Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Конституционное пространство: мультикультурализм и его «индигенное измерение»

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-6-14

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В статье предлагается возможное направление государственной этнополитики в  России – конституционный мультикультурализм, который формируется в процессе функционирования и развития конституционных и правовых норм, в том числе в отношении коренных народов, являющихся субъектом российской государственно-правовой системы. Сфера этнических отношений подвержена конституционным изменениям именно потому, что права коренных народов – это не застывшее правовое явление, а конституционно-правовая реальность, которой свойственно меняться вместе с меняющимся миром. В 2020  г. ст. 69 Конституции РФ дополнилась новыми конституционными идеями (защита культурной самобытности, языкового и культурного многообразия в рамках сохранения общероссийской культурной идентичности), в связи с чем становится актуальным и важным развивать их далее в правовых нормах, а также обосновывать конституционной идеологией и теорией. В частности, мультикультурализм рассматривается как новейшая идеология развития поликультурного общества, которая в своей основе содержит идею гармоничного сосуществования культурных и этнических групп, чьи традиции, практики, ценности признаются государством.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Автор использует труды зарубежных и российских ученых, занимающихся проблематикой конституционализма, конституции России и зарубежных государств, которые анализируются с помощью сравнительно-правового метода. В исследовании применялось функциональное сравнение, которое позволяет выявить сходства и различия не в сущности и структуре самих правовых норм конституций и нормативных правовых актов, а в функциях ими осуществляемых, т. е. тот эффект, который они оказывают на регламентацию этнических отношений. Автор использовал и  проблемное сравнение, суть которого состоит в  выявлении и сравнении теоретических основ и юридических средств, которые существуют в различных правовых системах. Таким образом, были выявлены наиболее удачные концепции и сформулированы предложения об их заимствовании национальным законодателем и правоприменителем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате исследования автор отмечает, что наиболее эффективным направлением этнической политики в полиэтнических государствах является конституционный мультикультурализм, которому, однако, в российской правовой действительности недостает теоретических обоснований. Пристальное внимание в этом отношении уделяется «индигенному измерению» конституционного мультикультурализма, что автор рассматривает как особые нормы права в отношении коренных малочисленных народов, сформированные с учетом культурной самобытности, этнической идентификации, ценностей и знаний уникальных этнических общностей, обязательно закрепленные в основном законе государства.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Индигенные аспекты конституционного мультикультурализма необходимо концептуализировать, т. е. выработать новые теории и модели, систематизировать правовые, организационные, экономические и иные инструменты, с целью того, чтобы воплотить особенности и потребности этносов, характеризующихся индигенностью, в  реальные правовые конструкции, что позволит наделять коренные народы специальными правами, в том числе выбирать особый путь развития. В случае если в политике конституционного мультикультурализма особенная роль будет отводиться коренным народам, способным при должном конституционно-правовом обеспечении поддерживать специфичные формы культурной самобытности, этнической идентичности и традиций, то это будет отвечать требованиям меняющегося мира и современной российской конституционно-правовой действительности.

Об авторе

Е. Ф. Гладун
Тюменский государственный университет
Россия

Елена Федоровна ГЛАДУН, кандидат юридических наук, доцент, Почетный работник сферы образования РФ, профессор кафедры государственного и муниципального управления

Володарского ул., д. 6, Тюмень, 625003



Список литературы

1. Бондарь Н.С. 2015. Конституционная модернизация политических институтов российской государственности. – Гуманитарий Юга России. № 2. С. 21-29.

2. Зорькин В.Д. 2011. Мультикультурализм закладывает под государство «политические мины». – Российская газета. Федеральный выпуск. № 203 (5579).

3. Коренные народы в странах БРИКС: политико-правовые аспекты. Коллективная монография. 2022. Под ред. Е.Ф. Гладун. Тюмень: Тюменский государственный университет. 316 с.

4. Кряжков В.А. 2018. Конституция Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов: намерения и реальность. – Государство и право. № 12. С. 74-76.

5. Лапин Д.В. 2013. Мультикультурализм: политическая концепция и научный феномен. – Идеи и идеалы. Т. 2. № 2 (16). С. 20-26.

6. Лисенкова А.А. 2018. Особенности формирования российской культурной идентичности. – Ценности и смыслы. № 2. С. 55-68.

7. Масловская Т.C. 2020. Конституционная модернизация: современные векторы развития. – Журнал Белорусского государственного университета. Право. № 3. С. 46-52.

8. Нистен-Хаарала С., Гладун Е.Ф., Тулаева С.А., Захарова О. В. 2022. Экономика коренных народов в арктических регионах: традиции и трансформации (на примере России, Финляндии, США). – Экономическая социология. № 23 (3). С. 11-41.

9. Тишков В.А. 2001. Этнология и политика: научная публицистика. Москва: Наука. 239 с.

10. Харючи С.Н. 2009. Роль государства в гармонизации промышленного освоения и устойчивого развития малочисленных народов Севера. – Мир коренных народов «Живая Арктика». № 22. С. 87-90.

11. Чертина В.С. 2000. Плавильный котел. Парадигмы этнического развития США. Москва: Институт всеобщей истории РАН. 163 с.

12. Шведова Н.А. 2014. Гендерные проблемы коренных малочисленных народов: опыт Канады. – Россия и Америка в XXI веке. № 3. С. 43-49.

13. Dictionary of Race, Ethnicity and Culture. 2003. Ed. G. Bolaff, R. Bracalenti, P.H. Braham, S. Gindro. 1st ed. Los Angeles. P. 183-184.

14. Kymlicka W. 1995. Multicultural Citizenship. A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford. 296 p.

15. Paine R. 1999. Aboriginality, multiculturalism and liberal rights philosophy. – Ethnos. Vol. 64 (3). P. 325-349.


Рецензия

Для цитирования:


Гладун Е.Ф. Конституционное пространство: мультикультурализм и его «индигенное измерение». Московский журнал международного права. 2024;(4):6-14. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-6-14

For citation:


Gladun E.F. Constitutional Space: Multiculturalism and its “Indigenous Dimension". Moscow Journal of International Law. 2024;(4):6-14. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-6-14

Просмотров: 316


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)