Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Влияние Роттердамских правил на развитие законодательства об электронном коносаменте

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-79-91

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Международная унификация норм, регулирующих морские перевозки груза, имела и имеет важное значение. Несмотря на все трудности в осуществлении общих задач сближения норм национального законодательства, обусловленные историческими, экономическими и политическими причинами, а также разными подходами к процедуре принятия, ратификации и вступлению в силу международных правовых актов, в сфере международных морских перевозок принимаются и вступают в силу конвенции, которые оказывают влияние на развитие торговых связей и торговых отношений. Современный рынок товаров и услуг требует использовать преимущества новой экономики, проявляющиеся во внедрении цифровых технологий, составной частью которых являются электронные способы взаимосвязей, включая электронные транспортные документы. Наиболее важным транспортным документом в торговом мореплавании является электронный коносамент. Проблема правового обеспечения выдачи коносамента в электронной форме, передачи зафиксированных в нем имущественных прав должна решаться в цифровом пространстве российской и зарубежной экономики. Развитие цифровой экономики не остановить, правовое регулирование отношений по оформлению договора морской перевозки груза должно соответствовать ее поступательному движению.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования являются международные конвенции, типовые международные документы, предписания иностранных и национальных законов и других правовых актов. Многообразие методов, используемых для написания научного исследования, проявляется в различного рода технических и юридических приемах познания, каковыми являются аналитический анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-юридические способы общенаучной методологии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенное научное и практическое исследование позволило понять необходимость внедрения новых форм транспортных документов в международном торговом мореплавании и показать пути и способы реализации норм международных конвенций и национальных законов для достижения поставленной цели. Впервые на международном уровне предписания об электронных транспортных документах были зафиксированы в конвенции, получившей название Роттердамские правила. Однако конвенция не вступила в силу, ее положения требуют развития в национальном законодательстве. Коносамент относится к категории ценных бумаг, и его использование в электронной форме требует осмысления всех правовых конструкций, которые определяют его правовой статус и возможности передачи имущественных прав, воплощенных в этом транспортном документе, а также возможности осуществления товарораспорядительной функции коносамента.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Автор настоящего научного исследования приходит к выводу о том, что появление международных конвенций, типовых законов, иностранных и национальных правовых норм неизбежно приводит к необходимости правового обеспечения международной торговли новыми формами транспортных документов, каковыми являются электронные коносаменты. В статье приводятся мнения ученых и практиков, в том числе зарубежных, об использовании электронного коносамента при оформлении договора морской перевозки груза. Показаны некоторые новеллы российского и иностранного законодательства, способствующие решению вопроса о передаче прав на товар, переданный грузоотправителем перевозчику, зафиксированные в электронной форме. Решение проблемы возможно с использованием цифрового права и цифровой экономики. Потребуется правовое переосмысление способов передачи имущественных прав и обеспечение безопасности осуществления имущественных прав законного владельца груза (товара). Правовые нормы об электронном коносаменте должны развиваться. Возможно создание специальной правовой конструкции электронного коносамента, соответствующей требованиям и задачам цифрового права. В связи с этим возможны изменения в гражданском законодательстве Российской Федерации (РФ), включая Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ). Правовая природа коносамента отличается от правовой природы других ценных бумаг: она отражает не только принципы и постулаты гражданского права РФ, но и находится в объяснимом соответствии с правом торгового мореплавания, регулирующим отношения по морской перевозке груза. В свою очередь правоотношения по морской перевозке груза, особенно осуществляемой в заграничном сообщении, подвержены влиянию международных конвенций, договоров и соглашений. Влияние и значение международных конвенций, соглашений и международных договоров огромно, имплементация предписаний этих международных актов осуществляется разными правовыми способами. В статье показано влияние предписаний об электронных транспортных документах, содержащихся в Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 г. (Роттердамских правилах).

Об авторе

Н. Г. Маркалова
Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития Российской Федерации
Россия

Наталья Георгиевна Маркалова

 Воробьевское шоссе, 6А, г. Москва, 119285



Список литературы

1. Бразовская Я.Е. 2023. Правовое регулирование применения современных компьютерных технологий в морских портах Российской Федерации. – Транспортное право. № 2. С. 8-12.

2. Бутакова Н.А. 2013. Роттердамские правила: анализ и перспективы применения. – Гражданское право. № 3. С. 43-46.

3. Белых В.С., Болобонова М.О. 2020. Понятие, значение и тенденции развития цифрового права. – Юрист. № 1. С. 5-14.

4. Вайпан В.А. 2024. Цифровое право: истоки, понятие и место в правовой системе. – Право и экономика. № 1. С. 5-27.

5. Вешнякова И.А., Ярмолович О.Г. 2014. Отдельные вопросы ответственности перевозчика в свете Роттердамских правил. – Закон. № 8. С. 150-155.

6. Голубчик А.М., Катюха П.Б. 2017. Возможность применения электронного коносамента в практике международных нефтетрейдеров. – Российский внешнеэкономический вестник. № 4. С. 97-106.

7. Карев Я.А. 2006. Правовое регулирование использования электронных документов в договорных отношениях: анализ основных понятий. – Актуальные проблемы международного частного и гражданского права. К 80-летию В.А. Кабатова. Сборник статей. Под ред. С.Н. Лебедева. М.: Статут. С. 128-142.

8. Кузнецов Е.Н. 2022. Относимость и допустимость доказательств по делам, связанным с применением технологии блокчейн. – Вестник гражданского процесса. № 3. С. 84-104.

9. Кузьмин А.В., Федоров Н.В. 2022. Особенности правового регулирования морской перевозки грузов по английскому праву. – Океанский менеджмент. № 2 (16). С. 36-41.

10. Макарова Н.В. 2009. Электронный коносамент не такое уж отдаленное будущее? – Международные банковские операции. № 5. С. 60-66.

11. Малюков К.А. 2016. Электронные документы в международной морской перевозке грузов. – Право и экономика. № 7. С. 33-41.

12. Рамберг Я. 2011. Международные коммерческие транзакции. Под ред. Н.Г. Вилковой. 4-е изд. М.: Инфотропик Медиа. 896 с.

13. Чурилов А.Ю. 2021. К вопросу о перспективах существования бездокументарного коносамента в распределенных реестрах через призму международного права. – Законодательство. № 10. С. 71-76.

14. Шавалеев М.В. 2024. Внедрение электронного коносамента: международный опыт. Часть I, II. – Lex russica. Т. 77. № 2. С. 123-139; № 3. С. 32-48.

15. Berlingieri F. 2009. Multimodal Aspects of Rotterdam Rules. URL: https://comitemaritime.org/wp-content/uploads/2018/05/Francesco-Berlingieri-Multimodal-Aspects.pdf (дата обращения: 01.04.2024).

16. Carver T.G., Reynolds F., Treitel G. 2011. Carver on Bills of Lading. Sweet & Maxwell. 938 p.

17. Girvin S. 2011. Carriage of Goods by Sea. 2nd ed. Oxford University Press. 955 p.

18. Grönfors K. Transport documents and computerization. – Marius. 1977. № 22. P. 3-28.

19. Rosaeg E. 2011. On Electronic Bills of Lading – in Particular on Bolero Bills of Lading. – E. Rosaeg. Maritime Law Contracts. Articles. Oslo. P. 41-53.

20. Sturley M.F., Fujita T., van der Ziel G. 2010. The Rotter-dam Rules. The UN Convention on Contracts for the International Carriage of Goods Wholly or Partly by Sea. Sweet & Maxwell. 506 p.

21. Thomas D.R. 2010. The Carriage of Goods by Sea under the Rotterdam Rules. London: Informa Law. 421 p.


Рецензия

Для цитирования:


Маркалова Н.Г. Влияние Роттердамских правил на развитие законодательства об электронном коносаменте. Московский журнал международного права. 2024;(2):79-91. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-79-91

For citation:


Markalova N.G. Impact of the Rotterdam Rules on the Legislation on Electronic Bill of Lading. Moscow Journal of International Law. 2024;(2):79-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-79-91

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)