Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений
Аннотация
Введение. Несмотря на усилия государств и международного авиационного сообщества по обеспечению безопасности воздушного транспорта и снижению количества авиационных происшествий, к сожалению, на сегодня в мире существует немало угроз для безопасности полетов гражданских воздушных судов, к которым, в частности, относятся боевые действия и иная военная деятельность, ведущиеся в разных частях нашей планеты. Трагедией, в очередной раз отчетливо продемонстрировавшей, какой угрозе подвергаются гражданские воздушные суда и находящиеся на их борту пассажиры, попадая в воздушное пространство, находящееся над районом боевых действий, стала катастрофа малазийского самолета «Боинг-777-200», происшедшая 17 июля 2014 г. на востоке Украины и унесшая жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа. В контексте правового анализа данной авиакатастрофы автор рассматривает современное состояние международно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве над районами боевых действий и военных учений, анализирует проблемы и предлагает пути совершенствования этого регулирования.
Материалы и методы. Материалом для исследования являются международные договоры в области международного воздушного права, документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), труды российских и зарубежных юристов-международников. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции и сравнительно-правовой метод).
Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что ни существующий на сегодня международно-правовой режим обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений, ни действующие нормы международного воздушного права, запрещающие применение оружия в отношении гражданских воздушных судов, не позволяют предотвратить авиакатастрофы, подобные той, которая произошла с малазийским самолетом 17 июля 2014 г. С учетом данного вывода автор предлагает пути совершенствования международно-правового регулирования деятельности гражданской авиации и вопросов обеспечения ее безопасности, в частности внесение соответствующих поправок в Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г., направленных на усиление обязательств государств по ограничению полетов гражданских воздушных судов в их суверенном воздушном пространстве в период ведения боевых действий или иной военной деятельности.
Обсуждение и выводы. Автор анализирует договорные и обычные нормы международного права, регулирующие вопросы безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений, стандарты и иные акты (документы), принимаемые ИКАО, и на основе данного анализа делает вывод о том, что они не содержат четких обязательств государств по ограничению или запрещению полетов гражданских воздушных судов в их суверенном воздушном пространстве в период ведения боевых действий, военных учений или иной опасной военной деятельности. Кроме того, положения Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и иных международных договоров, касающиеся запрета на применение оружия против гражданских воздушных судов, также несовершенны и не позволяют говорить о полной защите гражданской авиации от применения в отношении нее боевого оружия. Именно поэтому работа, проводимая ИКАО после авиакатастрофы малазийского самолета 17 июля 2014 г. по усилению защиты международной гражданской авиации от угроз, возникающих в связи с боевыми действиями и иной опасной военной деятельностью, представляется недостаточной и должна включать более эффективные меры, к которым может относиться принятие новых международных договорных норм, содержащих четкие международные обязательства государств.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. БаталовРоссия
Александр Александрович Баталов - кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права Лейденского университеа, ИКАО
3617, Avenue du Musée, Montreal, H3G 2E1
Список литературы
1. Воронин Е.Р., Кулебякин В.Н., Николаев А.В. 2015. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г.: международно-правовые оценки и последствия. – Московский журнал международного права. № 1 (97). C. 11–28.
2. Вылегжанин А.Н., Каламкарян Р.А. 2012. Значение международного обычая в современном международном праве. – Московский журнал международного права. № 2 (86). С. 5–29.
3. Международное воздушное право. В 2 кн. Кн. 1. Под ред. А.Н. Мовчана. 1980. М.: Наука. 352 с.
4. Мильде М. 2017. Международное воздушное право и ИКАО. СПб: Институт AEROHELP. 451 c.
5. Молодцов С.В., Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. 1993. Анклавы открытого моря и международное право. – Московский журнал международного права. № 3. С. 39–48.
6. Нарышкин С.Е. 2015. Ответы Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина на вопросы главного редактора Московского журнала международного права. – Московский журнал международного права. № 1 (97). С. 5–10.
7. Тункин Г.И. 2017. Теория международного права. М.: Зерцало. 416 с.
8. Черниченко С.В. 2014. Контуры международного права. М.: Научная книга. 592 с.
9. Abeyratne R. 2014. Convention on International Civil Aviation. A Commentary. Heidelberg: Springer International Publishing. 737 p. DOI 10.1007/978-3-319-00068-8
10. Abeyratne R. 2015. Civil Air Transport over Conflict Zones – ICAO’s Role in Risk Management. – Zeitschrift für Luft und Weltraumrecht. No. 1. P. 18–29.
11. Abeyratne R. 2016. Rulemaking in Air Transport: A Deconstructive Analysis. Switzerland: Springer International Publishing. 252 p. DOI 10.1007/978-3-319-44657-8
12. Antwerpen N. van. 2008. Cross-Border Provision of Air Navigation Services with Specific Reference to Europe. Safeguarding Transparent Lines of Responsibility and Liability. The Netherlands: Kluwer Law International. 276 p.
13. Buergenthal T. 1969. Law-Making in the International Civil Aviation Organization. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press. 247 p.
14. De Hoon M. 2017. Navigating the Legal Horizon: Lawyering the MH17 Disaster. – Utrecht Journal of International and European Law. No. 33(84). P. 90–119.
15. Dempsey P.S. 2008. Public International Air Law. Montreal: Centre for Research in Air and Space Law. 878 p.
16. Gibney M. 2015. The Downing of MH17: Russian Responsibility? – Human Rights Law Review. No. 15. P. 169– 178.
17. Huang J. 2009. Aviation Safety through the Rule of Law. ICAO’s Mechanisms and Practices. The Netherlands: Kluwer Law International. 256 p.
18. Ratajczyk M. 2015. Regional Aviation Safety Organizations. Enhancing Air Transport Safety through Regional Cooperation. The Netherlands: Kluwer Law International. 352 p.
19. Weber L. 2017. International Civil Aviation Organization (ICAO). 3rd ed. The Netherlands: Kluwer Law International. 212 p.
Для цитирования:
Баталов А.А. Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений. Московский журнал международного права. 2018;(2):58-70. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-58-70
For citation:
Batalov A.A. Some International Law Aspects of Safety of Civil Aircraft Flying over the Areas of Armed Conflicts and Military Exercises. Moscow Journal of International Law. 2018;(2):58-70. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-58-70