Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений


https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-58-70

Полный текст:


Аннотация

Введение. Несмотря на усилия государств и международного авиационного сообщества по обеспечению безопасности воздушного транспорта и снижению количества авиационных происшествий, к сожалению, на сегодня в мире существует немало угроз для безопасности полетов гражданских воздушных судов, к которым, в частности, относятся боевые действия и иная военная деятельность, ведущиеся в разных частях нашей планеты. Трагедией, в очередной раз отчетливо продемонстрировавшей, какой угрозе подвергаются гражданские воздушные суда и находящиеся на их борту пассажиры, попадая в воздушное пространство, находящееся над районом боевых действий, стала катастрофа малазийского самолета «Боинг-777-200», происшедшая 17 июля 2014 г. на востоке Украины и унесшая жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа. В контексте правового анализа данной авиакатастрофы автор рассматривает современное состояние международно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве над районами боевых действий и военных учений, анализирует проблемы и предлагает пути совершенствования этого регулирования.

Материалы и методы. Материалом для исследования являются международные договоры в области международного воздушного права, документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), труды российских и зарубежных юристов-международников. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции и сравнительно-правовой метод).

Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что ни существующий на сегодня международно-правовой режим обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений, ни действующие нормы международного воздушного права, запрещающие применение оружия в отношении гражданских воздушных судов, не позволяют предотвратить авиакатастрофы, подобные той, которая произошла с малазийским самолетом 17 июля 2014 г. С учетом данного вывода автор предлагает пути совершенствования международно-правового регулирования деятельности гражданской авиации и вопросов обеспечения ее безопасности, в частности внесение соответствующих поправок в Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г., направленных на усиление обязательств государств по ограничению полетов гражданских воздушных судов в их суверенном воздушном пространстве в период ведения боевых действий или иной военной деятельности.

Обсуждение и выводы. Автор анализирует договорные и обычные нормы международного права, регулирующие вопросы безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений, стандарты и иные акты (документы), принимаемые ИКАО, и на основе данного анализа делает вывод о том, что они не содержат четких обязательств государств по ограничению или запрещению полетов гражданских воздушных судов в их суверенном воздушном пространстве в период ведения боевых действий, военных учений или иной опасной военной деятельности. Кроме того, положения Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и иных международных договоров, касающиеся запрета на применение оружия против гражданских воздушных судов, также несовершенны и не позволяют говорить о полной защите гражданской авиации от применения в отношении нее боевого оружия. Именно поэтому работа, проводимая ИКАО после авиакатастрофы малазийского самолета 17 июля 2014 г. по усилению защиты международной гражданской авиации от угроз, возникающих в связи с боевыми действиями и иной опасной военной деятельностью, представляется недостаточной и должна включать более эффективные меры, к которым может относиться принятие новых международных договорных норм, содержащих четкие международные обязательства государств.


Об авторе

А. А. Баталов
Представительство Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
Россия

Александр Александрович Баталов - кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права Лейденского университеа, ИКАО

3617, Avenue du Musée, Montreal, H3G 2E1



Список литературы

1. Воронин Е.Р., Кулебякин В.Н., Николаев А.В. 2015. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г.: международно-правовые оценки и последствия. – Московский журнал международного права. № 1 (97). C. 11–28.

2. Вылегжанин А.Н., Каламкарян Р.А. 2012. Значение международного обычая в современном международном праве. – Московский журнал международного права. № 2 (86). С. 5–29.

3. Международное воздушное право. В 2 кн. Кн. 1. Под ред. А.Н. Мовчана. 1980. М.: Наука. 352 с.

4. Мильде М. 2017. Международное воздушное право и ИКАО. СПб: Институт AEROHELP. 451 c.

5. Молодцов С.В., Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. 1993. Анклавы открытого моря и международное право. – Московский журнал международного права. № 3. С. 39–48.

6. Нарышкин С.Е. 2015. Ответы Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина на вопросы главного редактора Московского журнала международного права. – Московский журнал международного права. № 1 (97). С. 5–10.

7. Тункин Г.И. 2017. Теория международного права. М.: Зерцало. 416 с.

8. Черниченко С.В. 2014. Контуры международного права. М.: Научная книга. 592 с.

9. Abeyratne R. 2014. Convention on International Civil Aviation. A Commentary. Heidelberg: Springer International Publishing. 737 p. DOI 10.1007/978-3-319-00068-8

10. Abeyratne R. 2015. Civil Air Transport over Conflict Zones – ICAO’s Role in Risk Management. – Zeitschrift für Luft und Weltraumrecht. No. 1. P. 18–29.

11. Abeyratne R. 2016. Rulemaking in Air Transport: A Deconstructive Analysis. Switzerland: Springer International Publishing. 252 p. DOI 10.1007/978-3-319-44657-8

12. Antwerpen N. van. 2008. Cross-Border Provision of Air Navigation Services with Specific Reference to Europe. Safeguarding Transparent Lines of Responsibility and Liability. The Netherlands: Kluwer Law International. 276 p.

13. Buergenthal T. 1969. Law-Making in the International Civil Aviation Organization. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press. 247 p.

14. De Hoon M. 2017. Navigating the Legal Horizon: Lawyering the MH17 Disaster. – Utrecht Journal of International and European Law. No. 33(84). P. 90–119.

15. Dempsey P.S. 2008. Public International Air Law. Montreal: Centre for Research in Air and Space Law. 878 p.

16. Gibney M. 2015. The Downing of MH17: Russian Responsibility? – Human Rights Law Review. No. 15. P. 169– 178.

17. Huang J. 2009. Aviation Safety through the Rule of Law. ICAO’s Mechanisms and Practices. The Netherlands: Kluwer Law International. 256 p.

18. Ratajczyk M. 2015. Regional Aviation Safety Organizations. Enhancing Air Transport Safety through Regional Cooperation. The Netherlands: Kluwer Law International. 352 p.

19. Weber L. 2017. International Civil Aviation Organization (ICAO). 3rd ed. The Netherlands: Kluwer Law International. 212 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Баталов А.А. Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов в районах боевых действий и военных учений. Московский журнал международного права. 2018;(2):58-70. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-58-70

For citation: Batalov A.A. Some International Law Aspects of Safety of Civil Aircraft Flying over the Areas of Armed Conflicts and Military Exercises. Moscow Journal of International Law. 2018;(2):58-70. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-2-58-70

Просмотров: 141

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)