Preview

Московский журнал международного права

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

«Московский журнал международного права» (МЖМП) издается с 1991 г. и является старейшим в России ежеквартальным научно-теоретическим и информационно-практическим изданием в области международного права.

По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал входит в число ведущих российских научных периодических изданий. 

Основная цель деятельности журнала заключается в объединении интеллектуальных усилий научной общественности различных государств, направленных на повышение роли международного права и его науки. В состав Редакционной коллегии и Редакционного совета журнала входят известные ученые в области международного права и права Европейского союза из Российской Федерации и иностранных государств.

«Московский журнал международного права» создавался как научная трибуна для различных точек зрения на современное состояние международного права, толкование и применение его принципов и норм, договорных и обычных. Спектр рассматриваемых вопросов - традиционно широкий, включая вопросы теории международного права, правовые проблемы международной безопасности, вопросы международного гуманитарного права, космического права, воздушного права, дипломатического и консульского права, морского права, права международных договоров, соотношения международного и национального права. Неоднократно поднимались в журнале вопросы территории в международном праве, международного экологического права, разнообразные аспекты международного частного, предпринимательского, инвестиционного и налогового права. На страницах журнала всегда предоставляется место молодым авторам – студентам и аспирантам юридических факультетов, отводится место анонсированию новой юридической литературы. Наконец, в журнале публикуются международные конвенции, документы международных организаций, двусторонние договоры и законы Российской Федерации.

Текущий выпуск

№ 4 (2023)
Скачать выпуск PDF
6-17 123
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Мировой океан является основным компонентом биосферы Земли, ключевым элементом гидросферы, содержащим 95 % всей воды на планете, важнейшим звеном экологической системы, источником минеральных, биологических и стратегических ресурсов. Тем не менее бурный рост численности населения, освоение новых территорий, стремительное развитие экономики и все более интенсивное в связи с этим использование пространств и ресурсов Мирового океана привели к серьезным и подчас необратимым последствиям, негативно влияющим на его состояние. Российская Федерация, являясь ведущей морской державой, принимает активную позицию в вопросах принятия срочных мер по обеспечению охраны и защиты вод и ресурсов Мирового океана. Осознавая невозможность разрешить возникшую экологическую проблему на основе исключительно универсальных или региональных соглашений, а также посредством принятия соответствующих мер на внутригосударственном уровне, признавая, что необходимость обеспечения охраны и защиты Мирового океана от загрязнения требует исключительно целостного подхода к нормативному регулированию данного вопроса, Россия выразила стремление сотрудничать по важнейшим вопросам обеспечения глобальных экологических проблем, где охрана и защита Мирового океана от загрязнения выступает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящем исследовании использованы труды как российских, так и зарубежных специалистов в области международного экологического и международного морского права. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция. Также в работе использовались специальные юридические методы – формально-юридический, технико-юридический, метод юридической аналогии, а также сравнительно-правовой метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенный анализ сложившейся практики по имплементации международно-правовых норм в области охраны и защиты Мирового океана от загрязнения в законодательство Российской Федерации позволил заключить, что охрана Мирового океана от загрязнения представляет собой систему правоотношений, требующих скоординированных действий международного права и национального законодательства.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. В рамках исследования автор приходит к закономерному выводу о том, что нормы международного и национального права должны действовать в единстве с целью соответствия закономерным процессам развития деятельности в Мировом океане и интересам государств. Охрана и защита Мирового океана – это комплексная задача, требующая как всестороннего нормативно-правового регулирования на всех уровнях, так и формирования правильного общественного представления о целостности, единстве и ценности этого уникального, важнейшего компонента гидросферы Земли, позволяющая мировому сообществу сплотиться для сотрудничества по вопросам обеспечения глобальной безопасности всей цивилизации на демократической основе.

18-34 157
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Изменение климата Арктики, вызванное глобальным потеплением, а также происходящие в мире политические процессы, связанные с усилением давления стран коллективного Запада на Российскую Федерацию, вновь поднимают в западной доктрине вопрос об обоснованности установления Российской Федерацией национального режима судоходства в акватории Северного морского пути (далее – СМП) в соответствии со ст. 234 Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция; ст. 234). Высказываются сомнения в исполнении нашей страной установленного Конвенцией требования соблюдения баланса между свободой судоходства и защитой окружающей среды. Целью данной работы является анализ обоснованности претензий к Российской Федерации в отношении предполагаемого злоупотребления ею правом на установление национального режима судоходства в Арктике под прикрытием защиты окружающей среды.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проблемы, затронутые в работе, структурно подразделены на три основные группы. Первая из них связана с анализом особенностей судоходства в Арктике в условиях изменяющегося климата, а также определением необходимости установления особого правового режима навигации в полярных водах. Вторая посвящена системному толкованию ст. 234 в ее взаимосвязи с другими нормами Конвенции, выявлению установленных в ней критериев и ограничений в отношении принимаемых прибрежным государством правил судоходства в покрытых льдом районах, а также правового содержания требования «должного внимания к судоходству и защите и сохранению морской среды». Третья часть работы посвящена оценке законодательства Российской Федерации о регулировании судоходства по СМП на предмет его соответствия требованиям ст. 234 и соблюдения баланса свободы судоходства и защиты морской среды в Арктике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Законодательство Российской Федерации о регулировании судоходства в акватории СМП в полной мере отвечает условиям и критериям, установленным ст. 234, и направлено на обеспечение функционирования единой и централизованной системы управления безопасностью судоходства в особо опасных условиях Арктики, недопущение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды. Ограничения, установленные российским законодательством, не являются дискриминационными и основаны на актуальных и постоянно обновляющихся научных данных.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Судоходство в полярных водах сопряжено с огромными рисками для жизни людей, дорогостоящего имущества и крайне хрупкой и уязвимой окружающей среды. Последствия глобального потепления лишь усугубляют эти риски, приводя к увеличению нестабильности ледовой обстановки и обострению климатических проблем. В связи с этим в покрытых льдом районах объективно необходима централизованная система управления судоходством и установление особого, единообразного правового регулирования, обеспечивающего бесперебойное функционирование такой системы. Толкование ст. 234 позволяет сделать вывод о том, что установление прибрежным государством в пределах своей исключительной экономической зоны (далее – ИЭЗ) недискриминационных законов и правил, направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, является не привилегией, а обязанностью государства, основанной на его более общем обязательстве по охране морской среды, установленном в ст. 192 и 194 Конвенции. Правило о «должном уважении судоходства» в связи с этим должно толковаться в том смысле, что ограничения и требования, устанавливаемые законами и правилами прибрежного государства, должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности и защиты морской среды в суровых климатических условиях, не будучи при этом дискриминационными, необоснованными и чрезмерными.

35-49 215
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Мировое производство пластмассы выросло с 1,5 млн т в 1950 г. до 390 млн т в2021 г., причем из них только 9 % было рециркулировано, 19 % было сожжено, практически 50 % было удалено на полигонах и 22 % было сброшено на свалках, где эти отходы могли быть открыто сожжены или попасть обратно в окружающую среду. Пластмассы изменили глобальную экономику и жизни миллиардов людей в лучшую сторону. Однако их использование сопряжено со значительными экологическими и социальными издержками. Пластмассовые отходы отрицательно влияют на здоровье человека и окружающую среду. Жизненный цикл пластмассы охватывает весь спектр деятельности начиная от добычи сырья, производства, распространения, использования, и заканчивая ее удалением как отходов, а экологические проблемы могут возникать на любом из этапов жизненного цикла пластмассы. Большая часть пластмассы разлагается очень медленно. В настоящее время имеется ряд международных договоров и актов мягкого права, направленных на сокращение объемов пластикового загрязнения, однако ни один из международных документов не предусматривает глобальной и обязательной задачи по сокращению загрязнения пластмассами. В связи с этим многие государства, а также коммерческие субъекты и гражданское общество призывают к принятию глобального обязательного документа, регулирующего загрязнение морской среды мусором и пластмассами. В рамках настоящей статьи существенное внимание уделено анализу будущего договора, направленного на борьбу с пластиковым загрязнением.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование основано на анализе большого объема материалов, включая международно-правовые акты, акты рекомендательного характера, а также на современных доктринальных исследованиях российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод, методы дедукции и индукции) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод правового моделирования и прогнозирования) методы познания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе проведенного исследования проанализированы различные международные акты обязательного и рекомендательного характера, обобщены изложенные в научной литературе доктринальные позиции, выдвинутые отечественными и зарубежными правоведами, выявлены основные проблемы противодействия загрязнения окружающей среды пластиком.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В рамках настоящей статьи сделана попытка дать ответы на следующие вопросы: насколько проблема пластикового загрязнения является важным вызовом для современного международного права, эффективно ли действующее международное право регулирует проблему пластикового загрязнения, каково должно быть содержание нового договора по пластику и каковы позиции государств по его содержанию.

50-59 95
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Болота Ирака имеют большое экологическое, историческое и культурное значение, однако, ряд политических, экономических и антропогенных причин создали проблему осушения болот, что негативно сказывается на экономике и социальной сфере Иракской Республики. Цель статьи – выявление и научный анализ проблемных вопросов определения статуса болот Ирака как охраняемых природных территорий в рамках имплементации Ираком международных норм об охране водно-болотных угодий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования послужили международные конвенции и иные источники международного экологического права, документы ООН, Международного союза охраны природы, акты правительства и министерств Ирака и др. Для раскрытия теоретических аспектов рассматриваемой проблематики применены системно-структурный подход, обобщение, дедукция, методы научной абстракции, логического и системного анализа. Также использованы специальные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках данной публикации авторы провели анализ проблем правового статуса болот Ирака, выявили недостатки внутригосударственного правового регулирования и пути дальнейшей имплементации международных норм об охране водно-болотных угодий.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. По результатам исследования установлено, что международным сообществом и правительством Ирака принимаются меры по защите болот и определению их статуса как охраняемых природных территорий. Обоснованы предложения по дальнейшей имплементации Республикой Ирак международных норм об охране водно-болотных угодий в ее правовой и институциональной составляющих.

60-72 81
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Арктика – уникальная морская и наземная экосистема. Однако в настоящее время Арктический регион испытывает колоссальный экологический стресс. Это обусловлено следующими факторами. Первый фактор – это продолжающееся изменение климата на планете, которое наиболее сильно ощущается в Арктике. Исследователи утверждают, что некоторым видам флоры и фауны угрожает вымирание. Например, белый медведь, самый крупный элемент арктической трофической цепи, в настоящее время испытывает большие трудности в поиске пищи из-за обильного таяния ледников, что приводит к сокращению его ареала. Глобальное потепление также вызывает изменения в местах обитания и путях миграции не только арктических, но и других видов, которые никогда не поднимались так высоко на север. В наши дни местные рыбаки иногда вылавливают такие виды рыб, которые раньше никогда не встречались в арктических водах. Зафиксированы также случаи попадания тихоокеанского лосося в Атлантический океан через арктические моря. Существует еще одна проблема, связанная с климатическим фактором. В течение многих лет на арктических прибрежных территориях складировалось огромное количество токсичных отходов. Из-за таяния вечной мерзлоты загрязняющие вещества попадают в морскую экосистему, накапливаются в морской биоте и в результате попадают на наш стол.

Второй фактор – усиление антропогенного воздействия вследствие как изменения климата, так и арктических политических стратегий сразу нескольких государств. Развитие Северного морского пути (далее – СМП), рост интенсивности судоходства, разведка и добыча природных ресурсов, строительство объектов инфраструктуры и другая деятельность человека отрицательно влияют на окружающую среду. Арктическая экосистема сталкивается с увеличением отходов производства и потребления [Kallenborn, Brorstrom-Lunden, Reiersen, Wilson 2018:33001; Jaskolski, Pawlowski, Strzelecki, Zagorski, Lane 2018:2011], шумовым [Quijano, Hannay, Austin 2019:1228; Stevenson, Davies, Huntington, Sheard 2019:83; Kyhn, Sveegaard, Tougaard 2014:424], световым [Ludvigsen, Berge, Geoffroy, Cohen, De La Torre, Nornes, Singh, Sorensen, Daase, Johnsen 2018; Bennie, Duffy, Davies, Correa-Cano, Gaston 2015:2715], вибрационным, температурным, химическим и биологическим загрязнением. Возрастает риск техногенных аварий и катастроф, которые могут привести к еще более опасным последствиям.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В ходе исследования были изучены и проанализированы международные соглашения и другие документы по охране морской среды Арктики. Тексты указанных документов для анализа были взяты на официальных страницах в сети Интернет. Ктаким ресурсам относятся, например, официальный сайт Организации Объединенных Наций (далее– ООН), Международной морской организации (далее – ИМО) и др. Работа с российскими правовыми актами включала доступ к таким порталам, как официальный сайт Правительства Российской Федерации, Администрации СМП, справочно-правовой системе

«КонсультантПлюс» и др. Международные документы были разделены на группы, которые представлены в отдельной таблице. Это позволило структурировать работу, избежать длинных списков в тексте и сосредоточиться на наиболее важных аспектах рассматриваемой темы. Исследование также основано на опубликованных работах специалистов в области международного права, морского права, экологического права, политологии, экологии и других областей знаний. Ресурсами для работы с литературой стали такие наукометрические базы, как Сеть Науки (англ. Web of Science) (webofknowledge.com), Российская научная электронная библиотека (elibrary.ru), Исследовательские ворота (англ. – Researchgate) (researchgate.net) и др. Автор также изучил правоприменительную практику, тенденции развития научных исследований в регионе и некоторые политические процессы, которые так или иначе связаны с современным правовым регулированием охраны морской среды в Арктике. Термин «арктические государства» используется в настоящей статье в понятии, приведенном в [Вылегжанин 2013]. Термин «прибрежные государства» используется в определении, используемом Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Хрупкая экосистема Арктики в результате происходящих изменений климата на планете, а также ввиду усиления антропогенной нагрузки на регион подвержена сегодня различным видам загрязнения (шумовое, вибрационное, световое, радиоактивное, различными видами отходов и др.) и, как следствие, деградации. На это обращают внимание как ученые, так и политические деятели. Нами были проанализированы существующие международные и принятые на основе них национальные нормы, регулирующие отношения по защите морской среды Арктики. Для этих целей международные документы в зависимости от круга регулируемых вопросов были разделены на пять групп: 1) общие; 2) специальные; 3) соглашения, регулирующие вопросы ответственности и компенсаций; 4) природоохранные соглашения, которые косвенно регулируют защиту морской среды; 5) арктические документы. Определено, что Конвенция 1982 г. является одним из основных «общих» соглашений. Она не только устанавливает обязательства стран-участниц защищать морскую среду, но и предоставляет прибрежным государствам право устанавливать особые экологические требования в покрытых льдами районах, в том числе и в Северном Ледовитом океане. В связи с чем Российская Федерация взяла на себя обязательство по регулированию судоходства в акватории СМП для целей охраны окружающей среды и предотвращения загрязнения с судов. Отдельно рассмотрен вопрос о необходимости разработки и подписания отдельного соглашения по Арктике, и сформулирован вывод об отсутствии необходимости и объективной возможности реализации такой инициативы, особенно в условиях текущей политической ситуации в мире. Автором отмечается, что все специализированные международные арктические документы имеют экоцентрический фокус, что отвечает намерениям арктических государств, в том числе России, продолжать освоение и развитие арктических территорий и акваторий с обязательным соблюдением современных экологических требований. В связи с чем особое значение приобретает развитие научных исследований в Арктике и усовершенствование наилучших существующих природоохранных технологий. Соглашение об укреплении международного арктического научного сотрудничества 2017 г. призвано содействовать развитию совместных исследований и обмену информацией, однако в свете приостановления научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и другими арктическими государствами, мы не можем сегодня говорить о его эффективности.

 ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. На международном уровне разработано большое количество документов, регулирующих вопросы охраны морской среды Арктики. Арктическая экосистема нуждается в особой защите, поскольку она хрупка и уязвима. Продолжающееся изменение климата и таяние ледников привели к увеличению антропогенной нагрузки на регион. При этом известно, что любая человеческая деятельность оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. Несмотря на наличие множества международных и национальных документов по защите морской среды Арктики, многие вопросы до сих пор не решены. Сегодня мы сталкиваемся с необходимостью восполнить существующие пробелы. Однако разработка нормативных документов должна основываться на результатах научных исследований в различных областях знаний. Это обеспечит обоснованность принимаемых решений.

Арктика является объектом международного регулирования, и хрупкая окружающая среда Арктики также защищается на международном уровне. Арктический регион отличается от Антарктического: договор об Антарктике фактически замораживает территориальные претензии к Южному полюсу и позволяет государствам охранять окружающую среду, а сухопутная часть Арктики принадлежит восьми арктическим государствам. Поэтому международное сотрудничество в арктическом регионе сталкивается со многими проблемами, и для разрешения возникающих споров необходимы нормы международного права, такие как Конвенция 1982 г.

73-85 66
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время одним из актуальных вопросов, стоящих на повестке, является охрана окружающей среды. В 80-е годы XX в. в связи с резкой деградацией окружающей среды мировым сообществом был поставлен вопрос о разработке концепции экологической безопасности. Она была включена во всеобъемлющую систему международной безопасности в качестве одного из составляющих элементов, который приобретает все большее значение. Отсутствие прочного мира, распространение вооруженных конфликтов, накопление оружия, в том числе ядерного, вызывает озабоченность мирового сообщества. Поэтому важной задачей в совершенствовании системы международно-правового регулирования защиты окружающей среды является совершенствование его договорной основы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В настоящем исследовании использованы труды как отечественных, так и зарубежных специалистов по международному праву и проанализированы международно-правовые документы по разоружению. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, которые позволили системно и логически изучить предмет исследования во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (сравнительно-правовой, формально-юридический методы, анализ, синтез, индукция, дедукция).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В рамках данной статьи автор провел анализ проблемы международно-правовой охраны окружающей среды во взаимосвязи с разоружением и внес предложения по их решению и дальнейшему развитию международно-правового регулирования.

ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. По результатам исследования установлено, что принятые в международном праве договоры по обеспечению международной безопасности способствуют не только поддержанию мира, но и экологической безопасности, которая за последние 30 с небольшим лет стала включаться в большинство международно-правовых документов.

86-97 100
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Вопросы сохранения биологического разнообразия в пространствах Мирового океана в настоящее время остро стоят перед сообществом государств в свете расширения масштабов экономической деятельности в таких пространствах и возможностей использования морских природных ресурсов. На универсальном договорном уровне предложен ответ на ряд вопросов, возникших в этой сфере: 4 марта 2023 г. был согласован текст Соглашения (на базе Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по морскому праву 1982 г.) с длинным названием: «О сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции» (далее – Соглашение). Прогнозируется, что вступление в будущем этого Соглашения в силу создаст многостороннюю правовую базу для сохранения биологического разнообразия в открытом море, при упорядоченном использовании его биоресурсов, для защиты такого разнообразия на основании принципа сотрудничества государств.

Цель статьи – проанализировать правовой режим сохранения морских генетических ресурсов с опорой на положения данного Соглашения как правовой основы сохранения морского биологического разнообразия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Предметом данного исследования являются международные договоры, международно-правовые обычаи, общепризнанные принципы международного права и иные источники международного права в сфере сохранения морского биоразнообразия. Методологическая основа работы представлена широким кругом исследовательских методов, а именно: формально-юридическим, сравнительно-правовым, историко-правовым и системно-структурным методами. Кроме того, автор применил методы анализа и обобщения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В данной статье представлен комплексный анализ международно-правового режима морских генетических ресурсов с опорой на положения Соглашения на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Рассмотрена история разработки проекта Соглашения, проанализированы его основные положения, отдельное внимание уделено содержащимся в нем новаторским правовым механизмам. Предложена авторская оценка содержания проекта Соглашения как универсальной правовой основы сохранения морского биологического разнообразия и пути дальнейшего укрепления международного сотрудничества в этой сфере.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В результате проведенного исследования можно констатировать, что текст Соглашения, подготовленный за многие годы переговоров и опубликованный в марте 2023 г., представляет собой знаменательное политико-правовое достижение универсального уровня в сфере сохранения биоразнообразия морской среды. При этом нельзя не отметить достаточно общий характер этого документа, а также то, что для вступления данного Соглашения в силу может потребоваться значительное время: объективно интересы развитых и развивающихся стран в рассматриваемой области далеко не всегда близки. Кроме того, каждое государство – участник Соглашения принимает обязательство среди прочего о том, что использование морских природных ресурсов должно быть связано с обязательством по защите морской среды, а это всегда чувствительно: ряд развитых государств, как известно, под предлогом экономической озабоченности навязывает развивающимся государствам «зеленую» продукцию своих предприятий, что еще больше усугубляет разрыв между ними.

В связи с вышесказанным автор приходит к выводу о том, что международное сообщество наряду с разработкой универсального международного договора могло бы пойти по пути разработки региональных соглашений для уточнения такого правового режима, что также способствовало бы упрочнению правового режима сохранения биоразнообразия на универсальном уровне.

Объявления

2024-03-12

Специальный выпуск «Природная среда и международное право»

Вышел в свет специальный выпуск «Природная среда и международное право» «Московского журнала международного права» (№4/2023) в специальном выпуске журнала, исследовательский акцент которого сделан на анализе современных вопросов международного экологического права (International Environmental Law), размещены следующие статьи:

Абдуллин А.И., Валиуллина К.Б. Реализация международно-правовых норм в области охраны и защиты Мирового океана от загрязнения в законодательстве Российской Федерации: исторический аспект и современность

Гаврилов В.В., Ляшко Г.С. «Экологическое измерение» статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву и законодательство России о регулировании судоходства в акватории Северного морского пути

Солнцев А.М. Борьба с загрязнением пластмассами в международном праве: lex lata и lex ferenda.

Шайхутдинова Г.Р., Хашим Салван Джабер, Поликарпова А.В.  Реализация норм международного права о защите водно-болотных угодий в законодательстве Республики Ирак 

Сорокина Т.Ю. Международно-правовые вопросы защиты морской среды в Арктике

Кукушкина А.В. Международно-правовое регулирование экологической безопасности в договорах по разоружению

Сотскова П.В. Международно-правовые вопросы сохранения морских генетических ресурсов

Выпуск размещен на сайте журнала: https://www.mjil.ru/jour/issue/current

Редакция

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.