Особенности применения норм международного частного права в морских перевозках
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-33-45
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В данной статье подробно проанализированы наиболее актуальные положения норм международного частного права в морских перевозках грузов – Гаагских, Гааго-Висбийских, Гамбургских и Роттердамских правил. Исследуется развитие морских конвенций о перевозках грузов морем от минимальных стандартов, устанавливающих обязательства и ответственность перевозчика, до подробно унифицированных правовых систем, регулирующих коносаментные перевозки. Анализируется развитие регулирования важнейших институтов: ответственности и обязанностей перевозчика, ответственности грузоотправителя; новеллы о транспортных записях.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Особое место в исследовании уделено проведению сравнительного анализа, выявлению различий между положениями морских конвенций о грузоперевозках, а также изучению основных достоинств и недостатков конвенционного закрепления основных правил, направленных на урегулирование отношений по трансграничной грузоперевозке морем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. Эволюция положений морских конвенций демонстрирует их модернизацию в каждом следующем варианте с тенденцией к расширению сферы территориального и предметного применения, включающей регулирование таких важнейших в сфере международных перевозок областей как ответственность перевозчика и переход бремени доказывания, детализацию регламентирования использования коносаментов. Обоснован тезис, что взаимное cосуществование трех международных режимов регулирования морских перевозок (Гаагских, Гааго-Висбийских и Гамбургских правил) нарушило его единообразие. Реализация положений Роттердамской конвенции, содержащих подробную регламентацию всех сторон договора морской перевозки груза, в перспективе будет способствовать заполнению правовых пробелов, которые до этого времени восполнялись нормами национального законодательства, что, в свою очередь, приводило к различиям между правовыми нормами отдельных стран и к значительному числу судебных разбирательств. Обоснован вывод, что для решения проблемы международно-правовых коллизий необходимо достижение консенсуса по поводу ратификации международного акта, который бы унифицировал правила международной морской перевозки грузов. Для суверенных государств при этом актуальным является принятие таких нормативно-правовых актов, которые будут защищать интересы соответствующих перевозчиков, а также возможность ратификации конвенций с оговорками и изъятиями.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В исследовании обосновывается вывод о необходимости совершенствования спорных норм национального законодательства и восполнения лакун, вследствие наличия которых возникают судебные разбирательства, и включении норм современных международных морских конвенций, содержащих актуальные и полезные для участников данных правоотношений положения, в законодательство Российской Федерации, с учетом механизма влияния зарубежного права на контрактные и внедоговорные отношения между юридическими и физическими лицами, а также на основе соблюдения баланса интересов крупных судоходных и грузовладельческих компаний России.
Об авторе
В. Н. КовальРоссия
Владимир Николаевич Коваль, доктор юридических наук, директор Юридического института
Университетская ул., д. 33, г. Севастополь, 299053
Список литературы
1. Калпин А.Г. 2010. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов (Роттердамские правила). – Право. Журнал Высшей школы экономики. № 4. С. 85-97.
2. Касаткина А.С., Кобахидзе Д.И. 2016. Эволюция Йорк-Антверпенских правил об общей аварии как источника международного частного морского права. – Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. № 4. С. 68-82.
3. Скаридов А.С. 2020. Актуальные проблемы международного и морского права. – Океанский менеджмент. № 3 (8). С. 4-7.
4. Baatz Y., Debattista C., Lorenzon F., Serdy A., Staniland H., Tsimplis M. 2009. The Rotterdam Rules. A practical Annotation. London: Informa Law from Routledge. 384 р.
5. Blount K., Bergeron J.H. 2019. VII. NATO’s Maritime Domain. – Whitehall Papers. Vol. 95. Issue 1. Р. 91-103.
6. Dragun-Gertner M., Peplowska Z., Pyć D. 2011. The Law Applicable on the Continental Shelf and in the Exclusive Economic Zone: The Polish Perspective. – Ocean Yearbook Online. Vol. 25. Issue 1. Р. 411-434.
7. Fresnedo de Aguirre Cecilia. 2009. The Rotterdam Rules from the Perspective of a Country that Is a Consumer of Shipping Services. – Uniform Law Review. Vol. XIV. P. 869-884.
8. Ginzky H., Singh P.A., Markus T. 2020. Strengthening the International Seabed Authority’s knowledge-base: Addressing uncertainties to enhance decision-making. – Marine Policy. Vol. 114. Р. 103823.
9. Hooper Ch.D. 2009. The Rotterdam Rules – Simpler Than They appear. – Arbitrator. Vol. 40. № 3. Р. 1-8.
10. Lindholm E. 2012. The future of Maritime Arbitration: Analysis of the Rotterdam Rules perspective. Oslo: Academia.edu. 35 p.
11. Sweeney J.C. 2005. Crossing the Himalayas: Exculpatory Clauses in Global Transport. Norfolk Southern Railway Co. v. James N. Kirby, Pty Ltd., 125 S. Ct. 385, 2004 AMC 2705 (2004). – Journal of Maritime Law & Commerce. Vol. 36. № 2. Р. 155-199.
Рецензия
Для цитирования:
Коваль В.Н. Особенности применения норм международного частного права в морских перевозках. Московский журнал международного права. 2024;(2):33-45. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-33-45
For citation:
Koval V.N. Features of the Application of International Private Law in Maritime Transport. Moscow Journal of International Law. 2024;(2):33-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-2-33-45