Соответствуют ли «санкции» Европейского союза против России международному праву?
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-6-23
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Принятие недружественных мер против третьих государств как способ принуждения к изменению политики не является чем-то новым для государств и может быть юридически приемлемым в конкретных случаях, определяемых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – ООН) или соответствующих международному праву. При отсутствии связующего элемента между наказывающим и наказуемым государствами санкции являются односторонними, что в итоге равнозначно нарушению обычных принципов суверенного равенства и невмешательства, тем самым нарушая международное право. Европейский союз (далее – ЕС) стремится к применению особого подхода в отношении нескольких государств, включая Российскую Федерацию. Главная цель исследования – дать ответ на следующий вопрос: совместимы ли санкции ЕС против России с международным правом? МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование начинается с характеристики понятия «санкции», его типологий, различных способов выражения и международно-правовой базы санкций. Далее последует оценка политической и правовой позиции ЕС в отношении санкций, которая завершается рассмотрением конкретного случая санкционного режима, принятого Брюсселем против России. В качестве основных источников в этой работе рассматриваются документы, принятые Специальным докладчиком ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, а также правовая доктрина, судебная практика и нормативные акты. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты проведенного исследования демонстрируют развитие в ЕС тенденции к концентрации полномочий в Совете ЕС посредством неопределенных и произвольных нормативных актов для принятия санкций против третьих государств. Эта тенденция приобрела большую популярность и легитимность после Лиссабонского договора и обусловлена стремлением ЕС напрямую влиять на важнейшие международные события и добиваться политических изменений в государствах, против которых направлены санкции, пытаясь заставить их суверенные органы принять те же ценности и принципы, что и брюссельская организация. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Понятие «санкции» включает в себя два различных механизма: решения, которые, хотя и могут быть недружественными, соответствуют международному праву; и односторонние принудительные меры, которые представляют собой нарушение международного права. Несмотря на то что режим санкций ЕС публично представлен под названием «ограничительные меры», такие меры принимаются вне рамок Совета Безопасности ООН и не имеют достаточной фактической базы для обоснования таких решений, тем самым попадая под действие односторонних принудительных мер, запрещенных международным правом.
Об авторе
А. ГеррейроПортугалия
Александр ГЕРРЕЙРО, ассоциированный член Института политико-правовых наук, сотрудник Лиссабонского центра исследований публичного права, Юридический факультет, Лиссабонский университет
1649-014, Лиссабон, Аламеда да Универсидад
Список литературы
1. Alì A. Assessing the Legality of the EU Sanctions Imposed on the Russian Federation from 2022. – The Routledge Handbook of the Political Economy of Sanctions. Ed. by K. Kirkham. United Kingdom: Routledge. 2024. P. 337.
2. Bogdanova I. Unilateral Sanctions in International Law and the Enforcement of Human Rights: The Impact of the Principle of Common Concern of Humankind. Leiden/Boston: Brill/Nijhoff. 2022. P. 15, 157.
3. Boklan D.S., Koval V.V. Unilateral Sanctions under International Law and Effectiveness of Blocking. – Moscow Journal of International Law. 2024. Vol. 1. P. 21. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-1-6-23.
4. Carter B.E. Economic Sanctions, in Max Planck Encyclopedia of Public International Law, Abril 2011 (act.), § 1, 33.
5. Chachko E, Heath J.B. Symposium on Ukraine and the International Order: A Watershed Moment for Sanctions? Russia, Ukraine, and the Economic Battlefield. – AJIL Unbound. 2022. Vol. 116. DOI: 0.1017/aju.2022.21.
6. Combacau J. Sanctions. – Encyclopedia of Public International Law. Ed. by R. Bernhardt. Vol. 9. Amsterdam: Elsevier Science Publishers B.V. 1986. P. 338-340.
7. Dawidowicz M. Public Law Enforcement without Public Law Safeguards? An Analysis of State Practice on Thirdparty Countermeasures and Their Relationship to the UN Security Council. – British Yearbook of International Law. 2007. Vol. 77. No. 1. P. 334.
8. Douhan A.F. Humanitarian Impact of Unilateral Sanctions. – The Routledge Handbook of the Political Economy of Sanctions. Ed. by K. Kirkham. United Kingdom: Routledge. 2024. P. 291-292, 294.
9. Farrell H., Newman A.L. Weaponized Interdependence: How Global Economic Networks Shape State Coercion. – International Security. 2019. Vol. 44. No. 1. P. 42-79. DOI: https://doi.org/10.1162/isec_a_00351.
10. Fernandes S. Intra-European Union dynamics: The interplay of divergences and convergences. – The Routledge Handbook of EU-Russia Relations: Structures, Actors, Issues. Ed. by T. Romanova, M. David. United Kingdom: Routledge. 2022. P. 43.
11. Forlati L.P. The Legal Core of International Economic Sanctions. – Les Sanctions Économiques/Economic Sanctions in International Law. Ed. L.P. Forlati, L.A. Sicilianos. Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers. 2004. P. 103, 107.
12. Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions: With Examples from the Case of Rhodesia. – World Politics. 1967. Vol. 19. No. 3. P . 380. DOI: https://doi.org/10.2307/2009785.
13. Geiger R. Article 16 [Council]. – Treaty on European Union, Treaty on the Functioning of the European Union. Ed. by R. Geiger, D.E. Khan, M. Kot. Munich/Oxford/Baden-Baden: C. H. Beck/Hart/Nomos. 2015a. P. 95.
14. Geiger R. Article 28 [Operational Action]. – Treaty on European Union, Treaty on the Functioning of the European Union. Ed. by R. Geiger, D.E. Khan, M. Kot. Munich/Oxford/Baden-Baden: C. H. Beck/Hart/Nomos. 2015b. P. 135.
15. Geiger R. Title IV – Restrictive measures: TFEU Article 215. – Treaty on European Union, Treaty on the Functioning of the European Union. Ed. by R. Geiger, D.E. Khan, M. Kot. Munich/Oxford/Baden-Baden: C. H. Beck/Hart/ Nomos. 2015c. P. 778.
16. Giumelli F., Hoffmann F., Książczaková A. The when, what, where and why of European Union sanctions. – European Security. 2021. Vol. 30. Issue 1. P . 2, 5. DOI: 10.1080/09662839.2020.1797685.
17. Guerreiro A. The Legal Status of the Principle of Non-Intervention. – Moscow Journal of International Law. 2022. No. 1. P . 6-26. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-1-6-26.
18. Guerreiro A. The Attempt to Universalise Domestic Jurisdictions: International Criminal Justice and Russia. – Moscow Journal of International Law. 2023. No. 2. P . 77-94. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-2-77-94.
19. Hofer A. Unilateral sanctions as a challenge to the law of state responsibility. – Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions. Ed. by Charlotte Beaucillon. United Kingdom: Edward Elgar. 2021. P. 199.
20. Kreutz J. Human Rights, Geostrategy, and EU Foreign Policy, 1989–2008. – International Organization. 2015. Vol. 69. No. 1. P. 195, 214. DOI: 10.1017/S0020818314000368.
21. Kropatcheva E. EU-Russia relations in multilateral governmental frameworks. – The Routledge Handbook of EU-Russia Relations: Structures, Actors, Issues. Ed. by T. Romanova, M. David. United Kingdom: Routledge. 2022. P. 452.
22. Larsen S. R. The Constitutional Theory of the Federation and the European Union. United Kingdom: Oxford University Press. 2021. P. 23, 191.
23. Lonardo L. Challenging EU Sanctions against Russia: The Role of the Court, Judicial Protection, and Common Foreign and Security Policy. – Cambridge Yearbook of European Legal Studies. 2023а. P. 4-5. DOI: 10.1017/cel.2023.11.
24. Lonardo L. EU Common Foreign and Security Policy After Lisbon: Between Law and Politics. Switzerland: Springer. 2023b. P. 75.
25. Luttwak E.N. From Geopolitics to Geo-Economics: Logic of Conflict, Grammar of Commerce – The National Interest. 1990. No. 20. P. 17. DOI: https://doi.org/10.1111/tran.12650.
26. Martin L.L. Sanctions during the Falkland Islands Conflitct. – Institutions and Cooperation. 1992. Vol. 16. No. 4. P. 150. DOI: https://doi.org/10.2307/2539190.
27. Meissner K. How to sanction international wrongdoing? The design of EU restrictive measures. – The Review of International Organizations. 2023. No. 18. P . 81, 84. DOI: 10.1007/s11558-022-09458-0.
28. Pellet A., Miron A. “Sanctions” . – Max Planck Encyclopedia of Public International Law. August 2013 (act.). § 63-64.
29. Portela C. European Union Sanctions and Foreign Policy: When and why do they work? United Kingdom: Routledge. 2010. P. 105-106.
30. Portela C., Meissner K. The European Approach to Multilateral Sanctions: Are EU Sanctions “Replacing” UN Sanctions? – Multilateral Sanctions Revised: Lessons Learned from Margaret Doxey. Ed. By A. Charron, C. Portela. Canada: McGill-Queen’s University Press. 2022. P. 84.
31. Ronzitti N. Respect for Sovereignty, Use of Force and the Principle of Non-intervention in the Internal Affairs of Other States. – Competing Western and Russian narratives on the European order: Is there a common ground? – Conference Report. Ed. by T. Frear, L. Kulesa. London: European Leadership Network. April 2016. P. 39.
32. Ruys T., Ryngaert C. Secondary Sanctions: A Weapon out of Control? The International Legality of, and European Responses to, US Secondary Sanctions. – The British Yearbook of International Law. 2020. Vol. 89. P . 8. DOI: https://doi.org/10.1093/bybil/braa007.
33. Saltnes J.D. Norm collision in the European Union’s external policies: The case of European Union sanctions towards Rwanda – Cooperation and Conflict. 2017. Vol. 42. No. 4. December P . 560. DOI: 10.1177/0010836717710528.
34. Schwartz R. Are the OECD and UNCTAD Codes Legally Binding? – The International Lawyer. 1977. Vol. 11. No. 3. P . 531.
35. Sellers M.N.S. Economic Sanctions against Human Rights Violations. – Les Sanctions Économiques/Economic Sanctions in International Law. Ed. by L.P . Forlati, L.A. Sicilianos. Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers. 2004. P. 480-481.
36. Shaw M.N. International Law. 9th ed. United Kingdom: Cambridge University Press. 2021. P . 991.
37. Terry P.C.R. Secondary Sanctions, Access Restrictions and Customary International Law. – The Cambridge Handbook of Secondary Sanctions and International Law. Ed. by T. Ruys, C. Ryngaert, F.R. Silvestre. United Kingdom: Cambridge University Press. 2024. P. 142.
38. Timofeev I. Do Sanctions Really Work? The Case of Contemporary Western Sanctions against Russia. – The Routledge Handbook of the Political Economy of Sanctions. Ed. by K. Kirkham. United Kingdom: Routledge. 2024. P. 154.
39. Timofeev I.N., Arapova E.Y., Nikitina Y.A. The Illusion of “Smart” Sanctions: The Russian Case. – Russia in Global Affairs. 2024. Vol. 22. No. 2. P . 156-178. DOI: 10.31278/1810-6374-2024-22-2-156-178.
40. Vylegzhanin A.N., Nefedov B.I., Voronin E.R., Magomedova O.S., Zotova P .K. The Term “Rules-based International Order” in International Legal Discourses. – Moscow Journal of International Law. 2021. Vol. 2. P. 51. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-2-35-60.
41. Voinikov V.V., Amiraslanov R.R. The Institute of Enhanced Cooperation in European Union Law: Evolution of Legal Regulation. – Moscow Journal of International Law. 2022. Vol. 3. P . 60. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-3-49-62.
42. Zavershinskaia D.A., Boklan D.S. Police Powers in the Sanctions-related Investment Disputes: a Ticket which Costs Good Faith Behavior? – Moscow Journal of International Law. 2025. Vol. 1. P. 74. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-1-69-82.
Рецензия
Для цитирования:
Геррейро А. Соответствуют ли «санкции» Европейского союза против России международному праву? Московский журнал международного права. 2025;(3):6-23. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-6-23
For citation:
Guerreiro A. Are European Union “Sanctions” against Russia Compatible with International Law? Moscow Journal of International Law. 2025;(3):6-23. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-6-23