Некоторые актуальные проблемы международно-правового обеспечения морской безопасности
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-71-85
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В рамках настоящей статьи рассматриваются основные проблемы, влияющие на обеспечение морской безопасности на современном этапе развития международного права. К числу таких проблем авторы относят отсутствие универсальной правовой базы, регламентирующей функционирование автономных морских судов, морской терроризм, регулирование содержания серы в судовом топливе, необходимость глобального регулирования хозяйственной деятельности в арктическом регионе.
МАТЕРИЛЫ И МЕТОДЫ. При написании статьи использованы международно-правовые акты, национальное законодательство Российской Федерации, а также исследования российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе изучения международно-правовых актов, национального законодательства Российской Федерации, современных исследований российских и зарубежных ученых авторами сделаны выводы и выдвинуты предложения по вопросам обеспечения морской безопасности в современных условиях.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторами сделан вывод о том, что в свете развития современных технологий безэкипажного судовождения необходима проработка на международном уровне глобальных правовых актов. В рамках статьи рассмотрены основные виды автономных морских судов, выявлены проблемы, которые препятствуют эффективной эксплуатации данных судов и предложены варианты их решения. Отмечается необходимость в рамках универсальных международных актов проработать вопросы, связанные с возмещением ущерба, причиненного морским судном под управлением систем искусственного интеллекта. Отмечается важность разработки единых глобальных правил, по которым будут функционировать системы искусственного интеллекта на морских судах. Также указывается на важность международного сотрудничества при противодействии морскому терроризму. Авторы обращают внимание на общие черты между пиратством и морским терроризмом, но указывают на разные цели при осуществлении данной противоправной деятельности. Более того, нередко сложно квалифицировать данные деяния, что создает сложности при применении международно-правовых норм. Авторы указывают, что эффективное противодействие морскому терроризму возможно только на международном уровне в рамках эффективного межгосударственного взаимодействия. Рассматривая отдельные аспекты обеспечения региональной безопасности в арктическом регионе, авторы делают вывод о необходимости выработки единых международных правил по хозяйственному освоению указанного региона. Отмечается важная роль Арктического совета в обеспечении устойчивого социально-экономического развития данного региона. Рассмотрены основные международные декларации, принятые в рамках данной организации, и их значение для развития данного региона. Рассматриваются ограничения по содержанию серы в судовом топливе и роль данных ограничений в снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Предлагаются различные варианты действий судовладельцев по соблюдению указанных ограничений. Отмечается необходимость использования иных видов топлива, в том числе сжиженного природного газа или (в перспективе) водородного топлива. Подчеркивается важность международного регулирования в указанной сфере.
Об авторах
Ю. В. МишальченкоРоссия
Юрий Владимирович Мишальченко, доктор юридических наук, доктор экономических наук,
профессор, профессор кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры международного и гуманитарного права
Средний пр-т Васильевского о-ва, 57/43, Санкт-Петербург, 199178
Т. Н. Довбуш
Россия
Тимофей Николаевич Довбуш, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Басков пер., 16, Санкт-Петербург, 191014
Список литературы
1. Бекяшев К.А. 2010. Международное право в борьбе с морским пиратством. – Lex Russica. № 6. С. 1397-1414.
2. Васильев С.А. 2021. Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания. – Московский журнал международного права. № 1 С. 81-88. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2021-1-81-88.
3. Витолина Е.И. 2021. Правовое регулирование противодействия пиратству на море. – Океанский менеджмент. № 1 (10). С. 29-38.
4. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. 2017. Конвенция ООН по морскому праву и правовой режим арктического шельфа. – Вестник ВГУ. Серия: Право. № 1 (28). С. 284-302.
5. Вылегжанин А.Н., Беркман П.А., Журавлева И.П., Соловьева А.В. 2021. Сотрудничество и состязательность государств в Арктике: потенциал международного права и научной дипломатии. Москва: МГИМО. 59 с.
6. Горбунов Ю.С. 2007. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму. – Журнал российского права. № 2 (122). С. 38-44.
7. Гуцуляк В.Н. 2017. Российское и международное морское право (публичное и частное). Москва: Граница. 448 с.
8. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. 2020. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив. – Журнал российского права. № 2. С. 136-153. DOI: 10.12737/jrl.2020.023.
9. Журавель В.П. 2022. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования). – Арктика и Север. № 46. С. 220-233.
10. Зайкова С.Н., Титов А.В. 2018. Правовой статус внешнего капитана автономного надводного морского судна. – Транспорт Российской Федерации. № 5 (78). С. 50-53.
11. Клюев В.В. 2018. Правовое регулирование использования автономных судов. – Транспорт Российской Федерации. № 5 (78). С. 13-15.
12. Князева Н.А., Князева Е.А. 2014. Применение норм международно-правового характера как один из способов противодействия морскому терроризму и пиратству. – Всероссийский криминологический журнал. № 4. С. 175-187.
13. Коваль В.Н., Очкуренко С.В., Васильев С.А. 2022. К проблеме обеспечения безопасности на море: азиатский регион. – Московский журнал международного права. № 4. С. 56-67. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-4-56-67.
14. Медников В.А. 2016. Полярный кодекс. Попытка критического осмысления. URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/6_Mednikov.pdf (дата обращения: 17.04.2025).
15. Пенько С.А. 2011. Морское пиратство: проблемы привлечения к ответственности на международном уровне и имплементация норм в российское законодательство. – Пробелы в российском законодательстве. № 6. С. 21-26.
16. Петров А.П., Живлюк Г.Е. 2019. Экологическая безопасность. Ограничение выбросов серы судовыми энергетическими установками. – Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. № 1. С. 130-145.
17. Ромашев Ю.С. 2013. Борьба с пиратством и вооружённым разбоем на море (правовые основы и практика). 2-е изд., исправл. и доп. Москва: ТрансЛит. 336 с.
18. Соколова Н.А. 2020. Международное арктическое научное сотрудничество: институционализация правового режима. – Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 120-130.
19. Статуто А.И. 2020. Обзор роли арктического судоходства и обеспечение его экологической безопасности. – Российская Арктика. № 2. С. 5-16.
20. Тетерин А.В. 2022. Правовые основы обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны. – Право и государство: теория и практика. № 12 (216). С. 134-136. DOI: http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_134.
21. Францкевич М.С. 2021. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права. – Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Т. 17. № 2. С. 150-156. DOI: 10.12737/jflcl.2021.024.
22. Anish J., Dimitrios D. 2021. The international convention for the safety of life at sea: highlighting interrelations of measures towards effective risk mitigation. – Journal of International Maritime Safety, Environmental Affairs, and Shipping. Vol. 5. № 1. P. 1-11. DOI:10.1080/25725084.2021.1880766.
23. Comer B., McCabe S., Carr E.W., Elling M. [et al.]. 2023. Real-world NOx emissions from ships and implications for future regulations. International council on clean transportation. URL: https://www.researchgate.net/publication/380783867_Real-world_NOx_ emissions_from_ships_and_implications_for_future_regulations (дата обращения: 20.03.2025).
24. Corbett J., Winebrake J., Green E., Kasibhatla P., Eyring V., Lauer A. 2007. Mortality from Ship Emissions: A Global Assessment. – Environ. Sci. Technol. Vol. 41. Р. 8512-8518.
25. Grdinic J.N. 2015. Legal regulations in the function of ensuring ship safety. – Scientific Journal of Maritime Research. Vol. 29. Р. 30-39.
26. Kraska J., Pedrozo R. 2013. International Maritime Security Law. Leiden. Boston. 939 р.
27. Mazzoccoli M., Altosole M., Vigna V., Bosio B., Arato E. 2020. Marine Pollution Mitigation by Waste Oils Recycling Onboard Ships: Technical Feasibility and Need for New Policy and Regulations. – Front. Mar. Sci. Р. 1-7. DOI: https://doi.org/10.3389/fmars.2020.566363.
28. Vianaa M., Hammingh P., Colette A. [et al.]. 2014. Impact of maritime transport emissions on coastal air quality in Europe. – Atmospheric Environment. Vol. 90. Р. 96–105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2014.03.046.
Рецензия
Для цитирования:
Мишальченко Ю.В., Довбуш Т.Н. Некоторые актуальные проблемы международно-правового обеспечения морской безопасности. Московский журнал международного права. 2025;(2):71-85. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-71-85
For citation:
Mishalchenko Yu.V., Dovbush T.N. Some Currenct Issues of International Legal Support for Maritime Security. Moscow Journal of International Law. 2025;(2):71-85. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-71-85