Международно-правовой подход к пониманию энергетической дипломатии
https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-1-57-79
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы исследования определяется, во-первых, возрастающим значением энергетической дипломатии для разрешения современных проблем, возникающих в сфере международного энергетического сотрудничества, во-вторых, значимостью изучения проблем энергетической дипломатии с точки зрения науки международного права. Несмотря на то что энергетическая дипломатия формируется и реализует свой потенциал в международно-правовой среде, ей не уделяется должного внимания в юридической литературе, в том числе в научных работах по международному праву, что, в свою очередь, выглядит пробелом международно-правовой науки. Цель работы – обосновать международно-правовое понятие энергетической дипломатии, выявить ее связь с классической моделью дипломатии и одновременно специфику, предметно обозначить основные направления взаимосвязи энергетической дипломатии и международного права.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проанализированы относящиеся к теме научные труды, международные договоры и документы международного права, акты национального законодательства государств. В качестве метода исследования использованы общенаучные и специальные методы познания, в том числе сравнительно-правовой и формально-юридический.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Энергетическая дипломатия производна от классической модели дипломатии. Существуют разнообразные трактовки дипломатии, акцентирующие внимание на ее различных аспектах и проявлениях. В статье обосновывается понимание дипломатии как средства осуществления внешней политики государства при помощи деятельности специальных субъектов (органов внешних сношений), применяющих невоенные приемы и методы в соответствии с международным правом. Прослеживается эволюция дипломатии и появление ее новых форм, отмечаются их особенности и международно-правовая составляющая. С учетом специфики энергетики, международного энергетического сотрудничества, их правового обеспечения с опорой на потенциал международного и национального права обосновывается самостоятельный характер энергетической дипломатии, ее возрастающая роль в современных условиях. Выявлены особенности энергетической дипломатии и предложено ее понятие, учитывающее международно-правовую составляющую. В современных условиях не сложились полноценные нормативно-правовые и институционально-правовые основы внешней энергетической политики и энергетической дипломатии Европейского союза (далее – ЕС). Отмечено, что легитимность применяемых в энергетической дипломатии рядом государств односторонних ограничительных мер небесспорна с точки зрения международного права. Предметно обозначены основные направления взаимосвязи энергетической дипломатии и международного права, выделены варианты легитимации национальных интересов государств в энергетической сфере с опорой на потенциал международного права.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Основные выводы проведенного исследования состоят в следующем. Во-первых, энергетическая дипломатия выступает новым функциональным направлением дипломатической деятельности. Она имеет единую сущность с классической дипломатией (служить средством осуществления внешней политики в соответствии с международным правом) и одновременно характеризуется рядом производных от энергетического сектора и энергетического права особенностей (специальная направленность на реализацию целей и задач внешней энергетической политики государства, участие в ней энергетических ведомств и подключение энергетических компаний, применяемые методы). Во-вторых, энергетическая дипломатия и международное право в процессе своего развития и функционирования взаимосвязаны и оказывают взаимообратное влияние друг на друга. Международное право определяет правовые рамки и формы реализации энергетической дипломатии (как и в целом дипломатической деятельности), а также играет определяющую роль в легитимации национальных интересов государств в сфере внешней энергетической политики, осуществляемой посредством энергетической дипломатии. В свою очередь, энергетическая дипломатия с опорой на потенциал международного права содействует обеспечению энергетической безопасности (национальной и международной) и тем самым – поддержанию международного энергетического правопорядка. В целом, энергетическая дипломатия оказывает влияние на процесс создания и действия норм международного права и вносит вклад в развитие международного права.
Об авторах
С. А. ЛобановРоссия
Сергей Александрович ЛОБАНОВ, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии
Вернадского проспект, д. 76, Москва, 119454
Я. Д. Сурхаева
Россия
Яна Джамалутдиновна СУРХАЕВА, Соискатель кафедры Правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии
Вернадского проспект, д. 76, Москва, 119454
Список литературы
1. Ануфриева Л.П. 2021. Принципы в современном международном праве (некоторые вопросы понятия, природы, генезиса, сущности и содержания). – Московский журнал международного права. № 1. С. 6-27.
2. Ахмед М.А.Х. 2018. Энергетический диалог Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Междунар. отношения. Т. 18. № 2. С. 342-355.
3. Ашавский Б.М. 2018. Взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права. – Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве. Матер. междунар. науч.-практич. конф. Отв. ред. Т.А. Сошникова, Е.Е. Пирогова. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. С. 77-84.
4. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. 2018. Новый международно-правовой режим Каспийского моря. – Труды ВНИРО. Т. 174. С. 129-142.
5. Блищенко И.П. 1990. Дипломатическое право. 2-е изд., испр. и доп. М. 284 с.
6. Богоненко В.А. 2017. Правовая сущность и признаки международно-правовых отношений в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов. – Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D. Экономические и юридические науки. № 14. С. 127-132.
7. Боровский Ю.В. 2018. Проблема энергетической безопасности в отношениях России и международного сообщества: сотрудничество и соперничество: монография. М.: МГИМО-Университет. 439 с.
8. Варлен М.В. 2019. О возрастающей роли парламентской дипломатии в многополярном мире. – Lex russica. № 7. С. 54-65.
9. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. 2016. Понятие «международно-правовая политика государства». – Московский журнал международного права. № 4. С. 21-37.
10. Вылегжанин А.Н., Салыгин В.И., Крымская К.В. 2020. Трансграничное недропользование: международно-правовые механизмы неконфликтной политики государств. – Международные процессы. Т. 18. № 3(62). С. 23-41.
11. Ганиевой Ш.Н. 2020. Понятие и сущность дипломатии в современных условиях. – Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. № 2. С. 209-214.
12. Ганюшкин Б.В. 1972. Дипломатическое право международных организаций. Правовое положение представительств государств при международных организациях, в их органах и на международных конференциях. М. 191 с.
13. Гликман О.В. 2020. Международное энергетическое право в системе международного права. – Международный правовой курьер. № 1-2. С. 72-77.
14. Гудков И.В. 2014. Энергетический диалог России и ЕС: актуальные политико-правовые проблемы. – Вся Европа.ru. № 7(89). С. 28.
15. Гудков И.В. 2016. Компетенция Европейского союза по регулированию отношений в энергетической сфере. – Международное экономическое право. № 1. С. 10-17.
16. Гуласарян А.С. 2015. Форум стран – экспортеров газа (ФСЭГ): международно-правовые аспекты деятельности. – Правовой энергетический форум. № 4. С. 34-40.
17. Гумарова И.С. 2008. Энергетическая дипломатия: методы, средства, формы и механизмы реализации. – Вестник Пермского университета. Политология. № 2(4). С. 141-146.
18. Дегтерев Д.А. 2010. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона. 174 с.
19. Дипломатия ресурсов: Сырьевые ресурсы и система международных отношений двадцатого века. 2008. Пер. с ит. Отв. ред. А.В. Торкунов. Науч. ред. русского издания М.М. Наринский. М.: Навона. 445 с.
20. Ефимцева Т.В. 2019. Некоторые аспекты правового определения понятия «топливно-энергетический комплекс» по законодательству Российской Федерации. – Право и государство: теория и практика. № 7(175). С. 82-84.
21. Жизнин Т.З., Трусова А.А. 2019. Энергетическая дипломатия в современном мире: меньше экономики, больше геополитики. – Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. Т. 19. № 3. С. 472-479.
22. Жукова И.С. 2010. Энергетическая дипломатия и геополитика как составной элемент международного энергетического права. – Вестник Оренбургского государственного университета. № 3(109). С. 51-54.
23. Зонова Т. В. 2014. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс. 346 с.
24. Кавешников Н.Ю. 2013. Развитие внешней энергетической политики Европейского Союза. – Вестник МГИМО Университета. № 4(31). С. 82-91.
25. Келлер А.В. 2022. Советско-германский энергетический диалог как залог разрядки в 1960–1970 гг. – Studia Humanitatis. № 3.
26. Ковалев А.А., Шилова Н.Л. 2008. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности. – Московский журнал международного права. № 3(71). С. 61-77.
27. Кондаков С.А. 2012. Трубопроводная дипломатия России. – Международные отношения. № 1. С. 128-138.
28. Крицкий К.В. 2017. Односторонние ограничительные меры (на примере внешней политики США). – Московский журнал международного права. № 1. С. 131-140.
29. Лахно П.Г. 2019. Об энергетическом праве и не только... – Предпринимательское право. № 4. С. 32-45.
30. Левин Д.Б. 1962. Дипломатия: ее сущность, методы и формы. М. 175 с.
31. Левин Д.Б. 1981. Международное право, внешняя политика и дипломатия. М.: Международные отношения. 143 с.
32. Лисицын-Светланов А.Г. 2021. Обоснование энергетической безопасности: некоторые задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации. – Правовой энергетический форум. № 4. С. 8-12.
33. Лобанов С.А. 2022. Участие Российской Федерации в Парижском соглашении 2015 г. и правовое обеспечение развития ТЭК: проблемы и перспективы. – Энергетическое право: модели и тенденции развития. Сборник матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Под. ред. А.В. Габова. Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». С. 113-117.
34. Мартыненко С.Е. 2018. Международно-правовые основы спортивной дипломатии. – Юридическая наука. № 4. С. 25-29.
35. Мещерякова О.М. 2013. Правовые основы европейской политики в сфере безопасности и Лиссабонский договор. – Международное публичное и частное право. № 5. С. 20-23.
36. Монастырецкая О.В. 2015. Основы дифференциации терминов международного права и дипломатии. – Язык и мир изучаемого языка. № 6. С. 83-86.
37. Новак А. 2019. Энергетика: взгляд в будущее. – Энергетическая политика. № 2. С. 6-11.
38. Носова И. 2011. Российско-японский энергетический диалог. – Мировая экономика и международные отношения. № 4. С. 39-47.
39. Олеандров В.Л. 2013. Многосторонняя дипломатия. – Право и управление. XXI век. № 2(27). С. 69-76.
40. Павлов Е.Я. 2018. Научная дипломатия в России: Конституционно-правовые основы. – Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. № 11(346). С. 102-120.
41. Попов В.И. 2010. Современная дипломатия: теория и практика: дипломатия – наука и искусство. М.: Международные отношения. 572 с.
42. Правовой режим минеральных ресурсов. Словарь. 2002. Под ред. А.А. Арбатова, В.Ж. Аренса, А.Н. Вылегжанина, Л.А. Тропко. М.: ООО «Геоинформцентр». 284 с.
43. Пэн Ч. 2018. Современный энергетический диалог Китая и стран членов ШОС в нефтегазовой сфере. – Социосфера. № 1. С. 24-29.
44. Романова В.В. 2015. Правовые основы развития международного энергетического правопорядка. – Международное публичное и частное право. № 3. С. 9-12.
45. Романова В.В. 2016. Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности правового регулирования. – Международное публичное и частное право. № 3. С. 12-16.
46. Салиева Р.З. 2015. Особенности экономической (хозяйственной) деятельности в энергетическом секторе экономики. – Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 6. С. 1117-1121.
47. Селиверстов С.С. 2008. К вопросу о понятии энергетического права. – Энергетическое право. № 1. С. 52-58.
48. Сорокина Ю.В. 2003. Дипломатия как средство реализации внешней политики. – Международно-правовые чтения. Вып. 2 Отв. ред. П.Н. Бирюков. Воронеж: Воронежский государственный университет. С. 13-18.
49. Сурма И.В. 2020. Цифровая дипломатия: монография. М. 123 с.
50. Танака Н. 2008. Усиление зависимости и глобальной энергетической безопасности и важность энергетического диалога между МЭА и Россией. – Энергетическая политика. № 6. С. 9-13.
51. Тункин Г.И. 1970. Теория международного права. М.: Международные отношения. 511 с.
52. Уртаева Э.Б. 2011. Понятие энергетической дипломатии и интересы России. – Политика и общество. № 4(76). С. 4-11.
53. Фодченко И.П. 2018. Механизмы разрешения споров в российско-норвежской модели юнитизации трансграничных месторождений углеводородов в Баренцевом море и Арктике. – Предпринимательское право. № 4. С. 63-69.
54. Хижняк В.С. 2021. Взаимодействие внешней политики и международно-правовой политики Российской Федерации в вопросах реализации ее внешнеполитических интересов. – Внешнеполитические интересы России: история и современность. Сборник матер. IX Всерос. науч. конф. Отв. ред. А.Н. Сквозников. Самара. С. 3-7.
55. Шамугия И.Ш. 2017. Понятие «публичная дипломатия» в теории международных отношений. – Актуальные проблемы современных международных отношений. № 10. С. 136-142.
56. Шевченко Л.И. 2021. Понятие и правовое обеспечение энергетической безопасности как основы энергетического правопорядка. – Правовой энергетический форум. № 1. С. 26-31.
57. Шумилов В.М. 2000. Категория «Государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты). – Право и политика. № 3. С. 4-17.
58. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. 2007. Под ред. А.В. Торкунова. Науч. ред., сост. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО. 1039 с.
59. Юдина О.Н. 2021. Энергетический союз ЕС спустя пять лет: миф или реальность? – Современная Европа. № 1(101). С. 190-199.
60. Юдина О.Н. 2022. Энергетический диалог Россия – ЕС в 2000–2014 гг.: ключевые приоритеты, этапы, противоречия и результаты. – Вестник Московского университета. Сер. Международные отношения и мировая политика. Т. 14. № 2. С. 40-75.
61. Bankes N. 2016. The Regime for Transboundary Hydrocarbon Deposits in the Maritime Delimitation Treaties and Other Related Agreements of Arctic Coastal States. – Ocean Development & International Law. Vol. 47. Issue 2. P. 141-164.
62. Berkman P.A., Kullerud I., Pope A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. 2017. The Arctic Science Agreement Propels Propels Science Diplomacy. – Science. Vol. 358. Issue 6363. P. 596-598.
63. Bradbrook A. 1996. Energy Law as an Academic Discipline. – Journal of Energy & Natural Resources Law. Vol. 14. P. 193-217.
64. Crawford J. 2019. Brownlie’s Principles of Public International Law. 9th ed. Oxford: Oxford University Press. 872 p.
65. Goldthau A., Witte J.M. 2010. Global energy governance: the new rules of the game. – The Brookings Institution. 372 р.
66. Kaufmann Io. 1988. Conference Diplomacy. An Introductory Analysis. Martinus Nijhoff Publishers.
67. Offerdal K. 2010. Arctic Energy in EU Policy: Arbitrary Interest in the Norwegian High North. – Arctic. Vol. 63. No. 1. P. 30-42.
68. Proedrou F. 2018. Revisiting pipeline politics and diplomacy: from energy security to domestic politics explanations. – Problems of Post-Communism. T. 65. N 6. Р. 409-419.
69. Smith M., Keukeleire S., Vanhoonacker S. 2015. The Diplomatic System of the European Union: Evolution, Change and Challenges. London: Routledge. 18 р.
70. Uludag M., Karagul S. 2013. Turkey’s role in energy diplomacy from competition to cooperation: theoretical and factual projections. – International journal of energy economics and policy. Vol. 3. P. 102-114.
Рецензия
Для цитирования:
Лобанов С.А., Сурхаева Я.Д. Международно-правовой подход к пониманию энергетической дипломатии. Московский журнал международного права. 2024;(1):57-79. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-1-57-79
For citation:
Lobanov S.A., Surkhayeva Ya.J. International Legal Approach to Understanding Energy Diplomacy. Moscow Journal of International Law. 2024;(1):57-79. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2024-1-57-79