Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Международно-правовые вопросы защиты морской среды в Арктике

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-60-72

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Арктика – уникальная морская и наземная экосистема. Однако в настоящее время Арктический регион испытывает колоссальный экологический стресс. Это обусловлено следующими факторами. Первый фактор – это продолжающееся изменение климата на планете, которое наиболее сильно ощущается в Арктике. Исследователи утверждают, что некоторым видам флоры и фауны угрожает вымирание. Например, белый медведь, самый крупный элемент арктической трофической цепи, в настоящее время испытывает большие трудности в поиске пищи из-за обильного таяния ледников, что приводит к сокращению его ареала. Глобальное потепление также вызывает изменения в местах обитания и путях миграции не только арктических, но и других видов, которые никогда не поднимались так высоко на север. В наши дни местные рыбаки иногда вылавливают такие виды рыб, которые раньше никогда не встречались в арктических водах. Зафиксированы также случаи попадания тихоокеанского лосося в Атлантический океан через арктические моря. Существует еще одна проблема, связанная с климатическим фактором. В течение многих лет на арктических прибрежных территориях складировалось огромное количество токсичных отходов. Из-за таяния вечной мерзлоты загрязняющие вещества попадают в морскую экосистему, накапливаются в морской биоте и в результате попадают на наш стол.

Второй фактор – усиление антропогенного воздействия вследствие как изменения климата, так и арктических политических стратегий сразу нескольких государств. Развитие Северного морского пути (далее – СМП), рост интенсивности судоходства, разведка и добыча природных ресурсов, строительство объектов инфраструктуры и другая деятельность человека отрицательно влияют на окружающую среду. Арктическая экосистема сталкивается с увеличением отходов производства и потребления [Kallenborn, Brorstrom-Lunden, Reiersen, Wilson 2018:33001; Jaskolski, Pawlowski, Strzelecki, Zagorski, Lane 2018:2011], шумовым [Quijano, Hannay, Austin 2019:1228; Stevenson, Davies, Huntington, Sheard 2019:83; Kyhn, Sveegaard, Tougaard 2014:424], световым [Ludvigsen, Berge, Geoffroy, Cohen, De La Torre, Nornes, Singh, Sorensen, Daase, Johnsen 2018; Bennie, Duffy, Davies, Correa-Cano, Gaston 2015:2715], вибрационным, температурным, химическим и биологическим загрязнением. Возрастает риск техногенных аварий и катастроф, которые могут привести к еще более опасным последствиям.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В ходе исследования были изучены и проанализированы международные соглашения и другие документы по охране морской среды Арктики. Тексты указанных документов для анализа были взяты на официальных страницах в сети Интернет. Ктаким ресурсам относятся, например, официальный сайт Организации Объединенных Наций (далее– ООН), Международной морской организации (далее – ИМО) и др. Работа с российскими правовыми актами включала доступ к таким порталам, как официальный сайт Правительства Российской Федерации, Администрации СМП, справочно-правовой системе

«КонсультантПлюс» и др. Международные документы были разделены на группы, которые представлены в отдельной таблице. Это позволило структурировать работу, избежать длинных списков в тексте и сосредоточиться на наиболее важных аспектах рассматриваемой темы. Исследование также основано на опубликованных работах специалистов в области международного права, морского права, экологического права, политологии, экологии и других областей знаний. Ресурсами для работы с литературой стали такие наукометрические базы, как Сеть Науки (англ. Web of Science) (webofknowledge.com), Российская научная электронная библиотека (elibrary.ru), Исследовательские ворота (англ. – Researchgate) (researchgate.net) и др. Автор также изучил правоприменительную практику, тенденции развития научных исследований в регионе и некоторые политические процессы, которые так или иначе связаны с современным правовым регулированием охраны морской среды в Арктике. Термин «арктические государства» используется в настоящей статье в понятии, приведенном в [Вылегжанин 2013]. Термин «прибрежные государства» используется в определении, используемом Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Хрупкая экосистема Арктики в результате происходящих изменений климата на планете, а также ввиду усиления антропогенной нагрузки на регион подвержена сегодня различным видам загрязнения (шумовое, вибрационное, световое, радиоактивное, различными видами отходов и др.) и, как следствие, деградации. На это обращают внимание как ученые, так и политические деятели. Нами были проанализированы существующие международные и принятые на основе них национальные нормы, регулирующие отношения по защите морской среды Арктики. Для этих целей международные документы в зависимости от круга регулируемых вопросов были разделены на пять групп: 1) общие; 2) специальные; 3) соглашения, регулирующие вопросы ответственности и компенсаций; 4) природоохранные соглашения, которые косвенно регулируют защиту морской среды; 5) арктические документы. Определено, что Конвенция 1982 г. является одним из основных «общих» соглашений. Она не только устанавливает обязательства стран-участниц защищать морскую среду, но и предоставляет прибрежным государствам право устанавливать особые экологические требования в покрытых льдами районах, в том числе и в Северном Ледовитом океане. В связи с чем Российская Федерация взяла на себя обязательство по регулированию судоходства в акватории СМП для целей охраны окружающей среды и предотвращения загрязнения с судов. Отдельно рассмотрен вопрос о необходимости разработки и подписания отдельного соглашения по Арктике, и сформулирован вывод об отсутствии необходимости и объективной возможности реализации такой инициативы, особенно в условиях текущей политической ситуации в мире. Автором отмечается, что все специализированные международные арктические документы имеют экоцентрический фокус, что отвечает намерениям арктических государств, в том числе России, продолжать освоение и развитие арктических территорий и акваторий с обязательным соблюдением современных экологических требований. В связи с чем особое значение приобретает развитие научных исследований в Арктике и усовершенствование наилучших существующих природоохранных технологий. Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества 2017 г. призвано содействовать развитию совместных исследований и обмену информацией, однако в свете приостановления научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и другими арктическими государствами, мы не можем сегодня говорить о его эффективности.

 ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. На международном уровне разработано большое количество документов, регулирующих вопросы охраны морской среды Арктики. Арктическая экосистема нуждается в особой защите, поскольку она хрупка и уязвима. Продолжающееся изменение климата и таяние ледников привели к увеличению антропогенной нагрузки на регион. При этом известно, что любая человеческая деятельность оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. Несмотря на наличие множества международных и национальных документов по защите морской среды Арктики, многие вопросы до сих пор не решены. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью восполнить существующие пробелы. Однако разработка нормативных документов должна основываться на результатах научных исследований в различных областях знаний. Это обеспечит обоснованность принимаемых решений.

Арктика является объектом международного регулирования, и хрупкая окружающая среда Арктики также защищается на международном уровне. Арктический регион отличается от Антарктического: договор об Антарктике фактически замораживает территориальные претензии к Южному полюсу и позволяет государствам охранять окружающую среду, а сухопутная часть Арктики принадлежит восьми арктическим государствам. Поэтому международное сотрудничество в арктическом регионе сталкивается со многими проблемами, и для разрешения возникающих споров необходимы нормы международного права, такие как Конвенция 1982 г.

Об авторе

Т. Ю. Сорокина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Татьяна Юрьевна Сорокина, кандидат юридических наук, заведующая лабораторией арктического биомониторинга

Наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, 163002



Список литературы

1. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 т. T. 3: Применимые правовые источники. Под общ. ред. И.С. Иванова. 2013. М.: Аспект Пресс. 663 с.

2. Бринчук М.М. 2019. Конституция и экологическое право: монография. М.: Институт государства и права РАН. 713 c.

3. Белякова E. M. Экологические аспекты реализации промышленных проектов в в Арктическом региона, или почему осваивать Арктику – это плохая идея. Материалы научно-практической конференции и круглого стола «Арктика – территория устойчивого развития и сотрудничества» и круглого стола «Правовые проблемы социально-экономического и инновационного развития арктического региона России». Глав. ред. А.Н. Савенков; [отв. ред. M.M. Бринчук, E.E. Фролова, T.В. Редникова, Ю.А. Каспарова]. 2018. С. 123-130.

4. Вылегжанин А.Н. 2013. Правовое положение Арктического региона в документах. – Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 т. Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Аспект Пресс. С. 11-44.

5. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. 2016. Полярный кодекс: значение для правового режима Северного морского пути. – Арктические ведомости. № 1 (16). С. 90-100.

6. Вылегжанин А.Н., Корженяк А.М. 2022. Клаузулы устойчивого развития в международном морском праве. – Московский журнал международного права. № 4. С. 6-33.

7. Гаврилов В.В., Дремлюга Р.И., Крипакова А.В. 2017. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в условиях сокращения ледового покрова Арктики. – Журнал российского права. № 12. С. 151-160.

8. Гаврилов В.В. 2015. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации. – Журнал российского права. № 2. С. 147-157.

9. Григорищин А.В., Сорокина Т.Ю., Задорин М.Ю., Яхяев Д.Б., Башкина И.Е. 2022. Экономико-правовые барьеры и их преодоление в процессе эксплуатации Северного Морского Пути в контексте паназиатской торговли. – Арктика и Север. № 46. С. 79-106.

10. Куделькин Н.С. 2022. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения пластиком. – Международное право и международные организации. № 4. С. 11-21. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38947 (дата обращения: 03.12.2023).

11. Bennie J., Duffy J.P., Davies T.W., Correa-Cano M.E., Gas-ton K.J. 2015. Global Trends in Exposure to Light Pollution in Natural Terrestrial Ecosystems. – Remote Sensing. Vol. 7. Issue 3. P. 2715-2730.

12. Berkman P.A. 2010. Environmental Security in the Arctic Ocean: Promoting Cooperation and Preventing Conflict. Routledge, London. 160 p.

13. Environmental Security in the Arctic Ocean. 2012. NATO Advanced Research Workshop. Scott Polar Research Institute, University of Cambridge, 13-15 October 2010. Ed. , P.A. Berkman, A.N. Vylegzhanin. Springer. 524 p.

14. Fløistad B., Lothe L. 2010. The Possibility of an Arctic Treaty, CHNL. URL: http://www.arctis-search.com/The+Possibility+of+an+Arctic+Treaty (accessed date: 30.03.2023).

15. Jaskolski M.W., Pawlowski L., Strzelecki M.C., Zagorski P., Lane T.P. 2018. Trash on Arctic beach: Coastal pollution along Calypsostranda, Bellsund, Svalbard. – Polish Polar Research. Vol. 39. No. 2, P. 211-224.

16. Kallenborn R., Brorstrom-Lunden E., Reiersen L.O., Wilson S. 2018. Pharmaceuticals and personal care products (PPCPs) in Arctic environments: indicator contaminants for assessing local and remote anthropogenic sources in a pristine ecosystem in change. – Environmental Science and Pollution Research. Vol. 25. No. 33. P. 33001-33013, SI.

17. Kyhn L.A., Sveegaard S., Tougaard J. 2014. Underwater noise emissions from a drillship in the Arctic. – Marine Pollution Bulletin. Vol. 86. No. 1-2. P. 424-433.

18. Ludvigsen M., Berge J., Geoffroy M., Cohen J.H., De La Torre P.R., Nornes S.M., Singh H., Sorensen A.J., Daase M., Johnsen G. 2018. Use of an Autonomous Surface Vehicle reveals small-scale diel vertical migrations of zooplankton and susceptibility to light pollution under low solar irradiance. – Science Advances. Vol. 4. Issue 1. No. 9887.

19. Quijano J.E., Hannay D.E., Austin M.E. 2019. Composite Underwater Noise Footprint of a Shallow Arctic Exploration Drilling Project. – IEEE Journal of Oceanic Engineering. Vol. 44. No. 4. P. 1228-1239.

20. Stevenson T.C., Davies J., Huntington H.P., Sheard W. 2019. An examination of trans-Arctic vessel routing in the Central Arctic Ocean. – Marine Policy. Vol. 100. P. 83-89.


Рецензия

Для цитирования:


Сорокина Т.Ю. Международно-правовые вопросы защиты морской среды в Арктике. Московский журнал международного права. 2023;(4):60-72. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-60-72

For citation:


Sorokina T.Yu. International Law Issues Concerning Marine Environment Protection in the Arctic. Moscow Journal of International Law. 2023;(4):60-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-60-72

Просмотров: 813


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)