Совершенствование нормативно-правого регулирования противодействия экстремизму в Европейском союзе (на примере Финляндии)
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В статье анализируется влияние Европейского союза (далее – ЕС) на борьбу с экстремизмом и радикализацией в Финляндской Республике. Оценивается роль ЕС в системе противодействия глобальным угрозам, позиция Финляндии по отношению к международному сотрудничеству в сфере противодействия экстремизму и радикализации. Изучаются методы, применяемые в Финляндии для противодействия насильственному экстремизму.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье исследуются концептуальные документы ООН, ЕС и Финляндии: Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций; План действий по предупреждению насильственного экстремизма; Комплексная оценка политики безопасности ЕС; Сообщение Комиссии в Европейский парламент, Европейский совет – Девятый отчет о продвижении к эффективному и подлинному союзу безопасности; Ответ Финляндии на запрос Управления Верховного комиссара по правам человека (далее – ВКПЧ) о предоставлении информации о том, как защита и поощрение прав человека способствуют предотвращению насильственного экстремизма и борьбе с ним; Программа председательства Финляндии в рамках программы «Устойчивая Европа – устойчивое будущее»; Ре- шение Комиссии о создании Экспертной группы Комиссии высокого уровня по радикализации; Доклад Комитета Совета Европы по борьбе с терроризмом; Профили по борьбе с терроризмом в Финляндии; Доклад Правительства Финляндии о правах человека за 2014 год; решения Экспертной группы Комиссии высокого уровня по радикализации; материалы Совета по правам человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выдвинут тезис, что меры, применяемые для противодействия насильственному экстремизму, обусловлены ситуацией в государствах – членах ЕС и необходима разработка различных подходов в зависимости от конкретных обстоятельств. Страны, входящие в ЕС, заинтересованы в дальнейшем расширении обмена опытом и тесном сотрудничестве на общеевропейском и международном уровнях для противодействия экстремизму и радикализации. Это требует выработки новых регулятивных мер, в том числе международного характера. На примере Финляндской Республики проанализированы способы предупреждения и противодействия экстремизму, а также сотрудничество между Европейским союзом и государствами-членами в сфере совершенствования нормативноправового регулирования в этой сфере.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Европейский союз для государств, входящих в его состав, играет ключевую роль в формировании подходов к международному сотрудничеству. Они включают в себя укрепление действующей системы управления и, если необходимо, реформирование системы предупреждения и противодействия насильственному экстремизму при условии соблюдения основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Финляндская Республика полностью поддерживает усилия международного сообщества, направленные на предупреждение экстремизма и противодействие ему, в том числе на разработку международно-правовых документов, призванных помочь государствам коллективно бороться с этой угрозой. Образовательная система Финляндии позволяет успешно формировать фундаментальные основы для противодействия насильственному экстремизму.
Об авторе
П. С. ДолгошеинРоссия
Петр Сергеевич Долгошеин, заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике
119991, Российская Федерация», Москва, ул. Житная,
Список литературы
1. Долгошеин П.С. 2017. Национальный план действий по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма в Финляндской Республике. – Вестник Всероссийского института повышения квалифика- ции сотрудников Министерства внутренних дел Росмизмом в международном и национальном праве. – Управленческое консультирование. No 12. С.18–24. DOI 10.22394/1726-1139-2018-12-18-24
2. Bjørgo T., Gjelsvik I.M. 2015. Norwegian research on the prevention of radicalisation and violent extremism: A status of knowledge. 40 p. URL: https://phs.brage.unit.no/phs- xmlui/bitstream/handle/11250/284584/research_on_ preventing_radicalisation.pdf?sequence=6&isAllowed=y (accessed 20.10.2020)
3. Briggs R., Feve S. 2014. Countering the appeal of extremism online. 29 p. URL: https://www.dhs.gov/sites/default/files/ publications/Countering%20the%20Appeal%20of%20 Extremism%20Online_1.pdf (accessed 14.11.2020).
4. Bures O. 2006. EU Counterterrorism Policy: A Paper Tiger?. – Terrorism and Political Violence. Vol. 18. Issue 1. P. 57–78. DOI: https://doi.org/10.1080/09546550500174905
5. Butt R., Tuck H. 2014. European Counter-Radicalisation and De-radicalisation: A Comparative Evaluation of Approaches in the Netherlands, Sweden, Denmark and Germany. Lon- don: Institute for Strategic Dialogue. 42 p. URL: https:// www.eukn.eu/fileadmin/Files/News/De-radicalisation_fi- nal.pdf (accessed 20.10.2020).
6. Foret F., Markoviti M. 2020. The EU counter-radicalisation strategy as “business as usual”? How European political routine resists radical religion. – Journal of European Inte- gration. Vol. 42. Issue 4. P. 547–563. DOI: https://doi.org/10 .1080/07036337.2019.1687462
7. Harkoma A. 2012. Perus - ja ihmisoikeustutkimuksesta Suomessa - asiantuntijoiden näkemyksiä. Helsinki: Ihm- isoikeuskeskus. 105 s. URL: http://www.ihmisoikeuskeskus. fi/@Bin/6457286/Perus-ja-ihmisoikeustutkimuksesta- Suomessa-IOK-selvitys-2017.pdf (accessed 14.11.2020).
8. Kallioniemi A., Ubani M. 2016. Religious Education in Finn- ish School System. – Miracle of Education. Ed. by H. Niemi, A. Toom and A. Kallioniemi. 2nd ed. Rotterdam: Sense Pub- lishers. P. 179–190. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94- 6300-776-4_12
9. Koster H. 2020. Towards better implementation of the European Union’s anti-money laundering and countering the financing of terrorism framework. – Journal of Money Laundering Control. Vol. 23. No. 2. P. 379-386. DOI 10.1108/ JMLC-09-2019-0073
10. Kundnani A., Hayes B. 2018. The globalization of Counter- ing Violent Extremism policies. Undermining human rights, instrumentalising civil society. Amsterdam. 48 p. URL: htt- ps://www.tni.org/files/publication-downloads/the_glo- balisation_of_countering_violent_extremism_policies. pdf (accessed 20.10.2020).
11. Kupiainen E. 2020. Perus- ja ihmisoikeuksien toteu- tuminen Suomessa –koottuja havaintoja. Helsinki: Ihm- isoikeuskeskus. 25 s. URL: https://www.ihmisoikeuskeskus. fi/@Bin/9108281/PIO_havaintoja_%20IOK%202-2020.pdf (accessed 14.11.2020).
12. Mankkinen T. 2017. Ehdotus viranomaisten yhteistyön järjestämiseksi toiminnassa taistelualueilta palaajien kanssa sekä ehdotus siitä, miten järjestöjen palvelut voitaisiin liit- tää viranomaisten toimintaan. Helsinki: Sisäministeriö. 52 s. URL: http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/ handle/10024/79561/Palaajat_raportti.pdf (accessed 14.11.2020).
13. Mankkinen T. 2018. Väkivaltaisen ekstremismin tilan- nekatsaus 1/2018. Arvio väkivaltaisen ekstremismin tilanteesta Suomessa vuonna 2017 ja kehityksen su- unta. Erikoistarkastelussa naiset ja lapset radikaali-islam- istisissa terroristijärjestöissä. Helsinki: Sisäministeriö. 32 s.URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/han- dle/10024/160777/SM_13_2018.pdf?sequence=4&isAllo wed=y(accessed 14.11.2020).
14. Mankkinen T., Evwaraye A. 2016. National Action Plan for the Prevention of Violent Radicalisation and Extremism. Hel- sinki: Lönnberg Print & Promo. 32 p. URL: https://www. legislationline.org/download/id/7903/file/Finland_na- tional_action_plan_prevention_violent_radicalisation_ extremism_2016_en.pdf (accessed 14.11.2020).
15. McNeil-Willson R. [et al.]. 2019. Polarisation, Violent Extrem- ism and Resilience in Europe today: An analytical frame- work. 35 p. URL:http://brave-h2020.eu/repository/D2.1_ BRaVE_concept_paper_final_10Dec2019.pdf (accessed 14.11.2020).
16. Niemi P.-M. [et al.]. 2018. How and Why Education Coun- ters Ideological Extremism in Finland. – Religions. Vol. 9. Issue 12. No. 420. DOI: https://doi.org/10.3390/rel9120420
17. Ragazzi F. [et al.]. 2014. Preventing and countering youth radicalisation in the EU. Brussels: Directorate-General for Internal Policies of the Union. 41 p. DOI: 10.2861/62642. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/ publication/0d30ef50-8831-4549-8625-20b8afb556fa/ language-en (accessed 14.11.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Долгошеин П.С. Совершенствование нормативно-правого регулирования противодействия экстремизму в Европейском союзе (на примере Финляндии). Московский журнал международного права. 2021;(1):89-102. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102
For citation:
Dolgoshein P.S. Improving the Regulatory Framework for Countering Extremism in the European Union (Case Study of Finland). Moscow Journal of International Law. 2021;(1):89-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102