Центральной Азии. – Ближний и Постсоветский Восток. № 4 (8). С. 7-21.

13. Мамедова Н., Федоров Ю., Федченко В. 2003. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения. Москва: ИПМИ. С. 12.

14. Минеев В.И., Почекаев Д.А. 2023. Перезагрузка международного транспортного коридора «Север – Юг». – Научные проблемы водного транспорта. № 74. С. 105-116.

15. Новиков А.В. 2007. К вопросу о роли международных транспортных коридоров в грузоперевозках. Москва: МАКС Пресс. С. 3.

16. Проскурина О.В. 2015. Специфика российского рынка транспортно-экспедиционных услуг. – Строительство. Дороги. Транспорт. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. С. 69-70.

17. Резер С.М., Прокофьева T.А., Гончаренко С.С. 2010. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. Москва: Винити РАН. 311 с.

18. Синицына А.С., Дэльз С.В., Галянт С.А. 2018. Мультимодальные перевозки в коридоре «Север – Юг». – Мир транспорта. Т. 16. № 3. С. 178-189.

19. Широких С.В. 2019. Цифровизация международного транспортного коридора «Север – Юг». – Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. № 2 (35). С. 78-83.

20. Chatterjee Ms.S., Sengupta Ms.A. 2015. Globalizing Geographies: Perspectives from Eurasia: Perspectives from Eurasia to Delhi. – KW Publishers.

21. Freedman R.O. 2000. Russian-Iranian relations in the 1990s. – Middle East Review of International Affairs. Vol. 4, 2. P. 66-67.

22. Lasserre F. 2024. The International North-South Transport Corridor (INSTC): An Iranian perspective on connectivity. – Revue international et stratégique. № 134.

23. Pal L.C. 2024. The International North-South Transport Corridor (INSTC) and India: potential and impediments. – Brazilian Journal of Political Economy. № 44 (3).


Рецензия

Для цитирования:


Лабин Д.К., Рзаев Р.Г. Новые правовые возможности реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» в условиях новой мировой многополярности. Московский журнал международного права. 2025;(1):31-48. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48

For citation:


Labin D.K., Rzayev R.G. New legal Opportunities for the Implementation of the “North – South” International Transport Corridor Project in the Context of a New Global Multipolarity. Moscow Journal of International Law. 2025;(1):31-48. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)