К проблемам установления государственного суверенитета над антарктическими территориями: международно-правовая позиция Китая
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-35-45
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Антарктический регион является уникальным с точки зрения организации эффективного управления одновременно большим числом государств. Для этой цели в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике, который позволил предотвратить возникновение конфликтов. Тем не менее не так давно стала активна обсуждаться концепция территориального деления данного региона. Китай, являясь одной из наиболее быстроразвивающихся с экономической точки зрения государств, что влечет за собой заинтересованность в усилении влияния в Антарктическом регионе, также активно участвует в разрешении вопросов, связанных с правовым регулированием Антарктики. Цель статьи – определить позицию Китая в отношении деятельности в Антарктическом регионе в целом, а также, с точки зрения установления государственного суверенитета над территориями Антарктики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При проведении исследования используются документы международно-правового характера, включая международные договоры, доктринальные источники и национальное законодательство зарубежных государств. Исследование выполнено с использованием общенаучных и специальных научных методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье проведен комплексный анализ китайской международно-правовой доктрины в отношении установления государственного суверенитета над территориями Антарктики, а также сформулированы предположения по дальнейшему развитию Китая в Антарктическом регионе. Были проанализированы основные направления деятельности Китая, в том числе связанные с национальной безопасностью и добычей природных ресурсов, также были проанализированы положения «Белой книги Китая по Антарктиде». Помимо этого, были рассмотрены инициативы Китая в отношении создания морских охраняемых зон, особо управляемых районов (далее – ОУР). Был дан ответ на вопрос о наличии собственной антарктической политики Китая.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Исследование проблем установления государственного суверенитета над территориями Антарктики с точки зрения Китая позволяет судить о том, что на данный момент эта страна не обладает выработанной антарктической политикой и находится на стадии ее формирования. Попытки Китая повлиять на систему управления Антарктикой начались с 2005 г., когда было предложено создание ОУР. С тех пор влияние Китая продолжает расти. Китай действовал и продолжает действовать в соответствии с системой Договора об Антарктике, что свидетельствует об отсутствии желания Китая сменить систему управления регионом на систему территориального деления. На данный момент интересы Китая в Антарктике характеризуются повышением внимания к проведению научных исследований, охране окружающей среды и международному сотрудничеству. Предполагается, что влияние Китая в данном регионе будет увеличиваться.
Об авторах
Д. К. ЛабинРоссия
Дмитрий Константинович Лабин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права
Вернадского п-т, д. 76, Москва, 119454
Ч. Цимэн
Россия
Чэнь Цимэн, аспирант-соискатель
Вернадского пр-т, д. 76, Москва, 119454
Список литературы
1. Berkman P.A. Stability and Peace in the Arctic Ocean through Science Diplomacy Science & Diplomacy. – AAAS Center for Science Diplomacy. 2014. Vol. 3 (2). URL: http://www.sciencediplomacy.org/perspective/2014/stability-and-peace-in-arctic-ocean-through-sciencediplomacy (accessed date: 14.05.2023).
2. Berkman P.A., Lang A.M., Walton W.H.D., Young R.O. Science diplomacy: science, Antarctica, and the governance of international spaces. Washington D.C. Smithsonian Institution Scholarly Press. 2011. P. 351.
3. Brady A.M. China’s Undeclared Foreign Policy at the Poles. – The Interpreter. 2017. URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/china-s-undeclared-foreignpolicy-poles (accessed date: 14.05.2023).
4. Cai C. New Great Powers and International Law in the 21st Century. – European Journal of International Law. 2013. Vol. 24 (3). P. 755-795.
5. Chen JG. Legal Regulation of Maritime Risks in Antarctic Tourism: Normative Composition and Institutional Improvement. – Law Journal. 2017. Vol. 2. P. 95-105.
6. Gu T. Antarctic tourism: practical challenges and legal responses. – Politics and law. 2010. Vol. 3. P. 135-144.
7. Haward M. Contemporary Challenges to the Antarctic Treaty and Antarctic Treaty System: Australian Interests. Interplay and the Evolution of a Regime Complex. – Australian Journal of Maritime & Ocean Affairs. 2017. Vol. 9 (1). P. 21-24.
8. He L. Legal Challenges to the Antarctic Treaty System and the Maintenance of China's Fundamental Rights and Interests in Antarctica. – China Ocean Law Review. 2021. Vol. 3. P. 37.
9. He L. Research on China's international cooperation strategy for participation in Antarctic governance. – Wuhan University International Law Review. 2016. P. 300- 320.
10. Liu HY., Qi XW. Legal Dilemmas and Ways Forward in the Establishment of Antarctic Marine Protected Areas: China’s Response. Ocean development and management. 2021. P. 59-68.
11. Liu N. The European Union and the Establishment of Marine Protected Areas in Antarctica. – International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2018. Vol. 18 (6). P. 861-874.
12. Liu N., Brooks С. China’s Changing Positions Towards Marine Protected Areas in the Southern Ocean: Implications for Future Antarctic Governance. – Marine Policy. 2018. Vol. 94. P. 189-195.
13. Liu N., Kim R. China’s New Law on Exploration and Exploitation of Resources in the International Seabed Area of 2016. – International Journal of Marine and Coastal Law. 2016. Vol. 31 (4). P. 691-705.
14. Liu XC., Zou KY. Legislative suggestions for China on the regulation of Antarctic tourism under the framework of international law. – Pacific Journal. 2016. P. 17-26.
15. Press A.J., Bergin A. Coming into the cold: China’s interests in the Antarctic. – Australian Journal of International Affairs. 2022. Vol. 76 (2). P. 1-19.
16. Vylegzhanin A.N., Pushkareva E.F. Mezhdunarodnopravovye voprosy ustanovlenija morskih ohranjaemyh rajonov [Designation of Marine Protected Areas (issues of international law)]. – Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava [Moscow Journal of International Law]. 2019. № 3. P. 22-46. (In Russ.)
17. Wang XJ. On the Rules of International Law on Antarctic Issues and China’s Response Strategy. – Legality Vision. 2013. P. 271.
18. Wu H., Zhang XB. The Development of Antarctic Legal Regulations and Policy Recommendations for China: A National Security Perspective. – Journal of International Security Studies. 2020. Vol. 3. P. 3-20.
Рецензия
Для цитирования:
Лабин Д.К., Цимэн Ч. К проблемам установления государственного суверенитета над антарктическими территориями: международно-правовая позиция Китая. Московский журнал международного права. 2024;(4):35-45. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-35-45
For citation:
Labin D.K., Qimeng C. On Problems of Establishing State Sovereignty over Antarctic Territories: China’s International Legal Position. Moscow Journal of International Law. 2024;(4):35-45. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-4-35-45