Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

«Экологическое измерение» статьи 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и законодательство России о регулировании судоходства в акватории Северного морского пути

https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-18-34

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Изменение климата Арктики, вызванное глобальным потеплением, а также происходящие в мире политические процессы, связанные с усилением давления стран коллективного Запада на Российскую Федерацию, вновь поднимают в западной доктрине вопрос об обоснованности установления Российской Федерацией национального режима судоходства в акватории Северного морского пути (далее – СМП) в соответствии со ст. 234 Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция; ст. 234). Высказываются сомнения в исполнении нашей страной установленного Конвенцией требования соблюдения баланса между свободой судоходства и защитой окружающей среды. Целью данной работы является анализ обоснованности претензий к Российской Федерации в отношении предполагаемого злоупотребления ею правом на установление национального режима судоходства в Арктике под прикрытием защиты окружающей среды.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проблемы, затронутые в работе, структурно подразделены на три основные группы. Первая из них связана с анализом особенностей судоходства в Арктике в условиях изменяющегося климата, а также определением необходимости установления особого правового режима навигации в полярных водах. Вторая посвящена системному толкованию ст. 234 в ее взаимосвязи с другими нормами Конвенции, выявлению установленных в ней критериев и ограничений в отношении принимаемых прибрежным государством правил судоходства в покрытых льдом районах, а также правового содержания требования «должного внимания к судоходству и защите и сохранению морской среды». Третья часть работы посвящена оценке законодательства Российской Федерации о регулировании судоходства по СМП на предмет его соответствия требованиям ст. 234 и соблюдения баланса свободы судоходства и защиты морской среды в Арктике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Законодательство Российской Федерации о регулировании судоходства в акватории СМП в полной мере отвечает условиям и критериям, установленным ст. 234, и направлено на обеспечение функционирования единой и централизованной системы управления безопасностью судоходства в особо опасных условиях Арктики, недопущение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды. Ограничения, установленные российским законодательством, не являются дискриминационными и основаны на актуальных и постоянно обновляющихся научных данных.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Судоходство в полярных водах сопряжено с огромными рисками для жизни людей, дорогостоящего имущества и крайне хрупкой и уязвимой окружающей среды. Последствия глобального потепления лишь усугубляют эти риски, приводя к увеличению нестабильности ледовой обстановки и обострению климатических проблем. В связи с этим в покрытых льдом районах объективно необходима централизованная система управления судоходством и установление особого, единообразного правового регулирования, обеспечивающего бесперебойное функционирование такой системы. Толкование ст. 234 позволяет сделать вывод о том, что установление прибрежным государством в пределах своей исключительной экономической зоны (далее – ИЭЗ) недискриминационных законов и правил, направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, является не привилегией, а обязанностью государства, основанной на его более общем обязательстве по охране морской среды, установленном в ст. 192 и 194 Конвенции. Правило о «должном уважении судоходства» в связи с этим должно толковаться в том смысле, что ограничения и требования, устанавливаемые законами и правилами прибрежного государства, должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности и защиты морской среды в суровых климатических условиях, не будучи при этом дискриминационными, необоснованными и чрезмерными.

Об авторах

В. В. Гаврилов
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Вячеслав Вячеславович Гаврилов, доктор юридических наук, доцент, директор Юридической школы, заведующий кафедрой международного публичного и частного права

П. Аякс, д. 10, г. Владивосток, о. Русский, 690922



Г. С. Ляшко
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Глеб Станиславович Ляшко, ассистент кафедры международного публичного и частного права

П. Аякс, д. 10, г. Владивосток, о. Русский, 690922



Список литературы

1. Вылегжанин А.Н., Назаров В.П., Буник И.В. 2020. Северный морской путь: к решению политико-правовых проблем. – Вестник Российской академии наук. T. 90. № 12. С. 1105-1118. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587320120270.

2. Гаврилов В.В. 2015. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации. – Журнал российского права. № 2 (218). С. 147-157. DOI: https://doi.org/10.12737/7635.

3. Гаврилов В.В., Дремлюга Р.И., Крипакова А.В. 2017. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в условиях сокращения ледового покрова Арктики. – Журнал российского права. № 12 (252). С. 151-160. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a20050801d1a2.96251387.

4. Ежова Т.Г. 2014. Принципы осуществления международной защиты морской среды Балтийского моря. – Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. № 3. С. 147-155.

5. Медников В., Хантингтон Г.П. 2016. Арктическое судоходство: надлежащее управление, основанное на фактах, а не на мифах. – Морские вести России. № 10. URL: https://morvesti.ru/themes/1698/62546/ (дата обращения: 23.11.2023).

6. Нерсесов Б.А., Римский-Корсаков Н.А. 2021. Результаты экологических исследований российских арктических морей. – Российская Арктика. № 13. С. 14-25.

7. Статуто А.И. 2020. Обзор роли Арктического судоходства и обеспечение его экологической безопасности. – Российская Арктика. № 9. С. 5-16. DOI: https://doi.org/10.24411/2658-4255-2020-12091.

8. Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. 2022. СПб.: Наукоемкие технологии. 124 с.

9. Gavrilov V., Dremliuga R., Nurimbetov R. 2019. Article 234 of the 1982 United Nations Convention on the law of the sea and reduction of ice cover in the Arctic Ocean. – Marine Policy. Vol. 106, 103518. DOI: https://doi.org/10.1016/j.marpol.2019.103518.

10. Rossi C.R. 2014. The Northern Sea Route and the Seaward Extension of Uti Possidetis (Juris). – Nordic Journal of International Law. Vol. 83. Issue 4. P. 476-508. DOI: https://doi.org/10.1163/15718107-08304004

11. Solski J.J. 2021. The ‘Due Regard’ of Article 234 of UNCLOS: Lessons from Regulating Innocent Passage in the Territorial Sea. – Ocean Development & International Law. Vol. 52. Issue 4. P. 398-418. DOI: https://doi.org/10.1080/00908320.2021.1991866.

12. Solski J.J. 2022. The Northern sea route at the crossroads: what lies ahead after the war in Ukraine? – The Polar Journal. Vol. 12. No. 2. P. 401-403. DOI: https://doi.org/10.1080/2154896X.2022.2133389.

13. Sun Shiya, Ma Linxing. 2016. Restrictions on the Use of Force at Sea: An Environmental Protection Perspective. – International Review of the Red Cross. Vol. 98. № 902. P. 515-541.

14. Virzo R. Coastal State Competences Regarding Safety of Maritime Navigation: recent trends. – Seqüência Estudos Jurídicos e Políticos. 2015. Vol. 36. No. 71. P. 19-42. DOI: http://dx.doi.org/10.5007/2177-7055.2015v36n71p19.


Рецензия

Для цитирования:


Гаврилов В.В., Ляшко Г.С. «Экологическое измерение» статьи 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и законодательство России о регулировании судоходства в акватории Северного морского пути. Московский журнал международного права. 2023;(4):18-34. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-18-34

For citation:


Gavrilov V.V., Lyashko G.S. “Environmental Dimension” of Article 234 of the United Nations Convention on the Law of the Sea and Russian Legislation on the Regulation of Navigation in the Waters of the Northern Sea Route. Moscow Journal of International Law. 2023;(4):18-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-18-34

Просмотров: 889


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-0049 (Print)
ISSN 2619-0893 (Online)