Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Международно-правовые вопросы установления морских охраняемых районов

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2019-3-22-46

Полный текст:

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Договорные и обычные нормы международного морского права предусматривают обязанность государств защищать и сохранять морскую среду, используя «наилучшие» средства. Государства должны сотрудничать при разработке правовых механизмов в целях защиты и сохранения морской среды на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Универсальный договорной источник современного международного права – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.) предусматривает многочисленные нормы о защите и сохранении морской среды, в их числе и установление «четко обозначенных» особых районов, в которых действуют более строгие природоохранные нормы. При этом для обозначения таких районов в международно-правовых источниках, в т.ч. Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. (далее также – Конвенция МАРПОЛ 1973/78), Конвенции по биологическому разнообразию 1992 г., документах Программы ООН по окружающей среде (далее – ЮНЕП) и Международной морской организации (далее – ИМО), используются разные термины: «особый район», «морской охраняемый район», «морская охраняемая территория», «особо чувствительный морской район». Не все эти термины использованы в Конвенции 1982 г.; более того, ни один из них в ней не определен. Конвенция по биологическому разнообразию 1992 г. хотя и предусматривает дефиницию термина «морской охраняемый район», но только для целей сохранения биоразнообразия. В настоящей статье проводится анализ возможных подходов к толкованию международно-правовых положений о морских охраняемых районах, рассматривается практика их обозначения государствами, с научным акцентом на правовую  проблематику  создания  таких районов, прежде всего в водах Арктики и Антарктики, где последствия загрязнения морской среды могут иметь необратимый характер.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье показана эволюция развития международно-правовых основ сотрудничества государств при квалификации морских территорий в качестве охраняемых  начиная  с  текста  Вашингтонской конвенции 1926 г., наработок Комитета экспертов Лиги наций 1934 г., Конвенции МАРПОЛ 1973/78, документов Международного союза охраны природы. Особое внимание уделено научному толкованию норм об особых районах, предусмотренных в Конвенции 1982 г. Исследованы положения Конвенции о биоразнообразии 1992 г., Протоколы к конвенциям ЮНЕП о региональных морях начиная с Протокола об особых охраняемых районах Средиземного моря, принятого в 1982 г.; а также применимые недоговорные международно-правовые источники: документы Международной морской организации; документ «Повестка дня на XXI век», принятый Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г.; «План выполнения решений Всемирного Саммита по устойчивому развитию», 2002 г. Основное внимание сфокусировано на исследовании материалов, нормативных и доктринальных, раскрывающих практику создания морских охраняемых районов в Арктике и Антарктике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Международное право пополняется все более разработанными механизмами разного уровня, в т.ч. договорными, относительно установления морских охраняемых районов и управления ими. В научно-правовой литературе предложены разные классификации таких районов с учетом различий между терминами, обозначающими это понятие в международно-правовых источниках. Предложено подчеркнуть различие, например, между понятием «особый район», предусмотренным в Конвенции МАРПОЛ 1973/78, и понятием, обозначенным этим же термином, но предусмотренным в Конвенции 1982 г. По результатам исследования в настоящей статье предложен иной подход. Природоохранная практика государств, как констатируется, все более ориентирована не на фрагментацию понятийного аппарата, применимого к практике установления таких особых природоохранных режимов в конкретных морских районах; не на создание тем самым дополнительной путаницы в правовых терминах, а на консолидированное толкование международно-правовых норм об особых районах; для этого предложено понятие «морской охраняемый район» как родовое понятие толковать широко, не ограничивая его значением конкретного термина, используемого в конкретном международном соглашении. При таком широком подходе нормы международного права о морском охраняемом районе обозначают права и соответствующие обязательства государств, в своей совокупности обеспечивающие не только защиту морской среды, не только более строгие меры такой защиты в данном, четко обозначенном районе от загрязнения нефтью или от иных видов загрязнения. Особые природоохранные меры в таком районе нацелены также на сохранение наличествующей здесь экосистемы в целом, включая природные ресурсы, прежде всего биологические; в пределах такого морского района проведение конкретных видов деятельности может ограничиваться или запрещаться, в т.ч. для того, чтобы достичь обозначенных природоохранных целей, например, цели сохранения ареалов обитания морских эндемиков, иных уникальных водных организмов; обеспечения устойчивости морской биопродуктивности, мониторинга состояния экосистемы в данном районе. Могут приниматься законы  прибрежного  государства  и  об особом природоохранном управлении таким районом.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Если по смыслу Конвенции МАРПОЛ 1973/78 правовой режим «особого района» ограничен лишь более жесткими мерами предупреждения загрязнения моря нефтью с судов, то в совокупном контексте норм международного права об охраняемых морских районах, включая нормы Конвенции 1982 г., Конвенции о биоразнообразии, Протоколов ЮНЕП к региональным природоохранным конвенциям, иных относящихся к защите морской среды международно-правовых источников статус морских охраняемых районов определен широко, с перспективой на его дальнейшее уточнение и индивидуальное наполнение, с учетом географических, биофизических и иных естественных характеристик конкретного морского района, квалифицируемого как особо охраняемый. Это во-первых. Во-вторых, все более универсальное признание в доктринах международного права широкого смысла понятия морского охраняемого района не означает, что именно на универсальном уровне взаимодействия государств наиболее эффективно установление таких районов. Хотя состоявшаяся в сентябре 2018 года первая сессия Межправительственной конференции обозначила общее намерение государств подготовить на универсальном уровне текст Соглашения о сохранении и устойчивом развитии морского биоразнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции, быстрого согласования такого текста, даже самого рамочного, не ожидается. На таком фоне в статье сделан вывод о перспективности регионального и двустороннего уровня взаимодействия государств с целью установления морских охраняемых районов, с более предметным учетом океанографических и экологических условий конкретных морей, заливов и проливов, особого характера движения судов в них. В практическом плане вопросы толкования и применения норм международного права о таких районах особенно актуальны в контексте практики создания морских охраняемых районов в Арктике, только обозначенной, но динамично развивающейся, весьма чувствительной для каждого арктического государства, как показано в статье.

Об авторах

А. Н. Вылегжанин
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия

Александр Николаевич Вылегжанин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права

119454, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, д. 76



Э. Ф. Пушкарева
Совет по изучению производительных сил, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
Россия

Эльвира Фаритовна Пушкарева, доктор юридических наук

117997, Российская Федерация, Москва, ул. Вавилова, д. 7



Список литературы

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Том 3. Применимые правовые источники. Гл. ред. И.С. Иванов. 2013.М.: Аспект Пресс. 663 c.

2. Международное экологическое право. Отв. ред. Р.М. Валеев. 2012. М.: Статут. 639 с.

3. Вылегжанин А.Н. 2001. Биоразнообразие морской среды и международное право. – Государство и право. № 3. С. 69–81.

4. Горшков Г.С., Мелков Г.М. 1979. Предотвращение загрязнения морской среды. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. 288 с.

5. Лукин В.В., Клоков В.Д., Помелов В.Н. 2002. Система договора об Антарктике. СПб.: Гидрометеоиздат. 400 с.

6. Соколова Н.А.2010. Международно-правовые проблемы в сфере охраны окружающей среды. М.: Проспект. 320 с.

7. Сперанская Л.В. 1984. Международно-правовая ответственность за загрязнение мирового океана. М.: Наука. 152 с.

8. Arkema K., Abramson S., Dewsbury B. 2006. Marine Ecosystem-Based Management: from Characterization to Implementation. – Frontiers in Ecology and the Environment. Vol. 4. Issue 10. P. 525–532.

9. Berkman P.A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. 2019. Baseline of Russian Arctic Laws. Leeds: Springer. 734 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-06262-0

10. Brown E.D. 1994. The International Law of the Sea. Vol. I. Sydney: Dartmouth Publishing Co.494 p.

11. Chircop A. 2018. The IMO’s Work on Environmental Protection and Global Ocean Governance. – The IMLI Treatise On Global Ocean Governance. Vol. III: The IMO and Global Ocean Governance. Oxford: Oxford University Press. P. 172–204.

12. Churchill R.R., Lowe A.V. 1999. The Law of the Sea. 3 rd ed. Manchester: Manchester University Press. 494 p.

13. Dengbol D., Wilson D. 2008. Spatial Planning on the North Sea: a Case of Cross-scale Linkages. – Marine Policy. Vol. 32. Issue 2. P. 189–200. DOI: 10.1016/j.marpol.2007.09.006

14. Douvere F., Ehler C. 2009. New Perspectives on Sea Use Management: Initial Findings from European Experience in Marine Spatial Planning. – Journal of Environmental Management. Vol. 90. Issue 1. P. 77–88. DOI: 10.1016/j.jenvman.2008.07.004

15. Douvere F. 2008. The importance of marine spatial planning in advancing ecosystem-based sea use management. – Marine Policy. Vol. 32. Vol. 5. P. 762–771. DOI: 10.1016/j.marpol.2008.03.021

16. Jabour J., Smith D. 2018. The Ross Sea Region Marine Protected Area: Can It Be Successfully Managed? – Ocean Yearbook. Vol. 32. Issue 1. P. 190–205. https://doi.org/10.1163/22116001-03201008

17. Jacobsen I. 2016. Marine Protected Areas in International Law: an Arctic Perspective. Leiden: Martinus Nijhoff. 436 p.

18. Jakobsen I. 2018. Integrated Ocean Management in the Arctic Comparative Analyses of the Implementation and Use of Marine Protected Areas in Canada and Norway. – Ocean Yearbook. Vol. 32. Issue 1. P. 206–238. https://doi.org/10.1163/22116001-03201009

19. Kaepeller B. [et al]. 2012. Developing a Pilot Maritime Spatial Plan for the Pomeranian Bight and Arkona Basin. Hamburg. BaltSeaPlan Report. 140 p. URL: http://www.partiseapate.eu/wp-content/uploads/2013/04/BaltSea-Plan-Developing-a-Pilot-Maritime-Spatial-Plan-for-the-Pomeranian-Bight-and-Arkona-Basin.pdf (accessed date: 23.06.2019).

20. Koivurova T. 2009. Governance of protected areas in the Arctic. – Utrecht Law Review. Vol. 1. Issue 5. P. 44–60. http://doi.org/10.18352/ulr.94

21. Milligan B. 2013. Marine Protected Areas in Antarctic Waters: A Review of Policy Options in the Context of International Law. – The Limits of Maritime Jurisdiction. Ed. by C. Schofield, M. Kwon and S. Lee. Leiden: Martinus Nijhoff. P. 552–574.

22. Olsen E. [et al.]. 2007. The Norwegian Ecosystem-Based Management Plan for the Barents Sea. – ICES Journal of Marine Science. Vol. 64. Issue 4. P. 599–602. https://doi.org/10.1093/icesjms/fsm005

23. Roberts J. 2005. Protecting Sensitive Marine Environments: The Role and Application of Ships' Routing Measures. – The International Journal of Marine and Coastal Law. Vol. 20. Issue 1. P. 135–159. DOI:10.1163/157180805774851599

24. Roberts J. 2007. Marine Environment Protection and Biodiversity Conservation: The Application and Future Development of the IMO's Particularly Sensitive Sea Area Concept. Heidelberg: Springer. 289 p. DOI:10.1007/978-3-540-37699-6

25. Rose G., Milligan B. 2009. Law for the Management of Antarctic Marine Living Resources: From Normative Conflicts towards Integrated Governance. – Yearbook of International Environmental Law. Vol. 20. Issue 1. P. 41–87. https://doi.org/10.1093/yiel/20.1.41

26. Shaw M. 2017. International Law. 8 th ed. Cambridge: Cambridge University Press.1033 p.

27. United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982. A Commentary. Vol. IV. 1990. Leiden: Martinus Nijhoff. 769 p.


Для цитирования:


Вылегжанин А.Н., Пушкарева Э.Ф. Международно-правовые вопросы установления морских охраняемых районов. Московский журнал международного права. 2019;(3):22-46. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2019-3-22-46

For citation:


Vylegzhanin A.N., Pushkareva E.F. Designation of Marine Protected Areas (issues of international law). Moscow Journal of International Law. 2019;(3):22-46. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2019-3-22-46

Просмотров: 500


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)