Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Мониторинг соблюдения прав человека в рамках Всеобщей системы преференций Европейского союза

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-102-118

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Статья исследует мониторинг соблюдения прав человека в рамках Всеобщей системы преференций (далее – ВСП) Европейского союза (далее – ЕС). Цель работы – проанализировать, как ЕС использует торговые преференции для продвижения прав человека в развивающихся странах, уделяя особое внимание эффективности механизмов мониторинга и процедур отмены преференций. Задачи исследования включают: изучение этапов развития программ ВСП ЕС; анализ нынешней системы мониторинга; оценку недавнего случая частичного отзыва преференций у Камбоджи; а также выявление сильных и слабых сторон системы с предложениями по ее улучшению.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование основано на комбинации методов, включая анализ документов ЕС, таких как Регламент (ЕС) № 978/2012 (основа текущих программ ВСП) и Делегированный регламент Комиссии (ЕС) № 1083/2013 (детализация процедуры отмены преференций). В рамках кейс-стади был изучен недавний отзыв части торговых преференций у Камбоджи в связи с массовыми нарушениями прав человека в стране, в частности, роспуском Партии национального спасения и арестом ее лидера Кем Сокха. Дополнительно изучены доклады мониторинговых органов Организации Объединенных Наций (далее – ООН), Международной Организации Труда (далее – МОТ) и институтов ЕС в целях оценки эффективности мониторинга. Такой подход позволяет системно оценить как формальные процедуры, так и практическую реализацию обусловленности (кондициональности) прав человека в торговой политике ЕС.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование показало, что система мониторинга ЕС использует многоуровневый подход: от усиленного политического диалога до формальной процедуры отмены преференций. Случай Камбоджи продемонстрировал как сильные стороны, так и ограничения системы мониторинга. Несмотря на многолетние усилия Европейской комиссии, ситуация с правами человека в стране не улучшилась, что привело к частичной отмене преференций в рамках программы «Все, кроме оружия» (далее – EBA), затронувшей около 20% экспорта Камбоджи в ЕС. Сильные стороны системы: поэтапный подход дает странам время на исправление нарушений; оценка на основе данных из широкого круга источников повышает объективность; экономические стимулы способствуют соблюдению прав человека. Однако выявлены и ключевые недостатки: неполная прозрачность, централизованное принятие решений, непропорциональное воздействие на уязвимые группы и ограниченное влияние при наличии у стран-бенефициаров доступа к альтернативным рынкам.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Проведенный анализ позволяет утверждать, что, хотя система мониторинга ВСП ЕС создает основу для продвижения прав человека через торговую политику, для большей эффективности необходимы существенные улучшения. Рекомендации включают: установление четких ожиданий по проведению реформ, направленных на улучшение ситуации с правами человека, для стран с учетом их экономической и социальной ситуации, повышение прозрачности через проведение публичных слушаний и раскрытие «списков проблем»; проведение оценок социальных последствий до отмены преференций; координацию с другими развитыми странами для выработки единого подхода. Программа ВСП+ выделяется использованием подхода кнута и пряника, однако ЕС необходимо балансировать между чрезмерным давлением и минимизацией негативных последствий для уязвимых групп в странахбенефициарах.

Об авторе

А. С. Жилкин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Антоний Сергеевич ЖИЛКИН, аспирант, стажер-исследователь департамента международного права

Мясницкая ул., д. 20, Москва, 101000



Список литературы

1. Bartels L. The Appellate Body Report in European Communities – Conditions for the Granting of Tariff Preferences to Developing Countries and its Implications for Conditionality in GSP Programmes. – Human Rights and International Trade. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 464-487. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199285822.003.0024 (accessed date: 03.01.2025).

2. Beke L., D’Hollander D., Hachez N., Pérez de las Heras B. The integration of human rights in EU development and trade policies. Leuven: Leuven Centre for Global Governance Studies. 2014. 181 p. URL: https://repository.gchu-manrights.org/server/api/core/bitstreams/25d51d5c-9cb9-4a4c-bdaf-86963c23987c/content (accessed date: 05.01.2025).

3. Beke L., Hachez N. The EU GSP: a preference for human rights and good governance? The case of Myanmar. – Global Governance through Trade. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited. 2015. P. 185-213. URL: https://doi.org/10.4337/9781783477760.00015 (accessed date: 03.01.2025).

4. Borchert I., Conconi P., Di Ubaldo M., Herghelegiu C. The Pursuit of Non-Trade Policy Objectives in EU Trade Policy. – World Trade Review. 2021. Vol. 20. Issue 5. P. 623-647. URL: https://doi.org/10.1017/S1474745621000070 (accessed date: 06.01.2025).

5. Cline M. The Link Between Trade & Human Rights. – Minnesota Journal of International Law. 2023. URL: https://minnjil.org/2023/02/09/the-link-between-trade-hu-man-rights/ (accessed date: 30.12.2024).

6. Cottier T. Trade and Human Rights: A Relationship to Discover. – Journal of International Economic Law. 2002. Vol. 5. Issue 1. P. 111-132. URL: https://doi.org/10.1093/jiel/5.1.111 (accessed date: 30.12.2024).

7. Delgado N. Towards Work Liberalization: The WTO Discourse on Labour Standards and Policy. – International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. 2019. Vol. 35. Issue 4. P. 455-482. URL: https://doi.org/10.54648/ijcl2019021 (accessed date: 30.12.2024).

8. Hepple B. Labour Laws and Global Trade. London: Hart Publishing. 2005. 302 p. URL: http://dx.doi.org/10.5040/9781472563286 (accessed date: 06.01.2025).

9. Ibrahim A.M. International Trade and Human Rights: An Unfinished Debate. – German Law Journal. 2013. Vol. 14. Issue 1. P. 321-337. URL: https://doi.org/10.1017/S2071832200001814 (accessed date: 30.12.2024).

10. Kryvoi Y. Why European Union Trade Sanctions Do Not Work. – Minnesota Journal of International Law. 2008. Vol. 17. P. 209-246. URL: https://scholarship.law.umn.edu/mjil/242 (accessed date: 06.01.2025).

11. Orbie J., Alcazar III A., Sioen T. A Post-Development Perspective on the EU’s Generalized Scheme of Preferences. – Politics and Governance. 2022. Vol. 10. Issue 1. P. 68-78. URL: https://doi.org/10.17645/pag.v10i1.4693 (accessed date: 06.01.2025).

12. Parikh A. Relationship between Trade Liberalisation, Growth and Balance of Payments in Developing Countries: An Econometric Study. Hamburg: Hamburg Institute of International Economics (HWWA). 2004. 24 p. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.575963 (accessed date: 30.12.2024).

13. Portela C., Orbie J. Sanctions under the EU Generalised System of Preferences and foreign policy: coherence by accident? – Contemporary Politics. 2014. Vol. 20. Issue 1. P. 63-76. URL: https://doi.org/10.1080/13569775.2014.881605 (accessed date: 06.01.2025).

14. Rojas-Vallejos J., Turnovsky S.J. Tariff Reduction and Income Inequality: Some Empirical Evidence. – Open Economies Review. 2017. Vol. 28. P. 603-631. URL: https://doi.org/10.1007/s11079-017-9439-y (accessed date: 30.12.2024).

15. Sapir A. Regional Integration in Europe. – The Economic Journal. 1992. Vol. 102. Issue 415. P. 1491-1506. URL: https://doi.org/10.2307/2234805 (accessed date: 03.01.2025).

16. Tanaka K. The European Union’s withdrawal of trade preferences for Cambodia. – The World Economy. 2022. Vol. 45. Issue 11. P. 3313-3649. URL: https://doi.org/10.1111/twec.13329 (accessed date: 06.01.2025).

17. Tsogas G. Labour Standards in the Generalized Systems of Preferences of the European Union and the United States. – European Journal of Industrial Relations. 2000. Vol. 6. Issue 3. P. 349-370. URL: https://doi.org/10.1177/095968010063006 (accessed date: 06.01.2025).

18. Van Der Loo G. The Commission proposal on reforming the Generalised Scheme of Tariff Preferences: analysis of human rights incentives and conditionalities. Brussels: Directorate-General for External Policies. 2022. 41 p. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EXPO_IDA(2022)653661 (accessed date: 02.01.2025).

19. Zamfir I. Human rights in EU trade policy: Unilateral measures applied by the EU. Brussels: European Parliamentary Research Service (EPRS). 2018. 12 p. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_BRI(2018)621905 (accessed date: 03.01.2025).

20. Zamfir I. New EU scheme of generalised preferences. Brussels: European Parliamentary Research Service (EPRS). 2022. 11 p. URL: https://www.europarl.europa.eu/think-tank/en/document/EPRS_BRI(2022)698857 (accessed date: 06.01.2025).

21. Zerk J., Beacock R. Advancing human rights through trade. London: The Royal Institute of International Affairs. 2021. 64 p. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/2021-05/2021-05-26-human-rights-trade-zerk-beacock.pdf (accessed date: 05.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Жилкин А.С. Мониторинг соблюдения прав человека в рамках Всеобщей системы преференций Европейского союза. Московский журнал международного права. 2025;(3):102-118. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-102-118

For citation:


Zhilkin A.S. Human Rights Monitoring under European Union Generalised Scheme of Preferences. Moscow Journal of International Law. 2025;(3):102-118. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-3-102-118

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)