Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Совершенствование нормативно-правого регулирования противодействия экстремизму в Европейском союзе (на примере Финляндии)

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102

Полный текст:

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье анализируется влияние Европейского союза (далее – ЕС) на борьбу с экстремизмом и радикализацией в Финляндской Республике. Оценивается роль ЕС в системе противодействия глобальным угрозам, позиция Финляндии по отношению к международному сотрудничеству в сфере противодействия экстремизму и радикализации. Изучаются методы, применяемые в Финляндии для противодействия насильственному экстремизму.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье исследуются концептуальные документы ООН, ЕС и Финляндии: Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций; План действий по предупреждению насильственного экстремизма; Комплексная оценка политики безопасности ЕС; Сообщение Комиссии в Европейский парламент, Европейский совет – Девятый отчет о продвижении к эффективному и подлинному союзу безопасности; Ответ Финляндии на запрос Управления Верховного комиссара по правам человека (далее – ВКПЧ) о предоставлении информации о том, как защита и поощрение прав человека способствуют предотвращению насильственного экстремизма и борьбе с ним; Программа председательства Финляндии в рамках программы «Устойчивая Европа – устойчивое будущее»; Ре- шение Комиссии о создании Экспертной группы Комиссии высокого уровня по радикализации; Доклад Комитета Совета Европы по борьбе с терроризмом; Профили по борьбе с терроризмом в Финляндии; Доклад Правительства Финляндии о правах человека за 2014 год; решения Экспертной группы Комиссии высокого уровня по радикализации; материалы Совета по правам человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выдвинут тезис, что меры, применяемые для противодействия насильственному экстремизму, обусловлены ситуацией в государствах – членах ЕС и необходима разработка различных подходов в зависимости от конкретных обстоятельств. Страны, входящие в ЕС, заинтересованы в дальнейшем расширении обмена опытом и тесном сотрудничестве на общеевропейском и международном уровнях для противодействия экстремизму и радикализации. Это требует выработки новых регулятивных мер, в том числе международного характера. На примере Финляндской Республики проанализированы способы предупреждения и противодействия экстремизму, а также сотрудничество между Европейским союзом и государствами-членами в сфере совершенствования нормативноправового регулирования в этой сфере.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Европейский союз для государств, входящих в его состав, играет ключевую роль в формировании подходов к международному сотрудничеству. Они включают в себя укрепление действующей системы управления и, если необходимо, реформирование системы предупреждения и противодействия насильственному экстремизму при условии соблюдения основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Финляндская Республика полностью поддерживает усилия международного сообщества, направленные на предупреждение экстремизма и противодействие ему, в том числе на разработку международно-правовых документов, призванных помочь государствам коллективно бороться с этой угрозой. Образовательная система Финляндии позволяет успешно формировать фундаментальные основы для противодействия насильственному экстремизму.

Об авторе

П. С. Долгошеин
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Россия

Петр Сергеевич Долгошеин, заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике

119991, Российская Федерация», Москва, ул. Житная,



Список литературы

1. Долгошеин П.С. 2017. Национальный план действий по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма в Финляндской Республике. – Вестник Всероссийского института повышения квалифика- ции сотрудников Министерства внутренних дел Росмизмом в международном и национальном праве. – Управленческое консультирование. No 12. С.18–24. DOI 10.22394/1726-1139-2018-12-18-24

2. Bjørgo T., Gjelsvik I.M. 2015. Norwegian research on the prevention of radicalisation and violent extremism: A status of knowledge. 40 p. URL: https://phs.brage.unit.no/phs- xmlui/bitstream/handle/11250/284584/research_on_ preventing_radicalisation.pdf?sequence=6&isAllowed=y (accessed 20.10.2020)

3. Briggs R., Feve S. 2014. Countering the appeal of extremism online. 29 p. URL: https://www.dhs.gov/sites/default/files/ publications/Countering%20the%20Appeal%20of%20 Extremism%20Online_1.pdf (accessed 14.11.2020).

4. Bures O. 2006. EU Counterterrorism Policy: A Paper Tiger?. – Terrorism and Political Violence. Vol. 18. Issue 1. P. 57–78. DOI: https://doi.org/10.1080/09546550500174905

5. Butt R., Tuck H. 2014. European Counter-Radicalisation and De-radicalisation: A Comparative Evaluation of Approaches in the Netherlands, Sweden, Denmark and Germany. Lon- don: Institute for Strategic Dialogue. 42 p. URL: https:// www.eukn.eu/fileadmin/Files/News/De-radicalisation_fi- nal.pdf (accessed 20.10.2020).

6. Foret F., Markoviti M. 2020. The EU counter-radicalisation strategy as “business as usual”? How European political routine resists radical religion. – Journal of European Inte- gration. Vol. 42. Issue 4. P. 547–563. DOI: https://doi.org/10 .1080/07036337.2019.1687462

7. Harkoma A. 2012. Perus - ja ihmisoikeustutkimuksesta Suomessa - asiantuntijoiden näkemyksiä. Helsinki: Ihm- isoikeuskeskus. 105 s. URL: http://www.ihmisoikeuskeskus. fi/@Bin/6457286/Perus-ja-ihmisoikeustutkimuksesta- Suomessa-IOK-selvitys-2017.pdf (accessed 14.11.2020).

8. Kallioniemi A., Ubani M. 2016. Religious Education in Finn- ish School System. – Miracle of Education. Ed. by H. Niemi, A. Toom and A. Kallioniemi. 2nd ed. Rotterdam: Sense Pub- lishers. P. 179–190. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94- 6300-776-4_12

9. Koster H. 2020. Towards better implementation of the European Union’s anti-money laundering and countering the financing of terrorism framework. – Journal of Money Laundering Control. Vol. 23. No. 2. P. 379-386. DOI 10.1108/ JMLC-09-2019-0073

10. Kundnani A., Hayes B. 2018. The globalization of Counter- ing Violent Extremism policies. Undermining human rights, instrumentalising civil society. Amsterdam. 48 p. URL: htt- ps://www.tni.org/files/publication-downloads/the_glo- balisation_of_countering_violent_extremism_policies. pdf (accessed 20.10.2020).

11. Kupiainen E. 2020. Perus- ja ihmisoikeuksien toteu- tuminen Suomessa –koottuja havaintoja. Helsinki: Ihm- isoikeuskeskus. 25 s. URL: https://www.ihmisoikeuskeskus. fi/@Bin/9108281/PIO_havaintoja_%20IOK%202-2020.pdf (accessed 14.11.2020).

12. Mankkinen T. 2017. Ehdotus viranomaisten yhteistyön järjestämiseksi toiminnassa taistelualueilta palaajien kanssa sekä ehdotus siitä, miten järjestöjen palvelut voitaisiin liit- tää viranomaisten toimintaan. Helsinki: Sisäministeriö. 52 s. URL: http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/ handle/10024/79561/Palaajat_raportti.pdf (accessed 14.11.2020).

13. Mankkinen T. 2018. Väkivaltaisen ekstremismin tilan- nekatsaus 1/2018. Arvio väkivaltaisen ekstremismin tilanteesta Suomessa vuonna 2017 ja kehityksen su- unta. Erikoistarkastelussa naiset ja lapset radikaali-islam- istisissa terroristijärjestöissä. Helsinki: Sisäministeriö. 32 s.URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/han- dle/10024/160777/SM_13_2018.pdf?sequence=4&isAllo wed=y(accessed 14.11.2020).

14. Mankkinen T., Evwaraye A. 2016. National Action Plan for the Prevention of Violent Radicalisation and Extremism. Hel- sinki: Lönnberg Print & Promo. 32 p. URL: https://www. legislationline.org/download/id/7903/file/Finland_na- tional_action_plan_prevention_violent_radicalisation_ extremism_2016_en.pdf (accessed 14.11.2020).

15. McNeil-Willson R. [et al.]. 2019. Polarisation, Violent Extrem- ism and Resilience in Europe today: An analytical frame- work. 35 p. URL:http://brave-h2020.eu/repository/D2.1_ BRaVE_concept_paper_final_10Dec2019.pdf (accessed 14.11.2020).

16. Niemi P.-M. [et al.]. 2018. How and Why Education Coun- ters Ideological Extremism in Finland. – Religions. Vol. 9. Issue 12. No. 420. DOI: https://doi.org/10.3390/rel9120420

17. Ragazzi F. [et al.]. 2014. Preventing and countering youth radicalisation in the EU. Brussels: Directorate-General for Internal Policies of the Union. 41 p. DOI: 10.2861/62642. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/ publication/0d30ef50-8831-4549-8625-20b8afb556fa/ language-en (accessed 14.11.2020).


Для цитирования:


Долгошеин П.С. Совершенствование нормативно-правого регулирования противодействия экстремизму в Европейском союзе (на примере Финляндии). Московский журнал международного права. 2021;(1):89-102. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102

For citation:


Dolgoshein P.S. Improving the Regulatory Framework for Countering Extremism in the European Union (Case Study of Finland). Moscow Journal of International Law. 2021;(1):89-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-89-102

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)