Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Особенности правового регулирования международных воздушных сообщений в Арктике

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В достаточно обширной современной научной литературе по международному воздушному праву мало внимания уделено анализу особенностей международно-правового регулирования международных воздушных сообщений в Северном полярном регионе. Учитывая развитие международного транспортного сообщения и поиск путей повышения эффективности и безопасности полетов в конкретных частях нашей планеты, актуальным становится и анализ формирования предпосылок к выделению особого регионального международно-правового режима воздушного арктического пространства на фоне роста объемов как внутригосударственных воздушных перевозок в арктических странах, так и трансграничного (трансполярного) авиасообщения. При этом содержание правового статуса гражданской авиации в Арктике соотносится с ключевой функцией международного воздушного права – обеспечения безопасного и эффективного воздушного движения, в том числе и в этом регионе. В контексте особых климатических, географических, политико-исторических условий развития стран Арктического региона авторы настоящей статьи анализируют сложившийся международно-правовой режим регулирования международных воздушных сообщений над надземными и морскими районами Арктики, составляющими часть государственной территории, а также над пространствами Северного Ледовитого океана за пределами такой территории, при должном внимании к выявлению предпосылок формирования соответствующего регионального международно-правового режима.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Авторы проводят комплексный анализ применимых международных договоров, прежде всего Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. и соответствующих двусторонних соглашений Российской Федерации о воздушном сообщении, используя научные труды российских и зарубежных правоведов. Ввиду специфики предмета исследования – международных отношений государств Арктического региона по вопросам регулирования международного воздушного сообщения в Северном полярном регионе – авторы обращались к методам дедукции и индукции, к формально-юридическим методам, особенно при сопоставлении применимых договорных норм, документов Международной организации гражданской авиации и национальных нормативных актов арктических государств по вопросам осуществления гражданской авиации в воздушном пространстве Арктики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье охарактеризована специфика сложившегося правового режима международных воздушных сообщений в Арктике; проведен сравнительноправовой анализ регулирования международных воздушных сообщений в Арктическом регионе до и после принятия Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. с описанием ее стержневых норм, применимых к аэронавигации в Арктике; проанализированы соответствующие двусторонние международные соглашения Российской Федерации с акцентом на толкование содержащихся в них положений о регулировании трансполярных международных воздушных сообщений; исследованы другие применимые акты, в том числе документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО); в частности, обозначено международно-правовое значение стандартов ИКАО, а также региональных аэронавигационных планов, включая такие планы для Североамериканского и Европейского регионов.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. По итогам проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что способствовать повышению качества регулирования международного воздушного сообщения в Арктике мог бы соответствующий региональный международный договор. Такой формат сотрудничества арктических и неарктических государств был бы эффективен при условии наличия волеизъявления арктических государств; при согласовании соответствующего международного договора следовало бы учитывать, в частности, опыт работы арктических государств по заключению Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г. Для Российской Федерации с ее огромным транзитным потенциалом, в том числе в части предоставления обслуживания воздушного движения по трансполярным маршрутам, становление такого уточненного международно-правового режима регулирования международных воздушных сообщений в Арктике могло бы быть перспективным.

Об авторах

А. Н. Вылегжанин
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России
Россия

Александр Николаевич Вылегжанин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права 



А. А. Баталов
Представительство Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
Канада

Александр Александрович Баталов ,  кандидат юридически наук

Авеню дю Мюзе, 3617, Монреаль, H3G 2E1 



В. А. Абатурова
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Россия

Варвара Александровна Абатурова, атташе, Правовой департамент

Смоленская-Сенная пл., 32/34, Москва, 119002



Список литературы

1. Арктический совет: статус и деятельность. Доклад No67/2021. Под ред. А.Н. Вылегжанина. 2021. Москва: НП РСМД. 94 с.

2. Баталов А.А. 2008. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. Под ред. Л. Н. Шестакова. Москва: ИКД «Зерцало-М». 224 с.

3. Баталов А.А. 2020. Вспомогательные процессы образования норм международного воздушного права: актуальные вопросы теории и практики. – Московский журнал международного права. № 4. С. 64-80.

4. Баталов А.А. 2021. Региональное сотрудничество в области безопасности полетов: международно-правовые вопросы. – Московский журнал международного права. № 4. С. 40-69.

5. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. 1988. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. Москва: Наука. 209 с.

6. Бордунов В.Д. 2007. Международное воздушное право: Учебное пособие. Москва: Научная книга. 464 с.

7. Вылегжанин А.Н. 2012. Региональный уровень праворегулирования отношений государств в Арктике (комментарий). – Московский журнал международного права. № 1. С. 270-297.

8. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. 1974. Морское право. Москва: Транспорт. 384 с.

9. Жудро И.С. 2018. Исторические правооснования России в Арктике: современная концепция защиты. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. 325 с.

10. Котов А.М. 1987. Правила управления воздушным движением над открытым морем. Министерство гражданской авиации. Москва: Воздушный транспорт. 56 с.

11. Лахтин В.Л. 1928. Права на северные полярные пространства. Москва: Литиздат Народного Комиссариата по Иностранным Делам. 48 с.

12. Малеев Ю.Н. 1986. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. Москва: Международные отношения. 238 с.

13. Травников А.И. 2014. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность. Монография. Москва: Проспект. 224 с.

14. Тункин Г.И. 2000. Теория международного права. Москва: Зерцало. 416 c.

15. Тупчиенко В.А. 2014. Возрождение транспорта Арктики. Полярная авиация: Монография. Москва: Тровант. 328 с.

16. Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed. by P.A. Berkman, A.N. Vylegzhanin. 2013. Springer Science + Business Media Dordrecht. 459 p.

17. Ruwantissa I., Abeyratne R. 1998. The Proposed International Aeronautical Monetary Fund – Legal and Practical Implications. – Journal of Air Transportation World Wide. Vol. 3. Issue 1. P. 1-11.

18. Smedal G. 1931. Acquisition of Sovereignty Over Polar Areas. Norway: J. Dybwad. 143 p.

19. Van Antwerpen N. 2008. Cross-Border Provision of Air Navigation Services with Specific Reference to Europe. Kluwer Law International. 306 p.

20. Vylegzhanin A.N. 2020. Constant and Changing Components of the Arctic Regime. – The Arctic and World Order. Eds. By K. Spohr, D. Hamilton. Brookings Institute. P. 251-266.


Рецензия

Для цитирования:


Вылегжанин А.Н., Баталов А.А., Абатурова В.А. Особенности правового регулирования международных воздушных сообщений в Арктике. Московский журнал международного права. 2025;(2):6-24. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24

For citation:


Vylegzhanin A.N., Batalov A.A., Abaturova V.A. Peculiarities of Legal Regulation of International Air Service in the Arctic. Moscow Journal of International Law. 2025;(2):6-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2025-2-6-24

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)