Особенности правового регулирования международных воздушных сообщений в Арктике
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В достаточно обширной современной научной литературе по международному воздушному праву мало внимания уделено анализу особенностей международно-правового регулирования международных воздушных сообщений в Северном полярном регионе. Учитывая развитие международного транспортного сообщения и поиск путей повышения эффективности и безопасности полетов в конкретных частях нашей планеты, актуальным становится и анализ формирования предпосылок к выделению особого регионального международно-правового режима воздушного арктического пространства на фоне роста объемов как внутригосударственных воздушных перевозок в арктических странах, так и трансграничного (трансполярного) авиасообщения. При этом содержание правового статуса гражданской авиации в Арктике соотносится с ключевой функцией международного воздушного права – обеспечения безопасного и эффективного воздушного движения, в том числе и в этом регионе. В контексте особых климатических, географических, политико-исторических условий развития стран Арктического региона авторы настоящей статьи анализируют сложившийся международно-правовой режим регулирования международных воздушных сообщений над надземными и морскими районами Арктики, составляющими часть государственной территории, а также над пространствами Северного Ледовитого океана за пределами такой территории, при должном внимании к выявлению предпосылок формирования соответствующего регионального международно-правового режима.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Авторы проводят комплексный анализ применимых международных договоров, прежде всего Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и соответствующих двусторонних соглашений Российской Федерации о воздушном сообщении, используя научные труды российских и зарубежных правоведов. Ввиду специфики предмета исследования – международных отношений государств Арктического региона по вопросам регулирования международного воздушного сообщения в Северном полярном регионе – авторы обращались к методам дедукции и индукции, к формально-юридическим методам, особенно при сопоставлении применимых договорных норм, документов Международной организации гражданской авиации и национальных нормативных актов арктических государств по вопросам осуществления гражданской авиации в воздушном пространстве Арктики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье охарактеризована специфика сложившегося правового режима международных воздушных сообщений в Арктике; проведен сравнительноправовой анализ регулирования международных воздушных сообщений в Арктическом регионе до и после принятия Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. с описанием ее стержневых норм, применимых к аэронавигации в Арктике; проанализированы соответствующие двусторонние международные соглашения Российской Федерации с акцентом на толкование содержащихся в них положений о регулировании трансполярных международных воздушных сообщений; исследованы другие применимые акты, в том числе документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО); в частности, обозначено международно-правовое значение стандартов ИКАО, а также региональных аэронавигационных планов, включая такие планы для Североамериканского и Европейского регионов.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. По итогам проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что способствовать повышению качества регулирования международного воздушного сообщения в Арктике мог бы соответствующий региональный международный договор. Такой формат сотрудничества арктических и неарктических государств был бы эффективен при условии наличия волеизъявления арктических государств; при согласовании соответствующего международного договора следовало бы учитывать, в частности, опыт работы арктических государств по заключению Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г. Для Российской Федерации с ее огромным транзитным потенциалом, в том числе в части предоставления обслуживания воздушного движения по трансполярным маршрутам, становление такого уточненного международно-правового режима регулирования международных воздушных сообщений в Арктике могло бы быть перспективным.
Об авторах
А. Н. ВылегжанинРоссия
Александр Николаевич Вылегжанин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права
А. А. Баталов
Канада
Александр Александрович Баталов , кандидат юридически наук
Авеню дю Мюзе, 3617, Монреаль, H3G 2E1
В. А. Абатурова
Россия
Варвара Александровна Абатурова, атташе, Правовой департамент
Смоленская-Сенная пл., 32/34, Москва, 119002
Список литературы
1. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад No67/2021. Под ред. А.Н. Вылегжанина. 2021. Москва: НП РСМД. 94 с.
2. Баталов А.А. 2008. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. Под ред. Л. Н. Шестакова. Москва: ИКД «Зерцало-М». 224 с.
3. Баталов А.А. 2020. Вспомогательные процессы образования норм международного воздушного права: актуальные вопросы теории и практики. – Московский журнал международного права. № 4. С. 64-80.
4. Баталов А.А. 2021. Региональное сотрудничество в области безопасности полетов: международно-правовые вопросы. – Московский журнал международного права. № 4. С. 40-69.
5. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. 1988. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. Москва: Наука. 209 с.
6. Бордунов В.Д. 2007. Международное воздушное право: Учебное пособие. Москва: Научная книга. 464 с.
7. Вылегжанин А.Н. 2012. Региональный уровень праворегулирования отношений государств в Арктике (комментарий). – Московский журнал международного права. № 1. С. 270-297.
8. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. 1974. Морское право. Москва: Транспорт. 384 с.
9. Жудро И.С. 2018. Исторические правооснования России в Арктике: современная концепция защиты. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. 325 с.
10. Котов А.М. 1987. Правила управления воздушным движением над открытым морем. Министерство гражданской авиации. Москва: Воздушный транспорт. 56 с.
11. Лахтин В.Л. 1928. Права на северные полярные пространства. Москва: Литиздат Народного Комиссариата по Иностранным Делам. 48 с.
12. Малеев Ю.Н. 1986. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. Москва: Международные отношения. 238 с.
13. Травников А.И. 2014. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность. Монография. Москва: Проспект. 224 с.
14. Тункин Г.И. 2000. Теория международного права. Москва: Зерцало. 416 c.
15. Тупчиенко В.А. 2014. Возрождение транспорта Арктики. Полярная авиация: Монография. Москва: Тровант. 328 с.
16. Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed. by P.A. Berkman, A.N. Vylegzhanin. 2013. Springer Science + Business Media Dordrecht. 459 p.
17. Ruwantissa I., Abeyratne R. 1998. The Proposed International Aeronautical Monetary Fund – Legal and Practical Implications. – Journal of Air Transportation World Wide. Vol. 3. Issue 1. P. 1-11.
18. Smedal G. 1931. Acquisition of Sovereignty Over Polar Areas. Norway: J. Dybwad. 143 p.
19. Van Antwerpen N. 2008. Cross-Border Provision of Air Navigation Services with Specific Reference to Europe. Kluwer Law International. 306 p.
20. Vylegzhanin A.N. 2020. Constant and Changing Components of the Arctic Regime. – The Arctic and World Order. Eds. By K. Spohr, D. Hamilton. Brookings Institute. P. 251-266.
Рецензия
Для цитирования:
Вылегжанин А.Н., Баталов А.А., Абатурова В.А. Особенности правового регулирования международных воздушных сообщений в Арктике. Московский журнал международного права. 2025;(2):6-24. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24
For citation:
Vylegzhanin A.N., Batalov A.A., Abaturova V.A. Peculiarities of Legal Regulation of International Air Service in the Arctic. Moscow Journal of International Law. 2025;(2):6-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24