К проблеме обеспечения безопасности на море: азиатский регион
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-56-67
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Современное морское право изобилует многообразием правовых актов межгосударственного уровня, однако проблемы обеспечения безопасности в данной сфере сохраняют свою актуальность. На международном уровне очень сложно установить отчетливую связь между нормами права и реально существующими правоотношениями. Для того чтобы стремиться это реализовать, необходимо постоянно анализировать реально существующую ситуацию, пытаясь ее улучшить или привести в порядок с помощью юридических механизмов, на что и направлено настоящее исследование. Данная работа посвящена анализу отношений в сфере обеспечения безопасности мореплавания для осмысления возможности совершенствования международно-правовых норм. В качестве территориального охвата рассматривались межгосударственные отношения стран Азии, включая Россию, как наиболее перспективный и интересный с научной точки зрения регион, в том числе в контексте усиления мер негативного экономического давления на Россию со стороны ряда государств Северной Америки и Европы. В сложившихся политических и экономических условиях не только доктрина обращает свое внимание на данное направление, позиционируя вектор отечественного развития в качестве евразийского, а порой и полностью азиатского.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для подготовки настоящей работы проводился анализ международно-правовых актов, правоприменительной практики, осуществлялся мониторинг экспертных оценок по тем или иным вопросам обеспечения безопасности мореплавания в Азиатском регионе. Полученные результаты основаны на рассмотрении экономической, политологической, управленческой и иной литературы помимо трудов ученых-юристов. Использовался сравнительно-правовой метод, а также дедукция и синтез.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предлагается рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, направленных на расширение функционала капитана судна для обеспечения безопасности морского судоходства, в том числе для противодействия незаконным действиям на борту. На уровне внутреннего законодательства Российской Федерации и национальных законодательств других государств региона установить четкие правила определения права, применяемого на борту судна, и распространения юрисдикции соответствующего государства на отношения, возникающие на судне. При этом положения внутреннего законодательства каждого государства должны соответствовать правилам Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) от 10 декабря 1982 года. Предоставить более широкие полномочия капитанам судов в части реализации мер по пресечению преступлений на борту судна и передачи лица, совершившего преступление, представителям зарубежных правоохранительных органов. Применительно к пиратству предлагается жесткое пресечение такой деятельности на основе внутреннего законодательства государств, принятого в рамках международного права, включая двусторонние соглашения, распространяющие свое действие на локальных территориях общих интересов соответствующих стран. Противодействие незаконному вылову биологических ресурсов предлагается организовать в основном через стимулирование легализации такого рода деятельности, стимулирования и заинтересованности рыбаков в правомерном поведении. Также предложены отдельные механизмы противодействия злоупотреблению международным правом отдельными государствами, имеющими возможность политического и экономического воздействия на других.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Международное торговое мореплавание представляется весьма сложной сферой общественных отношений с большим количеством субъектов, обладающих различным правовым статусом и, соответственно, самым различным образом соотносящимися между собой. Основными угрозами осуществления указанной деятельности являются пиратство, совершение правонарушений на борту судна в отрыве от большой земли и незаконная добыча биологических ресурсов. Вылов рыбы резидентами одних государств в территориальных водах других является злободневной проблемой. Настоящая работа рассматривает основных тенденций развития системы обеспечения безопасности международного мореплавания с разных точек зрения. В качестве объекта исследования взяты правоотношения, осуществляемые в азиатском регионе как наиболее многообразные с социальной, экономической, политической и иных точек зрения. Также страны Азии являются наиболее стремительно развивающимися, что демонстрирует новые подходы взаимоотношений между субъектами, требующие своего правового регулирования. При этом рассмотрены не только обеспечение безопасности субъектов торгового мореплавания, но и вопросы сохранение природной среды, страдающей от такого рода деятельности. В результате выработаны отдельные предложения, при условии принятия которых можно будет оптимизировать международное право, внутреннее законодательство государств, а также правоприменительную практику по вопросам обеспечения безопасности мореплавания.
Об авторах
В. Н. КовальРоссия
Владимир Николаевич Коваль, доктор юридических наук, директор Юридического института
Университетская ул., д. 33, Севастополь, 299053
С. В. Очкуренко
Россия
Сергей Владимирович Очкуренко, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансовое и налоговое право»
Университетская ул., д. 33, Севастополь, 299053
С. А. Васильев
Россия
Станислав Александрович Васильев, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Конституционное и административное право»
Университетская ул., д. 33, Севастополь, 299053
Список литературы
1. Александров М.С. 2010. Дознание на судах, находящихся в плавании. – Российский судья. № 6. С. 31-35.
2. Анянова Е.С. 2014 Международно-правовые основы противодействия преступлениям, совершаемым в мировом океана. Калининград: БГАРФ. 340 с.
3. Витолина Е.И. 2021. Правовое регулирование противодействия пиратству на море. – Океанский менеджмент. № 10. С. 29-38.
4. Вылегжанин А.Н. 2001. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). М.: Минэкономразвития. 298 с.
5. Вылегжанин А.Н., Назаров В.П., Буник И.В. 2020. Северный морской путь: к решению политико-правовых проблем. – Вестник Российской академии наук. Т. 90. № 12. С. 1105-1118. DOI:10.31857/S0869587320120270
6. Галиев Р.С. 2011. Проблемы противодействия морскому пиратству и возможные пути их решения. – Вестник Барнаульского юридического института МВД России. № 1. С. 11-15.
7. Глазова А.П. 2020. Применение принудительных мер правоохранительного характера на море: вопросы юрисдикции. – Московский журнал международного права. № 4. С. 106-118. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-4-106-118
8. Глазова А.П. 2019. Принудительные меры в правоохранительной сфере в пределах морских пространств: правовая природа и проблемы применения. – Российский юридический журнал. № 5. С. 40-49.
9. Гуцуляк В.Н. 2017. Российское и международное морское право (публичное и частное). М.: Граница. 448 с.
10. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. 2012. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения. – Журнал российского права. № 12. С. 5-12.
11. Иногамова-Хегай Л.В. 2015. Концептуальные основы конкуренции уголовно-правовых норм: монография. М.: Норма. 288 с.
12. Котенев Б.Н., Глубоков А.И., Шувалова Т. 2008. Международно-правовая база российского рыболовства в мировом океане и современные тенденции международной политики в области рыболовства. – Вопросы рыболовства. Т. 9. № 1. С. 6-33.
13. Рензин О.М. 2022. Дальний Восток России и Северо-Восточная Азия: конфигурации взаимодействия. – Власть и управление на Востоке России. № 2. С. 33- 40. DOI:10.22394/1818-4049-2022-99-2-33-40
14. Русинова В.Н. 2011. Трибунал для сомалийских пиратов? Проблемы и перспективы уголовного преследования пиратства и вооруженного разбоя на море. – Международное правосудие. № 1. С. 111-121.
15. Солнцев А.М. 2018. Изменение климата: международно-правовое измерение. – Московский журнал международного права. № 1. С. 60-78. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-60-78
16. Тягнерев А.Т. [и др.]. 2019. Особенности срочной адаптации моряков строящихся и действующих кораблей при выходах в море. – Морская медицина. Т. 5. № 3. С. 24-31. DOI: https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-3-24-31
17. Bruwer C. 2019. Transnational organised crime at sea as a threat to the sustainable development goals: Taking direction from piracy and counter-piracy in the Western Indian Ocean. – African Security Review. Vol. 28. Issue 3-4. P. 172-188, DOI:10.1080/10246029.2020.1728352
18. Chuaysi B., Kiattisin S. 2020. Fishing Vessels Behavior Identification for Combating IUU Fishing: Enable Traceability at Sea. – Wireless Personal Communications. Vol. 115. Issue 4. P. 2971–2993. DOI: https://doi.org/10.1007/s11277-020-07200-w
19. Ek Å., Runefors M., Borell J. 2014. Relationships between safety culture aspects. A work process to enable interpretation. – Marine Policy. Vol. 44. P. 179-186. DOI: https://doi.org/10.1016/j.marpol.2013.08.024
20. Hanafi M.A., Absori, Dimyati K. 2019. Law enforcement for fisheries crime (illegal fishing) through a transcendental approach. – IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Vol. 370. P. 1-7. DOI:10.1088/1755-1315/370/1/012070. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/370/1/012070 (accessed 01.09.2022)
21. Kiruba-Sankar R. [et al.]. 2019. Poaching in Andaman and Nicobar coasts: insights. – Journal of Coastal Conservation. Vol. 23. Issue 1. P. 95-109. DOI:10.1007/s11852-018-0640-y
22. Koval V.N., Vasilev S.A., Zenin S.S. 2019. Territory as a feature of the state in terms of modern public relations development. – International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. Vol. 8. Issue 9. P. 2075- 2079. DOI: 10.35940/ijitee.I8316.078919
23. MacCauley D.J., Woods P., Sullivan B. 2016. Ending hide and seek at sea. – Science. Vol. 351. Issue 6278. P. 1148– 1150. DOI: 10.1126/science.aad5686
24. Murai K. [et al.]. 2017. Toward evaluation of mixed culture's team works: Case study of ship bridge simulator-based training for cadets. –IFSA-SCIS 2017 - Joint 17th World Congress of International Fuzzy Systems Association and 9th International Conference on Soft Computing and Intelligent Systems. P.1-5. DOI:10.1109/IFSA-SCIS.2017.8023343.
25. Nævestad T.-O. [et al.]. 2019. Safety culture in maritime transport in Norway and Greece: Exploring national, sectorial and organizational influences on unsafe behaviours and work accidents. – Marine Policy. Vol. 99. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.marpol.2018.10.001
26. Managing Maritime Safety. Ed. by H.A. Oltedal and M. Lützhöft. 2018. London; New York: Routledge. 176 p.
27. Suhirwan, Prakoso L.Y. 2019. Defense strategy at sea handling of Transnational Organized Crime (TNOC) in Nunukan Indonesia's national sea border. – IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Vol. 339. DOI: 10.1088/1755-1315/339/1/012043. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/339/1/012043/pdf
28. Sumaila U.R. 2019. Comparative valuation of fisheries in Asian Large Marine Ecosystems with emphasis on the East China Sea and South China Sea LMEs. – Deep-Sea Research Part II: Topical Studies in Oceanography. Vol. 163. P. 96-101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dsr2.2018.12.008
Рецензия
Для цитирования:
Коваль В.Н., Очкуренко С.В., Васильев С.А. К проблеме обеспечения безопасности на море: азиатский регион. Московский журнал международного права. 2022;(4):56-67. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-56-67
For citation:
Koval V.N., Ochkurenko S.V., Vasiliev S.A. The Problem of Ensuring Maritime Security in the Asian Region. Moscow Journal of International Law. 2022;(4):56-67. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-56-67