Новые правовые возможности реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» в условиях новой мировой многополярности
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования подтверждается тем, что в условиях глобализации мировой экономики, а также для дальнейшей экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и иных приграничных стран, необходимо наличие единой и структурированной транспортной системы, обеспечивающей устойчивые логистические связи между странами-участницами данных структур. На современном этапе такие функции способны выполнять международные транспортные коридоры, одним из которых и является международный транспортный коридор «Север – Юг» (далее – МТК «Север – Юг»). В данной работе авторами рассматривается действующее правовое регулирование и режим МТК «Север – Юг», а также исследуются вопросы реализации проекта МТК «Север – Юг» в прогнозируемых правовых реалиях и в условиях нарождающейся мировой многополярности. Авторами анализируются положения основных нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере, а также потенциал и перспективы развития данного проекта. Базовым нормативно-правовым документом и правовой основой по осуществлению регулирования данного международного транспортного коридора является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг», которое было подписано 12 сентября 2000 г. в ходе второй Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран, Республикой Индия и Султанатом Оман.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основой для изучения рассматриваемого вопроса послужили работы российских и зарубежных ученых в области международного права, посвященные изучению правового регулирования международных транспортных коридоров, в том числе МТК «Север – Юг». Методологической основой данного исследования выступили общенаучные и частно-научные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что МТК «Север – Юг» является одним из важнейших актуальных коридоров и транспортных артерий современного многополярного мира. Сформировавшаяся и постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база и практика применения этих актов в данной сфере подчеркивают значимость и необходимость в постоянной доработке имеющихся и потенциальных пробелов в правовом регулировании данного мультимодального маршрута. Такими пробелами в правовом регулировании являются отсутствие единого информационноправового пространства по данному коридору, единого правового поля в области перевозок, эффективно функционирующей системы операций, осуществляющих порядок ведения валютных расчетов, а также четко установленных норм контроля на пограничных и таможенных пропускных пунктах и взаимодействия таможенных служб государств-участников. В связи с этим представители государств-участников активно взаимодействуют между собой на различных региональных и мировых площадках, чтобы решить круг намеченных и поставленных задач, а также обменяться мнениями по актуальным правовым вопросам на текущей повестке дня. Так, отмечается, что важна не только упорядоченная систематизация нормативно-правовых актов, но и их совершенствование, а также актуализация в связи с текущими геополитическими условиями в регионе. Более того, выгодное географическое местоположение транспортного маршрута, и, как следствие, оптимизация процесса осуществления транспортировки грузов с учетом выигрыша во времени, сокращения затрат и минимизации расстояний, участие и осуществление крупных инвестиционных вложений со стороны государств СНГ и приграничных стран в данный проект – все эти факторы только подчеркивают то обстоятельство, что МТК «Север – Юг» может по праву стать новым Великим шелковым путем, соединив все страны, заинтересованные в данном проекте, в одну большую и единую логистическую цепочку. Бесспорно, что для Российской Федерации успешное функционирование данного мультимодального маршрута окажет положительное воздействие не только на совершенствование положений нормативно-правовых актов в сфере национальной транспортной и логистической системы и развитию этой отрасли в целом, но также и на выход на новый уровень конкурентоспособности грузовых единиц среди других иностранных портов и рост социально-экономических показателей в южных регионах России, по территории которых проходит МТК «Север – Юг». Учитывая все вышесказанное, авторы подчеркивают, что данный транспортный коридор уже обладает, по сути, мегарегиональным значением и может послужить ярким примером для совершенствования международных экономических, транспортных и логистических отношений между многими государствами различных географических регионов. Авторами проделана работа по анализу правового режима МТК «Север – Юг», по систематизированию определений и важнейших положений нормативно-правовых актов в данной сфере, а также выработаны теоретические и практические рекомендации по совершенствованию законодательной базы МТК «Север – Юг».
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторы обращают внимание на то, что группу нормативно-правовых актов, выработанных в данной сфере, необходимо постоянно систематизировать и совершенствовать в соответствии с актуальными текущими геополитическими условиями в регионе и национальным законодательством государств, принимающих непосредственное участие в реализации и функционирования проекта МТК «Север – Юг». Так, целесообразнее было бы сформировать единое правовое поле в области реализации услуг по перевозкам, а именно осуществить правовую гармонизацию в сфере оформления таможенных документов, применять унифицированные перевозочные документы, единые правила взаимодействия в транспортных узлах, скоординировать деятельность и сотрудничество таможенных служб, упростить процедуры пересечения границ по принципу единого окна, создать необходимые условия для перехода к использованию института уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО) в странах коридора, а также обеспечить реализацию цифровизации транспортно-сопроводительных документов, осуществление обмена информационных потоков между государствами-участниками, формирование единой тарифной политики данного коридора, внедрение механизма платежей и взаиморасчетов между участниками внешнеэкономической деятельности.
Об авторах
Д. К. ЛабинРоссия
Дмитрий Константинович Лабин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права
Вернадского пр-т, д. 76, Москва, 119454
Р. Г. Рзаев
Россия
Рамиль Гуммат оглы Рзаев, аспирант
Вернадского пр-т, д. 76, Москва, 119454
Список литературы
1. Андреюк В.Ю. 2023. Экономическое сотрудничество России и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» на современном этапе. – Развитие предпринимательства как фактор роста экономики: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства. М.: Московский государственный областной педагогический университет. С. 47-53.
2. Бережнов Г.В. 2019. Макроэкономические предпосылки развития транспортного коридора «Север – Юг». – Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (60). С. 197-201.
3. Веремеенко Е.Г. 2015. Вопросы моделирования терминально-логистических комплексов. – Строительство и архитектура – 2015. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. С. 15-18.
4. Винокуров Е., Ахунбаев А., Забоев А., Усманов Н. 2022. Международный транспортный коридор «Север – Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. – Доклады и рабочие документы 22/2. Алматы, Москва: Евразийский банк развития.
5. Графова Т.О., Гладченко В.А. 2024. Функционирование международного транспортного коридора «Север – Юг» в экономико-интеграционных проектах Евразийского экономического союза: реалии и перспективы. – Экономика и предпринимательство. № 4 (165). С. 511-516.
6. Дианов И.Н. 2018. Анализ развития международного транспортного коридора «Север – Юг». – Студенческий: электрон. научн. журн. № 7 (27).
7. Егоров В.Г. 2021. Геополитика транспортных коридоров. – Геоэкономика энергетики. Т. 14. № 2. С. 6-31.
8. Картузов А.Р., Шелестова Н.А. 2023. Международный транспортный коридор «Север – Юг». Правовые аспекты. – Мелиорация как драйвер модернизации АПК в условиях изменения климата. Материалы IV Международной научно-практической интернетконференции. Новочеркасск. С. 309.
9. Кириллова А.Г. 2018. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России. – Транспорт Российской Федерации. № 2 (75). С. 51-54.
10. Кожокин Е.М. 2022. Транспортный коридор Север – Юг в условиях новой реальности. – Геоэкономика энергетики. Т. 20. № 4. С. 36-55.
11. Лунев С., Юртаев В. 2021. Перспективы установления партнерских отношений между Индией и Ираном. – Международные процессы. Т. 19. № 2 (65). С. 121-137.
12. Малышева Д.Б. 2024. Международный транспортный коридор «Север – Юг» и страны Центральной Азии. – Ближний и Постсоветский Восток. № 4 (8). С. 7-21.
13. Мамедова Н., Федоров Ю., Федченко В. 2003. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения. Москва: ИПМИ. С. 12.
14. Минеев В.И., Почекаев Д.А. 2023. Перезагрузка международного транспортного коридора «Север – Юг». – Научные проблемы водного транспорта. № 74. С. 105-116.
15. Новиков А.В. 2007. К вопросу о роли международных транспортных коридоров в грузоперевозках. Москва: МАКС Пресс. С. 3.
16. Проскурина О.В. 2015. Специфика российского рынка транспортно-экспедиционных услуг. – Строительство. Дороги. Транспорт. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. С. 69-70.
17. Резер С.М., Прокофьева T.А., Гончаренко С.С. 2010. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. Москва: Винити РАН. 311 с.
18. Синицына А.С., Дэльз С.В., Галянт С.А. 2018. Мультимодальные перевозки в коридоре «Север – Юг». – Мир транспорта. Т. 16. № 3. С. 178-189.
19. Широких С.В. 2019. Цифровизация международного транспортного коридора «Север – Юг». – Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. № 2 (35). С. 78-83.
20. Chatterjee Ms.S., Sengupta Ms.A. 2015. Globalizing Geographies: Perspectives from Eurasia: Perspectives from Eurasia to Delhi. – KW Publishers.
21. Freedman R.O. 2000. Russian-Iranian relations in the 1990s. – Middle East Review of International Affairs. Vol. 4, 2. P. 66-67.
22. Lasserre F. 2024. The International North-South Transport Corridor (INSTC): An Iranian perspective on connectivity. – Revue international et stratégique. № 134.
23. Pal L.C. 2024. The International North-South Transport Corridor (INSTC) and India: potential and impediments. – Brazilian Journal of Political Economy. № 44 (3).
Рецензия
Для цитирования:
Лабин Д.К., Рзаев Р.Г. Новые правовые возможности реализации проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» в условиях новой мировой многополярности. Московский журнал международного права. 2025;(1):31-48. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48
For citation:
Labin D.K., Rzayev R.G. New legal Opportunities for the Implementation of the “North – South” International Transport Corridor Project in the Context of a New Global Multipolarity. Moscow Journal of International Law. 2025;(1):31-48. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-31-48