Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-3-18-30

Полный текст:

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье анализируются основные международно-правовые документы, на которых зиждется арктическая политика Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется исследованию международноправового сотрудничества Китая с арктическими государствами, которое сфокусировано на вопросах охраны окружающей среды, научных исследований и судоходства в Северном Ледовитом океане. Рассматриваются также первые результаты участия Китайской Народной Республики в Арктическом совете в качестве постоянного наблюдателя.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили международные двусторонние и многосторонние соглашения, заключенные между Китайской Народной Республикой и арктическими государствами, документы Арктического совета, а также научные труды, в том числе специалистов Китайской Народной Республики, в которых характеризуется правовой режим Арктики, включая международноправовые механизмы защиты морской среды, экономического и научного сотрудничества государств, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания (диалектический ме
тод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительно-правовой и историкоправовой методы).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Раскрывается юридическое содержание понятий, отраженных в инициативном проекте «Один пояс и один путь» Правительства Китайской Народной Республики, важным компонентом которого является деятельность в Арктике. В общем контексте применимого международного права анализируются международные двусторонние договоры, заключенные Китайской Народной Республикой с арктическими государствами, целью которых провозглашены укрепление межгосударственных отношений и развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды, судоходства, а также проведения научных исследований в Арктике. Помимо этого в статье изложены результаты участия Китайской Народной Республики в качестве постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Автор показал, что Китайская Народная Республика не ведет агрессивную арктическую политику и не нарушает норм применимого международного права, как обычных, так и договорных.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В статье обращено внимание на растущую роль арктического компонента в международной политике Китайской Народной Республики, не являющейся арктическим государством. Выявлены особенности формирования договорно-правовых основ деятельности Китайской Народной Республики в Арктике. Показано, что политика этого государства направлена на международно-правовое продвижение его национальных интересов. Средствами служат юридическое изобретение Китаем статуса «околоарктического государства», издание национальных юридических документов (на китайском языке) – руководств по судоходству по Северному морскому пути и Северо-Западному проходу и введение Китаем своих наименований в Арктике взамен давно устоявшихся.

Об авторе

Е. В. КИЕНКО
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Россия

Елена Викторовна Киенко.

117218,  Москва, Б. Черемушкинская ул., д.34.



Список литературы

1. Вылегжанин А.Н. 2010. Вопросы толкования и исполнения Договора о Шпицбергене 1920 года. – Московский журнал международного права. № 1 (77). С. 4–30.

2. Николаева А.Н., Дудыкина И.П. 2012. Правовые вопросы сохранения и рационального управления морскими живыми ресурсами в центральной части Северного Ледовитого океана. – Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане. Материалы Международного научного симпозиума (Москва, 4 сентября 2012 г., РСМД). Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Спецкнига. C. 56–72.

3. Российско-китайский диалог: модель 2017. Доклад РСМД № 33/2017. Гл. ред. И.С. Иванов. 2017. М.: НП РСМД. 112 c.

4. Asia and the Arctic. Ed. by K. Narula, V. Sakhuja. 2016. Singapore: Springer Science+Business Media. 143 p. DOI 10.1007/978-981-10-2059-9

5. Campbell C. 2012. China and the Arctic: Objectives and Obstacles. U.S.-China Economic and Security Review Commission Staff Research Report. 11 p. URL: https:// www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China-andthe Arctic_Apr2012.pdf (accessed date: 18.08.2017)

6. Berkman P.A. [et al.]. 2017. The Arctic Science Agreement propels science diplomacy. – Science. Vol. 358. Issue 6363. P. 596-598. DOI: 10.1126/science.aaq0890

7. Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed. by P.A. Berkman and A.N. Vylegzhanin. 2013. Dordrecht: Springer. 459 p.

8. Arctic Law and Governance: The Role of China and Finland. Ed. By Koivurova T. [et al]. 2017. Oxford; Portlend, Or.: Bloomsbury Publishing. 312 p.

9. Mered M. 2013. How China Became an “Arctic State”. – Beijing Review. No 21. P. 5–6.

10. Sen G. 2016. China-One Belt and One Road Initiative: Strategic & Economic Implications. New Delhi: Vivekananda International Foundation.76 p.

11. Tang G. 2013. Arctic Issues and China’s Stance. – China International Studies. No 38. P. 29–48.

12. Vylegzhanin A. 2017. Legal Status of the Bering Strait: Historical and Legal Context. – Jus Gentium. Journal of International Legal History. Vol. 2. No. 2. P.505-522.

13. Wodiske B. 2014. Preventing the Melting of the Arctic Council: China as a Permanent Observer and What It Means for the Council and the Environment. – Loyola of Los Angeles International and Comparative Law Review. Vol. 36. P. 305–330.

14. Wright D.C. 2011. The Dragon Eyes the Top of the World. Washington, DC: Naval War College China Maritime Studies Institute. 55 p.

15. Zhou H. 2017. An Overview of the China-EU Strategic Partnership (2003–2013). – China-EU Relations. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. Ed. by Zhouh H. Singapore: Springer. P. 3–31. DOI 10.1007/978-981-10-1145-0_1


Для цитирования:


КИЕНКО Е.В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ. Московский журнал международного права. 2017;(3):18-30. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-3-18-30

For citation:


KIENKO E.V. INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK OF THE ARCTIC POLICY OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA. Moscow Journal of International Law. 2017;(3):18-30. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-3-18-30

Просмотров: 336


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)