https://www.mjil.ru/jour/issue/feedМосковский журнал международного права2024-02-29T11:06:22+03:00Вылегжанин Александр Николаевичmjil2@mail.ruOpen Journal Systems<ol><li>Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии <a href="http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/">Creative Commons Attribution License</a>, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.</li><li>Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договорённости, касающиеся не-эксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге), со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.</li><li>Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например, в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (см. <a href="http://opcit.eprints.org/oacitation-biblio.html">The Effect of Open Access</a>).</li></ol>Научный рецензируемый журнал "Московский журнал международного права"https://www.mjil.ru/jour/article/view/2760Имплементация международно-правовых норм в области охраны и защиты Мирового океана от загрязнения в законодательство Российской Федерации: исторический аспект и современность2024-02-28T12:30:03+03:00А. И. АбдуллинAdel.Abdullin@kpfu.ruК. Б. ВалиуллинаValiullina.Ksenia@mail.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Мировой океан является основным компонентом биосферы Земли, ключевым элементом гидросферы, содержащим 95 % всей воды на планете, важнейшим звеном экологической системы, источником минеральных, биологических и стратегических ресурсов. Тем не менее бурный рост численности населения, освоение новых территорий, стремительное развитие экономики и все более интенсивное в связи с этим использование пространств и ресурсов Мирового океана привели к серьезным и подчас необратимым последствиям, негативно влияющим на его состояние. Российская Федерация, являясь ведущей морской державой, принимает активную позицию в вопросах принятия срочных мер по обеспечению охраны и защиты вод и ресурсов Мирового океана. Осознавая невозможность разрешить возникшую экологическую проблему на основе исключительно универсальных или региональных соглашений, а также посредством принятия соответствующих мер на внутригосударственном уровне, признавая, что необходимость обеспечения охраны и защиты Мирового океана от загрязнения требует исключительно целостного подхода к нормативному регулированию данного вопроса, Россия выразила стремление сотрудничать по важнейшим вопросам обеспечения глобальных экологических проблем, где охрана и защита Мирового океана от загрязнения выступает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области международного экологического и международного морского права. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы – формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> Проведенный анализ сложившейся практики по имплементации международно-правовых норм в области охраны и защиты Мирового океана от загрязнения в законодательство Российской Федерации позволил заключить, что охрана Мирового океана от загрязнения представляет собой систему правоотношений, требующих скоординированных действий международного права и национального законодательства.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ.</strong> В рамках исследования автор приходит к закономерному выводу о том, что нормы международного и национального права должны действовать в единстве с целью соответствия закономерным процессам развития деятельности в Мировом океане и интересам государств. Охрана и защита Мирового океана – это комплексная задача, требующая как всестороннего нормативно-правового регулирования на всех уровнях, так и формирования правильного общественного представления о целостности, единстве и ценности этого уникального, важнейшего компонента гидросферы Земли, позволяющая мировому сообществу сплотиться для сотрудничества по вопросам обеспечения глобальной безопасности всей цивилизации на демократической основе.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2761«Экологическое измерение» статьи 234 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и законодательство России о регулировании судоходства в акватории Северного морского пути2024-02-28T12:30:03+03:00В. В. Гавриловgavrilov.vv@dvfu.ruГ. С. Ляшкоliashko.gs@dvfu.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Изменение климата Арктики, вызванное глобальным потеплением, а также происходящие в мире политические процессы, связанные с усилением давления стран коллективного Запада на Российскую Федерацию, вновь поднимают в западной доктрине вопрос об обоснованности установления Российской Федерацией национального режима судоходства в акватории Северного морского пути (далее – СМП) в соответствии со ст. 234 Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция; ст. 234). Высказываются сомнения в исполнении нашей страной установленного Конвенцией требования соблюдения баланса между свободой судоходства и защитой окружающей среды. Целью данной работы является анализ обоснованности претензий к Российской Федерации в отношении предполагаемого злоупотребления ею правом на установление национального режима судоходства в Арктике под прикрытием защиты окружающей среды.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> Проблемы, затронутые в работе, структурно подразделены на три основные группы. Первая из них связана с анализом особенностей судоходства в Арктике в условиях изменяющегося климата, а также определением необходимости установления особого правового режима навигации в полярных водах. Вторая посвящена системному толкованию ст. 234 в ее взаимосвязи с другими нормами Конвенции, выявлению установленных в ней критериев и ограничений в отношении принимаемых прибрежным государством правил судоходства в покрытых льдом районах, а также правового содержания требования «должного внимания к судоходству и защите и сохранению морской среды». Третья часть работы посвящена оценке законодательства Российской Федерации о регулировании судоходства по СМП на предмет его соответствия требованиям ст. 234 и соблюдения баланса свободы судоходства и защиты морской среды в Арктике.</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> Законодательство Российской Федерации о регулировании судоходства в акватории СМП в полной мере отвечает условиям и критериям, установленным ст. 234, и направлено на обеспечение функционирования единой и централизованной системы управления безопасностью судоходства в особо опасных условиях Арктики, недопущение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды. Ограничения, установленные российским законодательством, не являются дискриминационными и основаны на актуальных и постоянно обновляющихся научных данных.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. </strong>Судоходство в полярных водах сопряжено с огромными рисками для жизни людей, дорогостоящего имущества и крайне хрупкой и уязвимой окружающей среды. Последствия глобального потепления лишь усугубляют эти риски, приводя к увеличению нестабильности ледовой обстановки и обострению климатических проблем. В связи с этим в покрытых льдом районах объективно необходима централизованная система управления судоходством и установление особого, единообразного правового регулирования, обеспечивающего бесперебойное функционирование такой системы. Толкование ст. 234 позволяет сделать вывод о том, что установление прибрежным государством в пределах своей исключительной экономической зоны (далее – ИЭЗ) недискриминационных законов и правил, направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, является не привилегией, а обязанностью государства, основанной на его более общем обязательстве по охране морской среды, установленном в ст. 192 и 194 Конвенции. Правило о «должном уважении судоходства» в связи с этим должно толковаться в том смысле, что ограничения и требования, устанавливаемые законами и правилами прибрежного государства, должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности и защиты морской среды в суровых климатических условиях, не будучи при этом дискриминационными, необоснованными и чрезмерными.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2762Борьба с загрязнением пластмассами в международном праве: <i>lex lata</i> и <i>lex ferenda</i>2024-02-28T12:30:03+03:00А. М. Солнцевsolntsev_am@rudn.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Мировое производство пластмассы выросло с 1,5 млн т в 1950 г. до 390 млн т в2021 г., причем из них только 9 % было рециркулировано, 19 % было сожжено, практически 50 % было удалено на полигонах и 22 % было сброшено на свалках, где эти отходы могли быть открыто сожжены или попасть обратно в окружающую среду. Пластмассы изменили глобальную экономику и жизни миллиардов людей в лучшую сторону. Однако их использование сопряжено со значительными экологическими и социальными издержками. Пластмассовые отходы отрицательно влияют на здоровье человека и окружающую среду. Жизненный цикл пластмассы охватывает весь спектр деятельности начиная от добычи сырья, производства, распространения, использования, и заканчивая ее удалением как отходов, а экологические проблемы могут возникать на любом из этапов жизненного цикла пластмассы. Большая часть пластмассы разлагается очень медленно. В настоящее время имеется ряд международных договоров и актов мягкого права, направленных на сокращение объемов пластикового загрязнения, однако ни один из международных документов не предусматривает глобальной и обязательной задачи по сокращению загрязнения пластмассами. В связи с этим многие государства, а также коммерческие субъекты и гражданское общество призывают к принятию глобального обязательного документа, регулирующего загрязнение морской среды мусором и пластмассами. В рамках настоящей статьи существенное внимание уделено анализу будущего договора, направленного на борьбу с пластиковым загрязнением.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> Настоящее исследование основано на анализе большого объема материалов, включая международно-правовые акты, акты рекомендательного характера, а также на современных доктринальных исследованиях российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод, методы дедукции и индукции) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод правового моделирования и прогнозирования) методы познания.</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> В ходе проведенного исследования проанализированы различные международные акты обязательного и рекомендательного характера, обобщены изложенные в научной литературе доктринальные позиции, выдвинутые отечественными и зарубежными правоведами, выявлены основные проблемы противодействия загрязнения окружающей среды пластиком.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ.</strong> В рамках настоящей статьи сделана попытка дать ответы на следующие вопросы: насколько проблема пластикового загрязнения является важным вызовом для современного международного права, эффективно ли действующее международное право регулирует проблему пластикового загрязнения, каково должно быть содержание нового договора по пластику и каковы позиции государств по его содержанию.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2764Имплементация норм международного права о защите водно-болотных угодий в законодательство Республики Ирак2024-02-28T12:30:03+03:00Г. Р. Шайхутдиноваgul.shaikhutdinova@gmail.comХ. С. ДжаберDr.Salwan.h@law.nahrainunvi.edu.iqА. В. Поликарповаalina.polikarpowa2016@yandex.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Болота Ирака имеют большое экологическое, историческое и культурное значение, однако, ряд политических, экономических и антропогенных причин создали проблему осушения болот, что негативно сказывается на экономике и социальной сфере Иракской Республики. Цель статьи – выявление и научный анализ проблемных вопросов определения статуса болот Ирака как охраняемых природных территорий в рамках имплементации Ираком международных норм об охране водно-болотных угодий.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> Материалами исследования послужили международные конвенции и иные источники международного экологического права, документы ООН, Международного союза охраны природы, акты правительства и министерств Ирака и др. Для раскрытия теоретических аспектов рассматриваемой проблематики применены системно-структурный подход, обобщение, дедукция, методы научной абстракции, логического и системного анализа. Также использованы специальные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический.</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. </strong>В рамках данной публикации авторы провели анализ проблем правового статуса болот Ирака, выявили недостатки внутригосударственного правового регулирования и пути дальнейшей имплементации международных норм об охране водно-болотных угодий.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ.</strong> По результатам исследования установлено, что международным сообществом и правительством Ирака принимаются меры по защите болот и определению их статуса как охраняемых природных территорий. Обоснованы предложения по дальнейшей имплементации Республикой Ирак международных норм об охране водно-болотных угодий в ее правовой и институциональной составляющих.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2763Международно-правовые вопросы защиты морской среды в Арктике2024-02-29T11:06:22+03:00Т. Ю. Сорокинаt.sorokina@narfu.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Арктика – уникальная морская и наземная экосистема. Однако в настоящее время Арктический регион испытывает колоссальный экологический стресс. Это обусловлено следующими факторами. Первый фактор – это продолжающееся изменение климата на планете, которое наиболее сильно ощущается в Арктике. Исследователи утверждают, что некоторым видам флоры и фауны угрожает вымирание. Например, белый медведь, самый крупный элемент арктической трофической цепи, в настоящее время испытывает большие трудности в поиске пищи из-за обильного таяния ледников, что приводит к сокращению его ареала. Глобальное потепление также вызывает изменения в местах обитания и путях миграции не только арктических, но и других видов, которые никогда не поднимались так высоко на север. В наши дни местные рыбаки иногда вылавливают такие виды рыб, которые раньше никогда не встречались в арктических водах. Зафиксированы также случаи попадания тихоокеанского лосося в Атлантический океан через арктические моря. Существует еще одна проблема, связанная с климатическим фактором. В течение многих лет на арктических прибрежных территориях складировалось огромное количество токсичных отходов. Из-за таяния вечной мерзлоты загрязняющие вещества попадают в морскую экосистему, накапливаются в морской биоте и в результате попадают на наш стол.</p><p>Второй фактор – усиление антропогенного воздействия вследствие как изменения климата, так и арктических политических стратегий сразу нескольких государств. Развитие Северного морского пути (далее – СМП), рост интенсивности судоходства, разведка и добыча природных ресурсов, строительство объектов инфраструктуры и другая деятельность человека отрицательно влияют на окружающую среду. Арктическая экосистема сталкивается с увеличением отходов производства и потребления [Kallenborn, Brorstrom-Lunden, Reiersen, Wilson 2018:33001; Jaskolski, Pawlowski, Strzelecki, Zagorski, Lane 2018:2011], шумовым [Quijano, Hannay, Austin 2019:1228; Stevenson, Davies, Huntington, Sheard 2019:83; Kyhn, Sveegaard, Tougaard 2014:424], световым [Ludvigsen, Berge, Geoffroy, Cohen, De La Torre, Nornes, Singh, Sorensen, Daase, Johnsen 2018; Bennie, Duffy, Davies, Correa-Cano, Gaston 2015:2715], вибрационным, температурным, химическим и биологическим загрязнением. Возрастает риск техногенных аварий и катастроф, которые могут привести к еще более опасным последствиям.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> В ходе исследования были изучены и проанализированы международные соглашения и другие документы по охране морской среды Арктики. Тексты указанных документов для анализа были взяты на официальных страницах в сети Интернет. Ктаким ресурсам относятся, например, официальный сайт Организации Объединенных Наций (далее– ООН), Международной морской организации (далее – ИМО) и др. Работа с российскими правовыми актами включала доступ к таким порталам, как официальный сайт Правительства Российской Федерации, Администрации СМП, справочно-правовой системе</p><p>«КонсультантПлюс» и др. Международные документы были разделены на группы, которые представлены в отдельной таблице. Это позволило структурировать работу, избежать длинных списков в тексте и сосредоточиться на наиболее важных аспектах рассматриваемой темы. Исследование также основано на опубликованных работах специалистов в области международного права, морского права, экологического права, политологии, экологии и других областей знаний. Ресурсами для работы с литературой стали такие наукометрические базы, как Сеть Науки (англ. Web of Science) (webofknowledge.com), Российская научная электронная библиотека (elibrary.ru), Исследовательские ворота (англ. – Researchgate) (researchgate.net) и др. Автор также изучил правоприменительную практику, тенденции развития научных исследований в регионе и некоторые политические процессы, которые так или иначе связаны с современным правовым регулированием охраны морской среды в Арктике. Термин «арктические государства» используется в настоящей статье в понятии, приведенном в [Вылегжанин 2013]. Термин «прибрежные государства» используется в определении, используемом Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.)</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> Хрупкая экосистема Арктики в результате происходящих изменений климата на планете, а также ввиду усиления антропогенной нагрузки на регион подвержена сегодня различным видам загрязнения (шумовое, вибрационное, световое, радиоактивное, различными видами отходов и др.) и, как следствие, деградации. На это обращают внимание как ученые, так и политические деятели. Нами были проанализированы существующие международные и принятые на основе них национальные нормы, регулирующие отношения по защите морской среды Арктики. Для этих целей международные документы в зависимости от круга регулируемых вопросов были разделены на пять групп: 1) общие; 2) специальные; 3) соглашения, регулирующие вопросы ответственности и компенсаций; 4) природоохранные соглашения, которые косвенно регулируют защиту морской среды; 5) арктические документы. Определено, что Конвенция 1982 г. является одним из основных «общих» соглашений. Она не только устанавливает обязательства стран-участниц защищать морскую среду, но и предоставляет прибрежным государствам право устанавливать особые экологические требования в покрытых льдами районах, в том числе и в Северном Ледовитом океане. В связи с чем Российская Федерация взяла на себя обязательство по регулированию судоходства в акватории СМП для целей охраны окружающей среды и предотвращения загрязнения с судов. Отдельно рассмотрен вопрос о необходимости разработки и подписания отдельного соглашения по Арктике, и сформулирован вывод об отсутствии необходимости и объективной возможности реализации такой инициативы, особенно в условиях текущей политической ситуации в мире. Автором отмечается, что все специализированные международные арктические документы имеют экоцентрический фокус, что отвечает намерениям арктических государств, в том числе России, продолжать освоение и развитие арктических территорий и акваторий с обязательным соблюдением современных экологических требований. В связи с чем особое значение приобретает развитие научных исследований в Арктике и усовершенствование наилучших существующих природоохранных технологий. Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества 2017 г. призвано содействовать развитию совместных исследований и обмену информацией, однако в свете приостановления научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и другими арктическими государствами, мы не можем сегодня говорить о его эффективности.</p><p> <strong>ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ.</strong> На международном уровне разработано большое количество документов, регулирующих вопросы охраны морской среды Арктики. Арктическая экосистема нуждается в особой защите, поскольку она хрупка и уязвима. Продолжающееся изменение климата и таяние ледников привели к увеличению антропогенной нагрузки на регион. При этом известно, что любая человеческая деятельность оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. Несмотря на наличие множества международных и национальных документов по защите морской среды Арктики, многие вопросы до сих пор не решены. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью восполнить существующие пробелы. Однако разработка нормативных документов должна основываться на результатах научных исследований в различных областях знаний. Это обеспечит обоснованность принимаемых решений.</p><p>Арктика является объектом международного регулирования, и хрупкая окружающая среда Арктики также защищается на международном уровне. Арктический регион отличается от Антарктического: договор об Антарктике фактически замораживает территориальные претензии к Южному полюсу и позволяет государствам охранять окружающую среду, а сухопутная часть Арктики принадлежит восьми арктическим государствам. Поэтому международное сотрудничество в арктическом регионе сталкивается со многими проблемами, и для разрешения возникающих споров необходимы нормы международного права, такие как Конвенция 1982 г.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2765Международно-правовое регулирование экологической безопасности в договорах по разоружению2024-02-28T12:30:03+03:00А. В. Кукушкинаa.kukushkina@inno.mgimo.ru<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> В настоящее время одним из актуальных вопросов, стоящих на повестке, является охрана окружающей среды. В 80-е годы XX в. в связи с резкой деградацией окружающей среды мировым сообществом был поставлен вопрос о разработке концепции экологической безопасности. Она была включена во всеобъемлющую систему международной безопасности в качестве одного из составляющих элементов, который приобретает все большее значение. Отсутствие прочного мира, распространение вооруженных конфликтов, накопление оружия, в том числе ядерного, вызывает озабоченность мирового сообщества. Поэтому важной задачей в совершенствовании системы международно-правового регулирования защиты окружающей среды является совершенствование его договорной основы.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> В настоящем исследовании использованы труды как отечественных, так и зарубежных специалистов по международному праву и проанализированы международно-правовые документы по разоружению. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, которые позволили системно и логически изучить предмет исследования во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (сравнительно-правовой, формально-юридический методы, анализ, синтез, индукция, дедукция).</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> В рамках данной статьи автор провел анализ проблемы международно-правовой охраны окружающей среды во взаимосвязи с разоружением и внес предложения по их решению и дальнейшему развитию международно-правового регулирования.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ.</strong> По результатам исследования установлено, что принятые в международном праве договоры по обеспечению международной безопасности способствуют не только поддержанию мира, но и экологической безопасности, которая за последние 30 с небольшим лет стала включаться в большинство международно-правовых документов.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00https://www.mjil.ru/jour/article/view/2766Международно-правовые вопросы сохранения морских генетических ресурсов2024-02-28T12:30:03+03:00П. В. Сотсковаpaulineterekhova@gmail.com<p><strong>ВВЕДЕНИЕ.</strong> Вопросы сохранения биологического разнообразия в пространствах Мирового океана в настоящее время остро стоят перед сообществом государств в свете расширения масштабов экономической деятельности в таких пространствах и возможностей использования морских природных ресурсов. На универсальном договорном уровне предложен ответ на ряд вопросов, возникших в этой сфере: 4 марта 2023 г. был согласован текст Соглашения (на базе Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по морскому праву 1982 г.) с длинным названием: «О сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции» (далее – Соглашение). Прогнозируется, что вступление в будущем этого Соглашения в силу создаст многостороннюю правовую базу для сохранения биологического разнообразия в открытом море, при упорядоченном использовании его биоресурсов, для защиты такого разнообразия на основании принципа сотрудничества государств.</p><p>Цель статьи – проанализировать правовой режим сохранения морских генетических ресурсов с опорой на положения данного Соглашения как правовой основы сохранения морского биологического разнообразия.</p><p><strong>МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.</strong> Предметом данного исследования являются международные договоры, международно-правовые обычаи, общепризнанные принципы международного права и иные источники международного права в сфере сохранения морского биоразнообразия. Методологическая основа работы представлена широким кругом исследовательских методов, а именно: формально-юридическим, сравнительно-правовым, историко-правовым и системно-структурным методами. Кроме того, автор применил методы анализа и обобщения.</p><p><strong>РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.</strong> В данной статье представлен комплексный анализ международно-правового режима морских генетических ресурсов с опорой на положения Соглашения на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Рассмотрена история разработки проекта Соглашения, проанализированы его основные положения, отдельное внимание уделено содержащимся в нем новаторским правовым механизмам. Предложена авторская оценка содержания проекта Соглашения как универсальной правовой основы сохранения морского биологического разнообразия и пути дальнейшего укрепления международного сотрудничества в этой сфере.</p><p><strong>ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ.</strong> В результате проведенного исследования можно констатировать, что текст Соглашения, подготовленный за многие годы переговоров и опубликованный в марте 2023 г., представляет собой знаменательное политико-правовое достижение универсального уровня в сфере сохранения биоразнообразия морской среды. При этом нельзя не отметить достаточно общий характер этого документа, а также то, что для вступления данного Соглашения в силу может потребоваться значительное время: объективно интересы развитых и развивающихся стран в рассматриваемой области далеко не всегда близки. Кроме того, каждое государство – участник Соглашения принимает обязательство среди прочего о том, что использование морских природных ресурсов должно быть связано с обязательством по защите морской среды, а это всегда чувствительно: ряд развитых государств, как известно, под предлогом экономической озабоченности навязывает развивающимся государствам «зеленую» продукцию своих предприятий, что еще больше усугубляет разрыв между ними.</p><p>В связи с вышесказанным автор приходит к выводу о том, что международное сообщество наряду с разработкой универсального международного договора могло бы пойти по пути разработки региональных соглашений для уточнения такого правового режима, что также способствовало бы упрочнению правового режима сохранения биоразнообразия на универсальном уровне.</p>2024-02-28T00:00:00+03:00