К ТОЛКОВАНИЮ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ДРУГИХ ПРИАРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ


https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-1-50-63

Полный текст:


Аннотация

В ряде отечественных публикаций Комиссия по границам континентального шельфа, созданная в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года1, рассматривается как орган, наделенный функциями, позволяющими ей разрешать правовые вопросы разграничения континентального шельфа, в том числе в спорной ситуации, складывающейся, например, в Северном Ледовитом океане. В настоящей статье доказывается ущербность подобного теоретического построения: Комиссия по границам континентального шельфа, состоящая из геологов и иных специалистов в области естественных наук, не вправе высказываться по правовым вопросам  разграничения шельфа между соседними государствами. В её полномочиях – дача рекомендаций о соблюдении геологических и геоморфологических критериев по «отграничению» отдельным государством своего шельфа от международного района морского дна. Четкое разделение понятий «отграничение » и «разграничение» способствует корректному прочтению норм Конвенции 1982 года: исполнение положений ст. 76 о функциях Комиссии по «отграничению» не является необходимым условием для осуществления государствами предусмотренного ст. 83 права на «разграничение» шельфа. В условиях спорной ситуации с разграничением  арктического шельфа попытка некоторых правоведов доказать наличие у Комиссии правовых полномочий допускает возможность игнорирования при этом выгодных для России особых правовых обстоятельств, исторически сложившихся в полярном районе. Реализация таких теоретических построений чревата риском пространственных уступок со стороны приарктических государств – участников Конвенции 1982 г. В Северном Ледовитом океане у прибрежных государств не возникло обязанности по «отграничению» своего шельфа от международного района морского дна; нет у них и юридической необходимости обращения в Комиссию. Прибрежные государства могли бы воспользоваться своим правом на «разграничение» всего арктического шельфа по соглашению друг с другом – без обращения в Комиссию.

Об авторе

И. С. Жудро
Правительство Российской Федерации
Россия
кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.


Список литературы

1. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М. – Международные отношения. – 1983. – с. 169–170.

2. Вылегжанин А.Н. Решения Международного Суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М. – Юридическая литература. – 2004. – с.96.

3. Вылегжанин А.Н. Правовое положение арктического региона в документах./Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в трех томах. Том 3. Применимые правовые источники. Глав.редактор И.С.Иванов. М. – 2013. – с. 11-38.

4. Вылегжанин А.Н., Молодцова Е.С., Дудыкина И.П. Зарубежные исследования права, применимого к отграничению (delineation) и разграничению (delimitation) арктического шельфа. / Московский журнал международного права. – 2015 – №3 – с. 5 – 23.

5. Гуреев С.А., Буник И.В. Материалы круглого стола «Морская деятельность Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения»/Временная комиссия по национальной морской политике. Федеральное Собрание Совета Федерации РФ // Информационный бюллетень. – М. – 2005 – № 1.

6. Жудро И.С. Обычно-правовые нормы как компонент уникального исторически сложившегося статуса Арктики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» – 2014 – № 6.

7. Жудро И.С. О модернизации международно-правовой концепции обоснования внешних границ континентального шельфа Российской Федерации в Арктике // Международное публичное и частное право. ИГ «Юрист». – 2015 – № 6 (87).

8. Молодцов С.В. Правовой режим морских вод, М. – «Международные отношения». – 1982 – с.215.

9. Николаев А.Н., Пещуров И.С. Правовые возможности предотвращения потери Россией высокоширотного участка арктического шельфа // Современные производительные силы (СОПС РАН) Фундаментальные исследования пространственного развития. – 2014. – № 1.

10. Пунжин С.М. Континентальный шельф за пределами 200 миль: определение внешних границ и делимитация. – «КонсультантПлюс» – 2015.

11. Рабочая тетрадь. Предложения к дорожной карте развития международно-правовых основ сотрудничества России в Арктике. Рук. авт.коллектива д.ю.н. А.Н.Вылегжанин. Глав.редактор д.и.н., член-корр. РАН И.С.Иванов. Российский совет по международным делам. М. – 2013. – с.29 и сл.

12. Титушкин В.Ю. К вопросу о внешних границах континентального шельфа Российской Федерации в Арктике. Международное морское право. Статьи памяти А.Л. Колодкина. М. – «Статут». – 2014. – с. 240.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жудро И.С. К ТОЛКОВАНИЮ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О КОМИССИИ ПО ГРАНИЦАМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ДРУГИХ ПРИАРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ. Московский журнал международного права. 2017;(1):50-63. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-1-50-63

For citation: Zhudro I.S. Interpretation of International Legal Norms regarding the Commission on the Limits of the Continental Shelf in the Context of National Interests of Russia and other Arctic States. Moscow Journal of International Law. 2017;(1):50-63. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2017-1-50-63

Просмотров: 198

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)