Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Режим международно-правовой ответственности за загрязнение морской среды с судов

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-68-76

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на государства возлагаются обязательства по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в соответствии с международным правом. С целью обеспечения быстрого и адекватного возмещения всего ущерба, причиненного загрязнением морской среды, государства сотрудничают в осуществлении действующего международного права, касающегося ответственности, а также в разработке процедур выплаты надлежащего возмещения, таких как страхование ответственности или компенсационные фонды.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье автором проанализированы международные договоры, составляющие основу режима международно-правовой ответственности за загрязнение моря с судов, такие как Конвенция об ущербе от загрязнения нефтью 1969 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г., Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. Исследование основано на базе общенаучных методов познания (системный и структурный подходы, анализ и синтез, индукция и дедукция), а также специальных методов, используемых в юридической науке (сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-догматический).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе проведенного анализа автор пришел к следующим исследовательским результатам: Совместно три конвенции – КГО, КОВВ и Бункерная конвенция – образуют единый режим ответственности за загрязнение морской среды, источником которого являются суда, и стремятся к идентичности всех определений, чтобы избежать несогласованностей в их толковании.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе анализа автор обращался к дискуссионным моментам, высказанным в научной литературе относительно полноты правового регулирования ответственности за загрязнение моря с судов. После чего пришел к выводу, что, хотя значительный объем загрязнения морской среды приходится на загрязнения с судов, существующие международно-правовые механизмы регулирования вопросов ответственности в этой области могут расцениваться как достаточные.

Об авторе

Л. В. Вереина
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия

Лариса Владиславовна Вереина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права

Проспект Вернадского, д.76, Москва, 119454



Список литературы

1. Вереина Л.В., Мальцева А.В. 2018. Реализация института ответственности в случае аварий при разработке трансграничных углеводородных месторождений. – Московский журнал международного права. № 3. C. 41-52. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-3-41-52

2. Пономарев М.В. 2017. Правовые проблемы возмещения вреда окружающей среде от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. – Судья. № 9. С. 32–37.

3. Albers J. 2015. Responsibility and Liability in the Context of Transboundary Movements of Hazardous Wastes by Sea: Existing Rules and the 1999 Liability Protocol to the Basel Convention. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag. 370 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-662-43349-2

4. Boyle A.E. 2005. Globalising Environmental Liability: The Interplay of National and International Law. – Journal of Environmental Law. Vol. 17. Issue 1. P. 3–26. DOI: https://doi.org/10.1093/envlaw/eqi001

5. Dilling O., Markus T. 2018. The Transnationalisation of Environmental Law. – Journal of Environmental Law. Vol. 30. Issue 2. P. 179–206. DOI: https://doi.org/10.1093/jel/eqy008.

6. Jacqmotte B. 1998. Definition and Assessment of the Concept of Harm in a Regime of Transboundary Harm Prevention. – Austrian Review of International and European Law. Vol. 3. Issue 1. P. 233–265. DOI: https://doi.org/10.1163/157365198X00122

7. Transboundary Pollution: Evolving Issues of International Law and Policy. Ed. by S. Jayakumar.2015. Cheltenham; Northampton: Edward Elgar Publishing. 448 p.

8. Kiss A., Shelton D. 2004. International Environmental Law. 3rd ed. Leiden: Brill – Nijhoff. 904 p.

9. Sands P. 1995. Liability for Environmental Damage. – UNEP's New Way Forward: Environmental Law and Sustainable Development. Ed. by Sun Lin, L. Kurukulasuriya. Nairobi: UNEP. P. 73-94.

10. Schachter O. 1991. International Law in Theory and Practice. Dordrecht: Martinus Nijhoff. 431 p.


Рецензия

Для цитирования:


Вереина Л.В. Режим международно-правовой ответственности за загрязнение морской среды с судов. Московский журнал международного права. 2022;(4):68-76. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-68-76

For citation:


Vereina L.V. International Liability Regime for Pollution of Marine Environment from Ships. Moscow Journal of International Law. 2022;(4):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-68-76

Просмотров: 943


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)